План-конспект урока по окружающему миру в 1 классе по теме: Дикие и домашние животные


План-конспект открытого урока по окружающему миру
в 1 классе по теме: «ДИКИЕ И ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
Учитель начальных классов: Кондакова Вера Валентиновна
01.10.2015г.

Задачи:
познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных;
учить правилам гуманногообращения с животными;
закреплять и расширять знания о животных,
воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на земле
Образовательные ресурсы: мультимедийная презентация «Дикие животные», «Домашние животные» с рисунками и изображениями диких и домашних животных; ребусы «Дикие животные», загадки, кроссворд «Домашние животные».Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Каких животных мы можем встретить на лесной полянке?
– Как называют животных, которые живут в лесу?
– Сегодня на уроке мы узнаем о жизни диких животных, уточним и проверим наши знания о домашних и диких животных.
II. Изучение нового материала.
1.Просмотр презентации «Дикие животные»
2. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 14–15).
– Откройте разворот учебника «Дикие и домашние животные». Рассмотрите рисунки в прямоугольниках левой полосы разворота и назовите, какие животные здесь изображены. Назовите не только взрослых животных, но и их детенышей. (Медведь, медведица, медвежонок; белка, бельчонок; кабан, поросенок; заяц, зайчонок.)
3. Ч т е н и е и а н а л и з рассказа Н. Сладкова «Угадай: кто я?».
Учитель читает текст:
«– Угадай: кто я? А ем я муравьев и жуков.
Я подумал и сказал:
– Скорее всего, ты – жукоед-дятел!
– Вот и не угадал! – откликнулся голосок. – А еще я ем гусениц и личинок.
– Гусениц и личинок едят дрозды. Наверное, ты – дрозд.
– Я не дрозд. Еще я, бывает, грызу сброшенные лосями рога.
– Тогда ты – грызун: мышь или полевка!
– Я сама ем мышей!
– Тогда ты, конечно, кошка!
– Иногда я ем ящериц. А изредка даже рыбу.
– Может, ты цапля или журавль?
– Не цапля и не журавль. Бывает, ловлю птенцов и таскаю яйца из птичьих гнезд.
– Похоже, что ты куница!
– Не говори мне про куницу, куница – мой старый враг! А еще я ем шишки и рябину, ягоды и грибы, орехи и семена, почки и листья.
Я рассердился и крикнул:
– Скорее всего, ты – свинья! Ты лопаешь все подряд. Ты – одичавшая свинья, которая сглупу забралась на елку!
– Сдаешься! – Ветки качнулись, раздвинулись, и показалась… белка!
Запомни! Мухоловки ловят не только мух, осоеды едят не только ос. А белки грызут не одни орешки!»
4.Б е с е д а п о в о п р о с а м:
– Что нового вы узнали про белку?
– Где живет белка?
– Чем питается белка?
– Отгадайте загадку:
Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.
(Медведь.)
На интерактивной доске появляется изображение медведя.
– Расскажите, что вы знаете о медведе. (Медведь питается медом и малиной. Это животное ест также клубни растений, муравьев, червей, личинок, мышей, рыб.) Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Идет медведь, шумит в кустах,
Спускается в овраг…
На двух ногах, на двух руках –
Мы тоже можем так!
Дети приседают на корточки, поднимают руки к голове, вытягивают руки в стороны.
– Отгадайте загадку:
Я чабан, овец пасу.
С буквой «к» – живу в лесу.
(Кабан.)
На доске появляется изображение кабана.
– Расскажите, что вы знаете о жизни кабана?
– А о ком говорится в этой загадке?
Трав копытами касаясь,
Ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко,
Рога раскинув широко. (Лось.)
На доске появляется изображение лося.
– Лось – очень крупное животное. Самца легко узнать по огромным ветвистым рогам, которые отсутствуют у самок. Лоси любят полакомиться молодыми ветками ив, сочных осин и берез. Они щиплют траву, папоротники и другие растения, а также едят грибы. Лоси проводят много времени у водоемов. Они отличные пловцы. Чуть ли не в недельном возрасте мать приучает лосенка плавать.
Отгадайте загадку В. Жуковича:
Длинноухий, косоглазый,
Скачет без оглядки
От волка и от лисицы.
Кто нашел отгадку? (Заяц.)
На доске появляется изображение зайца.
– Расскажите, что вы знаете о жизни зайца.
– Объясните, почему говорят, что «заяц летом серый, а зимой белый»?
– А на самом-то деле заяц летом совсем не серый, а бурый. А серым он бывает лишь одну неделю весной.
Далее учитель читает отрывок про зайца из рассказа Н. Сладкова:
«Всего на одну недельку в году становится заяц серым, а все заметили и запомнили. А что остальные сорок семь недель он не серый, словно и не видали. Серенький, видите ли, почему-то всем приглянулся!
А что хорошего: линючий, всклокоченный, ни белый, ни бурый, ни то ни се, но вот приметили и прославили. И прослыл заяц серым, словно другим и не бывает».
– Что общего у всех этих животных: у медведя, белки, зайца? (Это дикие животные, потому что они сами добывают себе пищу, находят или строят себе жилище, заботятся о своем потомстве.)
Учитель рассказывает о зайце-русаке.
III. И г р а «Найди домик».
– Соедините стрелками название животного и название его жилища:





2. Р е б у с ы «Дикие животные».
– Прочитайте ребус и расскажите о жизни данного животного.
а)
(Белка.)
б)
(Кабан.)
в)
(Заяц.)
г)
(Лиса.)
IV. – Отгадайте загадки:
Не страшна ему вода,
Не намокнет никогда.
На одной ноге он спит,
Если тронешь – зашипит.
Очень я его боюсь.
Эта птица – важный … (гусь).
Солнце раньше всех встречает,
Курам корм он добывает,
Шпоры носит он умело,
Может в бой пойти он смело.
И не трудно поутру
Разбудить всех … (петуху).
Среди двора стоит копна:
Спереди вилы, сзади метла.
(Корова.)
Четыре ноги, пятый хвост,
Шестая – грива.
(Лошадь.)
С бородой, а не старик,
С рогами, а не бык,
Доится, а не корова,
Лыко дерет, а лаптей не плетет.
(Коза.)
Ноги тонки, бока звонки,
А хвост – закорючкой.
(Собака.)
– Сегодня мы с вами будем говорить ещё и о животных, которые живут рядом с нами: кошках, собаках и о других, которых люди держат рядом с собой.
V. Показ презентации «Домашние животные».
1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 14–15).
– Рассмотрите разворот учебника, правую полосу. Какие животные здесь изображены и как называют их детенышей? (Корова – теленок, курица – цыпленок, свинья – поросенок.)
– Чем они отличаются от диких животных? Рассмотрите центральный рисунок. Расскажите, как семья Ивановых заботится о животных. (Эти животные живут рядом с человеком, он заботится об их пище, жилище, здоровье.)
– Как назвать одним словом этих животных? (Это домашние животные.)
– Каких еще домашних животных вы знаете?
Учитель открывает на доске картинки с изображением животных: мышь, собака, кошка, петух, утка.
– Какое животное здесь «лишнее»? Объясните почему. (Мышь – не домашнее животное, так как она не приносит пользы человеку.)
– Расскажите, какую пользу приносят домашние животные.
– Отгадайте загадки:
 Сама пестрая, ест зеленое, дает белое.
(Корова.)
 Кто не прядет, не ткет, а людей одевает?
(Баран, овца.)
 У кого рога длиннее хвоста?
(Коза.)
 Хвост крючком, нос пятачком.
(Свинья.)
– Как можно назвать всех этих животных? (Домашние животные.)
– Дикие животные живут в природе самостоятельно: добывают себе пищу, строят жилища, ухаживают за своим потомством. А откуда появились домашние животные?
2. Р а с с к а з у ч и т е л я «Как появились домашние животные».
– Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они стали уже не дикими, а домашними.
Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогали ему искать и добывать пишу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
– Чем домашние животные отличаются от диких? (Люди кормят их, строят им жилища, заботятся об их потомстве.)
– Чем они платят людям за их любовь, ласку, внимание?
Дети отвечают, на доске появляется таблица:
Мясо, жир,молоко, кожа,яйца, пух, перья,шерсть, мед,воск, лекарства,охрана жилья,транспортноесредство,общение Домашниеживотные Человек
– К домашним животным относятся не только разнообразные звери (корова, овца, коза, свинья, лошадь).
Отгадайте, о каких домашних животных говорится в загадках:
Явился в желтой шубке:
– Прощайте, две скорлупки!
(Цыпленок, утенок.)
С хвостом, а не зверь.
С перьями, а не птица.
(Рыба.)
Домовитая хозяйка
Пролетела над лужайкой.
Похлопочет над цветком –
Он поделится медком.
(Пчела.)
– Правильно, домашние животные – это еще и птицы (куры, гуси, утки), и рыбы (карп), и насекомые (пчелы, шелкопряд). Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Гулял по улице щенок –
Не то Пушок, не то Дружок.
Гулял в метель и в солнцепек,
И под дождем гулял и мок.
И если даже шел снежок,
Гулял по улице щенок.
Гулял в жару, в мороз и в сырость.
Гулял, гулял, гулял и – вырос.
В. Левин
3. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 14).
– Обратите внимание на изображение кошки в учебнике. Какие признаки показывают, что кошка напугана? (Вздыбленная шерсть, выгнутая спина, поднятый хвост, выпущенные когти.)
– А какие любопытные признаки в поведении своих любимцев вы замечали?
4. Р а б о т а в п е ч а т н о й т е т р а д и (з а д а н и е 10).
– Придумайте свои знаки для обозначения домашних и диких животных.
– домашние животные;
– дикие животные.
– Отметьте этими знаками, какие животные домашние, а какие – дикие.
С п р а в к а. При выполнении этого задания возникает проблемная ситуация: дикие пчелы живут в дуплах деревьев в лесу, домашние – в ульях. Рисунок не позволяет ответить на этот вопрос однозначно, возможен и тот и другой ответ.
VI. закрепление изученного материала. Работа с интерактивной доской:
1. З а к о н ч и т е п р е д л о ж е н и я.
а) Животные, которые сами добывают себе пищу, защищаются от врагов, сами устраивают себе жилье, выводят потомство, называются ... .
б) Животные, которых разводят люди, кормят и защищают их, строят для них жилища, заботятся об их потомстве, называются ... .
– Из перечисленных названий животных выберите сначала домашних, а потом диких:
попугай, белка, канарейка, черепаха, корова, курица, медведь, овца, заяц, лягушка.
2. С о е д и н и т е с т р е л к а м и названия домашних животных и то, что от них получает человек:
корова яйца
куры молоко, сыр, масло
овцы мёд
пчёлы шерсть
3. С о е д и н и т е с т р е л к а м и название животного и название его жилища:
корова берлога
медведь хлев
куры конюшня
лиса курятник
лошадь нора
– Человек постоянно заботится о домашних животных: кормит, чистит, следит за их здоровьем. Летом для домашних животных заготавливаются корма, до наступления холодов утепляются жилища. Зимой и весной у домашних животных рождаются детеныши. Знаете ли вы, какие у кого детеныши?
4. И г р а «Отгадай детеныша».
Учитель называет взрослое животное, а дети – детенышей этого животного.
Н а п р и м е р: Свинья. (Поросята.) Корова. (Телята.) Утка. (Утята.) Гусь. (Гусята.) Лошадь. (Жеребята.) Овца. (Ягнята.) Кошка. (Котята.)
5. К р о с с в о р д «Домашние животные».
По горизонтали:
4. Животных, которых разводят люди, кормят, строят для них жилища, заботятся о потомстве, называют…
5. По горам, по долам ходит шуба да кафтан.
6. По лужку он важно бродит, из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки, дарит мягкие перинки.
8. С бородой, а не старик, с рогами, а не бык.
Не конь, а брыкается. Доят, а не корова.
С пухом, а не птица. Лыко дерет, а лаптей не плетет.
9. Заплелись густые травы, закудрявились луга,
Да и сам я весь кудрявый, а на голове – рога.
10. Четыре грязных копытца залезли прямо в корытце.
По вертикали:
1. У порога плачет, коготки прячет,
Тихо в комнату войдет – замурлычет, запоет.
2. Посреди двора стоит копна.
Спереди – вилы, сзади – метла.
3. Он в мундире ярком, шпоры для красы.
Днем он забияка, поутру – часы.
7. Гладишь – ласкается, дразнишь – кусается.
8. Квохчет, квохчет, детей созывает,
Всех под крыло собирает.

О т в е т ы:
по горизонтали: 4. Домашние. 5. Овца. 6. Гусь. 8. Коза. 9. Баран. 10. Поросенок;
по вертикали: 1. Кошка. 2. Корова. 3. Петух. 7. Собака. 8. Курица.
VII. Итог урока.
– Что нового вы узнали на уроке?
– Каких животных называют домашними?
– Каких животных называют дикими?