Конспект урока по истории Казахстана на тему Обобщение раздела.Жизнь древних людей


Тема: Обобщение раздела «Жизнь древнейших людей» в 10 классе по истории Казахстана .Задачи:
Образовательная: Сформировать знания о жизни древнейших людей, об этапах становления человека, об усовершенствовании орудий труда, о хронологии каменного века, о развитии религиозных верований и искусства, стоянках каменного века.
Воспитательная: Воспитание у учащихся интереса к прошлому, к истории своего народа.
Развивающая: Развитие умений обобщать полученные знания, делать анализ и сравнивать различные даты.
Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Форма проведения: Групповая, парная.
Оборудование: карта Казахстана. Политическая карта мира, рисунки древних людей, даты, новые понятия.
Ход урока:
1. Организационный момент.
В начале урока учащиеся знакомятся с целью и задачами урока. Затем ученики делятся на пары которым даются задания даются тестовые задания, состоящие из 30 вопросов по обобщению раздела «Жизнь древнейших людей».
2. Работа по теме «Закрепление».
К доске выходят 4 ученика, которые должны предоставить заполненную ими таблицу . Первая таблица называется: «Этапы развития древнейших людей в эпоху каменного века».1 пара
Вторая таблица называется: «Совершенствование орудий труда по этапам» .2 пара
Третья таблица называется : «Занятия древних людей» .3 пара
Четвертая таблица называется : «Стоянки каменного века».4 пара
За каждый правильный ответ , пара которая правильно отвечает получает 1 балл в свою копилку баллов. Главная задача каждой пары учеников набрать как можно больше баллов и правильно ответить на поставленные вопросы. «5» - балльная система оценивания .Учащимся раздаются листы контроля:
1 задание
Заполнение
таблицы
(каждая пара свою таблицу) 2 задание Брейн-ринг3 задание
Знание дат по пройденным темам ( 8 основных дат) 4 задание Работа над понятиями
( 7 понятий) 5 задание
Ответ на 5 вопросов
( всего 15 вопросов) 6 задание
Тестовые задания
(д/з)
Таблицы по всему разделу для контроля и проверки.

Пока ученики выполняют задания у доски, остальные ученики играют в Брейн-ринг.
Почему древний период истории называют каменным веком? (Потому, что орудия труда изготовлены из камня).
На какие периоды делится каменный век.? А) Палеолит —древнекаменный век;
В) Мезолит— среднекаменный век; С) Неолит — новокаменный век; Д) Энеолит — меднокаменный век.
Назовите первые орудия труда. (Палка- копалка, дубинка, рубило)
Человеческое стадо — это...
(Первые коллективы людей , состоящие из 30- 50 человек. Они должны обороняться от животных и охотиться сообща.)5.Родина древнейших людей?
(Африка, Южная Азия, Казахстан, Средняя Азия, Южная Европа).
6.Когда стал формироваться современный тип человека?(40- 35 тысяч лет до нашей эры).
7.Первый человек, появившийся на территории Казахстана был современником...
(Питекантропа).
8.Какое значение имело использование огня?
(Огонь защищал от хищников, согревал и позволял готовить пищу).
9.Когда началось похолодание на Земле?(Около 100 тыс лет назад).
10.Какие животные обитали в период похолодания?(Мамонты, шерстистые носороги н т.д.).
Следующее задание направлено на знание дат по пройденным материалам:
2,5-140 тыс. лет до н.э. — нижний или ранний палеолит;
140 - 40 тыс. лет до н.э.- средний палеолит;
40-12 тыс.лет до н.э.- верхний или поздний палеолит;
12-5 тыс. лет до н.э.- среднекаменный век;
5-3 тыс.лет до н.э.- неолит;
3000-2800 тыс.лет до н.э.- энеолит;
10 тыс.лет до н.э. – развитие земледелия;
100 тысяч до н.э.-похолодание на Земле.
Работа над понятиями:
Синантроп
Кроманьонец
Матриархат
Патриархат
ЧопперЧоппингМамонт
Когда появились древние люди на территории Казахстана?'
В чем различие присваивающего хозяйства от производящего?
Как возникло скотоводство?
Как возникло земледелие?
Какое животное было приручено первым?
К каким последствиям привело изобретение лука и стрелы?
7.Какие изменения произошли в эпоху мезолита в климатических условиях?
Расскажите о важнейших изменениях в жизни людей в эпоху неолита?
Когда начался переход от матриархата к патриархату?
10. Как древние люди расширяли круг своих знаний?
11.С чем были связаны первоначальные религиозные воззрения? Что такое тотемизм?
Как называется изображение божества из камня или дерева?
Почему древние люди вырезали скульптуры матери?
Как возникло искусство?
Следующим этапом обобщающего урока является работа с рисунками.
На рисунках изображены орудия труда древних людей, рисунки с изображением первобытных людей. Учащиеся по рисункам должны определить, какие это орудия труда, и где они применяются. По изображениям древних людей. Определить, в какой период они жили, и где найдены их останки?
3. Итог. Подводиться подсчет набранных баллов
Подведение итогов. Выставление оценок.
4. Д\З :§ 1-7 составить эссе по теме: «Жизнь древнейших людей на территории Казахстана»