Конспект урока по окружающему миру Хвойные и цветковые растения


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20 им. В. Митты
с углубленным изучением отдельных предметов»
-121773147808Урок окружающего мира
«Хвойные и цветковые растения»
00Урок окружающего мира
«Хвойные и цветковые растения»
1320-166100
Урок подготовила
учитель начальных классов
Олейникова Виктория Вячеславовна

Новочебоксарск, 2015
Урок окружающего  мира. 2 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Тема урока: «Цветковые и хвойные растения».
«Цветковые и хвойные растения» - это первый урок в разделе «Разнообразие растений». По типу урок является изучение нового, так как включает в себя следующие этапы: изучение нового, закрепление, обобщение и систематизация знаний и умений.
Задачи урока:
Предметные:
- повторить материал о лиственных и хвойных растениях изученный в 1 классе,          научиться отличать деревья, кустарники и травянистые       растения;
- ввести понятия хвойные и цветковые растения;
- обсудить с детьми отличительные признаки цветковых и хвойных  растений;
- выделить основные признаки хвойных и цветковых растений;
Метапредметные:  
Формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы, доказывать своё       мнение
Развивать речь, память, мышление, наблюдательность
Развивать воображение, творческие способности   
Продолжить работу по формированию у учащихся умению работать с различными источниками информации.
Продолжить работу по формированию у учащихся коммуникативных умений и навыков (работа в парах)
Личностные:
Прививать  интерес к изучаемому предмету; воспитывать  любовь к родному краю,
бережное отношение к природе.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие
Здравствуй, солнце золотое! (Нарисовать круг  руками)
Здравствуй, небо голубое! (Поднять руки вверх, помахать кистями)
Здравствуй, вольный ветерок! (Помахать кистями перед лицом)
Здравствуй, маленький дубок! (Поднять руки вверх и покачать ими)
Мы живём в родном краю –
Всех я вас приветствую. (Пожать одной рукой другую).
2. Актуализация знаний.
Сценка «Спор частей растения»
Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень.– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да ещё и лечу иногда. Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности!  Иногда я так изменяюсь, что надо быть очень внимательным и любознательным, чтобы меня узнать. Называют меня тоже по–разному: корнеплоды, корневые клубни. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!Возмутились листья: «Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте, да ещё и за наш счёт! Это мы готовим растению питательные вещества, умело, используя солнечную энергию! Это мы подсказываем людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могут жители нашего царства листьев кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом с нами легко»– Позвольте! – вступил в разговор стебель. А кто держит листья? цветы? плоды? Кто поставляет питательные вещества от корня к другим частям растения и наоборот от листьев к корню?–  Друзья! Не надо так кричать. Бесспорно самый важный – это Я! – сказал цветок. Потому что я образую, плоды и семена, что бы растение могло размножаться. А кроме того я самый красивый из Вас…А какой чудесный аромат исходит от меня…– Интересно… – вступил в спор плод. Да если бы не я, все растения перевелись бы, не смогли размножаться. Кроме этого, без меня животные и люди умерли бы от голода, потому что я один из главных источников питания.Начавшийся спор между частями растения неразрешимый. Все они важны и необходимы растениям: и корень, и листья, и стебель, и цветы, и плоды. Ведь все они части одного организма.  
-Кто выступал перед Вами? (Части растений).
-К какому царству относятся растения? (К царству живой природы).
-А какие вы ещё знаете царства? (Царство неживой природы).
– Чем объекты живой природы отличаются от неживой? (Объекты живой природы дышат, питаются, растут, движутся, размножаются, умирают)
-А что мы ещё относим к живой природе?

-А что мы относим к царству растений?

Водоросли
Лишайники
Мхи
Папоротники
Хвойные и цветковые растения
  Растения – единственный источник пищи и кислорода. Некоторые животные поедают листья, плоды, молодые побеги растений, древесину. Хищные виды питаются другими животными. Так складываются в природе первичные и вторичные цепи питания. Но лишь растения способны создавать пищу. Человек также использует растения в пищу.  Кроме того, древесина идёт на строительство домов, для изготовления мебели, бумаги, спичек, используется для отопления; из волокна растений вырабатывают  ткани, мешковину, канаты, а также многие лекарства (настойка женьшеня, облепиховое масло и другие).В царстве растений ученые насчитывают около пятисот тысяч видов. Если бы не было растений на Земле, не могли бы существовать ни животные, ни человек. Оказывается, есть целая наука, которая занимается растениями, их изучает. Это б о т а н и к а
(от греческого «ботанэ» - трава, растение). В 6 классе вы начнёте изучать этот предмет.
Учитель: Почему растения являются началом всего живого на Земле?
Ученики: Растения дают кислород, пищу, одежду, стройматериалы, мебель, красители, лекарства; от растений пошла жизнь на Земле.Учитель: Как вы думаете, много ли должно быть растений, чтобы обеспечить всем необходимым и животных, и человечество?
Учитель: Да, всего на Земле более 350 тысяч видов растений. Это очень большое число. Если мы с вами будем каждую секунду называть по одному растению, то на перечисление всех видов растений нашей планеты нам понадобится почти 97 часов.
3. Сообщение темы и целей урока
– Сегодня мы продолжим наше путешествие в мир живой природы.
Что бы Вы хотели ещё узнать про растения?
- Заполните листы результативности.
Вопросы Я знаю Я узнал (а)
Что же такое цветковое растение? Что образуется на месте цветка после цветения? Все ли растения имеют одинаковые части? Что же такое хвойное растение? Где у хвойных растений находятся семена? Все ли деревья на зиму сбрасывают листву? Чем отличаются лиственные растения от хвойных? -Отгадайте загадки.
У меня длинней иголки,Чем у елки.Очень прямо я растуВ высоту.Если Я не на опушке,Ветви – только на макушке. (Сосна)
Есть у родственницы елкиНеколючие иголки,Но в отличие от елки,Отпадают те иголки. (Лиственница)
Ее всегда в лесу найдешь – Пойдешь гулять и встретишь:Стоит колючая, как еж,Зимою в платье летнем. (Ель)
 Эти деревья с виду кажутсяЗлючками,Лапы их покрытыКолючками,Да колючки-то не злые,Можешь даже их погладить ты. (Пихта)
- Как эти растения можно назвать одним словом? (Хвойные)
–Сегодня мы с вами поговорим о цветковых и хвойных растениях, узнаем их отличительные признаки.
- Для этого создадим проект и выпустим книжку о растениях. Но сначала вспомним, что такое проект?
Проект - это "пять П":
1. Проблема (цель)
2. Проектирование (планирование)
3. Поиск информации.
4. Продукт.
5. Презентация.
ПОИСК ИНФОРМАЦИИ.
Работа в группах ( разновариантные задания).
–Сейчас вы получите задания в группах. Вспомните правила работы в группе.
Правила работы в группе для учащихся при решении проектных задач
Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
Не бойся высказывать своё мнение.
Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
Думай сам, а не рассчитывай на других.
Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
1 группа – Подписать части растений.

2 группа – Как различить деревья, кустарники и травянистые растения по их стеблям? Соедините стрелками части высказываний.
Деревья -
Травянистые растения -
Кустарники -

имеют несколько тонких одревесневших стеблей – стволиков.
имеют один толстый одревесневший стебель – ствол.
имеют мягкие сочные стебли.

3 группа – Отметь значком деревья, которые на зиму сбрасывают листву.



4 группа отвечает на вопросы:
-Что делает человек из древесины?
-Какие растения помогают человеку справиться с болезнями?
5 группа – Прочитай текст и слова – подсказки. Укажи в кружочке номер, которым необходимо дополнить предложение.
537341935072392268835072111794235072Растение дышит . Ночью растение берёт из воздуха и выделяет .
4617281369770335998036977 На свету зелёный лист растения берёт из воздуха и выделяет . .
1416685298452
02
127029845111вавмв1111
00111вавмв1111
2981325298453
003
кислород углекислый днём и ночью
Во время выполнения заданий на экране видеоролик "Вальс цветов".
Учитель: Итак, вы провели планирование и поиск информации. Какой же продукт вы получили?
Дети: Мы получили выводы, сделанные в результате исследования.
Учитель: Каждая группа сделала выводы. И вы обменяетесь своими умозаключениями
Вы озвучите свои выводы, т.е. ПРЕЗЕНТУЕТЕ их.
Как это сделать? Я предлагаю воспользоваться планом презентации.
Вывешивается ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИИ на доске.
ПЛАН ПРЕЗЕНТАЦИИ:
1.Какой была цель вашего исследования? Зачем вы его проводили?
2.Как вы проводили исследование?
3.К какому выводу вы пришли?
Дети: Ребята выбирают по одному представителю, который сможет презентовать исследовательскую работу.
-Итак, Вы сделали выводы, т.е. получили ПРОДУКТ своей деятельности. Это книжка «Эти чудесные растения».
ФизминуткаРуки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем – крылья сложили назад.
Учитель. Продолжим разговор на уроке о хвойных и лиственных растениях.
(На столах у детей рисунки хвойных и цветковых растений).
Работа в группах.
(Задание: рассмотри рисунки, разложи на две группы, объясни свой выбор).

Учитель: Чем похожи все хвойные растения?
Ученики: Хвоинки-листья, шишки, все кроме лиственницы зелёные круглый год.
Учитель: Почему хвоинки в течение года одного цвета?
Ученики: Хвоинки живут три-пять лет и опадают с дерева постепенно, не все сразу. Каждый год на дереве появляется новая хвоя, и дерево стоит круглый год зелёным.
Учитель: Что вы знаете о лиственнице? Какое это дерево: хвойное или лиственное?
Ученики: Каждую осень лиственница сбрасывает свои иголочки, но они неколючие. А хвойным деревом её называют потому, что вместо листьев у неё хвоинки.
Учитель: Каким образом семена хвойных деревьев могут «выбраться» из шишки?
Ученики: Им помогают животные и птицы.
Работа в группах.
Учитель: Назовите и подпишите, веточка какого растения изображена:


Учитель: Чем отличаются хвойные растения?
Ученики: Кол-вом хвоинок в одной “чашечке”
Учащиеся рассматривают веточки ели, сосны и лиственниц. Замечают что у ели в “чашечке” находится одна иголочка, у сосны – две, у лиственницы – много.
Учитель: Расскажите, что вы знаете о хвойных деревьях.
Сообщения подготовленных учеников.
1 ученик. Сосна – одна из наиболее распространённых пород, занимает 25% всей площади хвойных лесов. Она приспособлена к различным условиям жизни, нетребовательна к почвам и очень засухоустойчива, а также не подвержена ветровалу. Сосна – светолюбивое дерево. Листья сосны, или хвоя, расположены по паре. Хвоя меняется постепенно, примерно через 2-3 года, поэтому сосна остаётся вечнозелёной.
2 ученик. Лиственница — род листопадных хвойных растений. Она отличается от других хвойных тем, что на зиму сбрасывает свою хвою. Короткие иглы, расположенные на ветках пучочками по 30-40 в каждом, очень нежны и придают дереву красивый пушистый вид. Из всех хвойных лиственница – наиболее быстрорастущее дерево. Светолюбивая и чрезвычайно холодостойкая лиственница простирается далеко на север.
3 ученик. Ель — род вечнозеленых хвойных растений. Ель – это высокое (может достигать 50 м) стройное дерево с красивой вечнозелёной кроной, продолжительность жизни которого доходит до 300 лет. Семена ели – питательный корм для белок и птиц. Ель хорошо развивается только во влажных местах и подвержена ветровалу. Хвоя меняется через 7, а то и 10 лет. Ели неприхотливы, зимостойки, выдерживают городские условия, любят солнце.
Работа по учебнику. Учащиеся читают статью в книге, где раскрывается, почему хвойные растения вечно зелёные.
Вопросы к тексту.
1. Что особенного в хвойных растениях?
2. Почему хвойные растения одного цвета в течение всего года?
3. О каком “особом” хвойном растении вы узнали?
4.Можно ли шишку считать плодом? Почему?
Учитель: (на партах у ребят лежат шишки). Отгадайте, шишки от какого дерева лежат у вас на столах?
Учитель: В названии другой группы – цветковые растения – спрятана их особенность. Какая?
Ученик: Кроме корня, стебля и листьев у них есть цветок. Из него развивается плод с семенами.
Учитель: Рассмотрите цветки растений в учебнике. Назовите растение и какие плоды созревают у этого растения.
Ученики: Мак  коробочка с семенами, огурец  плод – огурец, ландыш  семена, липа  семена.
Учитель: Цветковые растения очень многочисленны и разнообразны. Назовите их.
Учитель: Почему так красивы цветки и почему они так пахнут?
Ученики: Чтобы привлечь насекомых, которые помогают опылять растения. Если растения обменялись пыльцой, тогда образуется плод.
Учитель: Очень разнообразны не только цветки, но и листья цветковых растений. Как они различаются?
Ученики: По форме, размеру, окраске.
Учитель: Рассмотрите внимательно листочки, из чего они состоят?
Ученики: Из листовой пластины, которая пронизана жилками-сосудами, а также из черешка, которым он прикрепляется к стеблю.
Работа в группах.
Учитель: Рассмотрите листочки, подпишите, от какого они дерева.


Учитель: Расскажите, что вы знаете о листьях.
Сообщения подготовленных учеников.
1-й ученик. Вот лист клёна: крупный, с пятью острыми лопастями. Он такой выразительный, что стал символом государства Канады и украшает герб и государственный флаг этой страны.
2-й ученик. У берёзы листочки округлые с острым концом и зубчатым краем. По краю берёзового листа расположены отверстия, через которые в жаркий день выделяются капельки воды с растворённым сахаром. Такие сладкие капельки, похожие на росу, так и называются медвяной росой. Её любят собирать пчёлы.
3-й ученик. Ивовые листья узкие, длинные и острые. Снизу они серо-белые, сверху – зелёные, поэтому при ветре переливаются блестящим серебристым цветом. Взяв лист ивы в руки, замечаешь, что сверху он покрыт пушком, а снизу – шелковистым войлоком. Такое покрытие – защита от иссушающего действия ветра.
4-й ученик. Молодые побеги дуба имеют необычный красный цвет из-за присутствия в них особого красящего вещества. Через некоторое время они становятся зелёными. Волнистые края дубового листа словно повторяют контур кроны взрослого дерева. С древних времён ветка этого дерева была символом силы, знатности, могущества, добра. Венками из дубовых листьев награждали воинов, совершивших выдающиеся подвиги. Да и сегодня красуется изображение двух дубовых листочков на кокарде фуражки и в петлицах формы работников лесного хозяйства, тех, кто выращивает и охраняет лес.
1.Из чего развивается плод с семенами? (из цветка)
2.Как называются такие растения? (цветковые)
3.Чем ещё отличаются друг от друга цветковые растения? (листьями)
4.Какие части листа ты знаешь? (листовая пластина с жилками-сосудами, черешок)
Вывод: (слайд)
название корень стебель лист размножение Особенности жизнедеятельности
Хвойные Есть Есть Есть Семена образуются
в шишках Почти все относятся к вечно -зелёным.
Цветковые Есть Есть Есть Цветы, из них образуется плод с семенами
Очень разнообразны и многочисленны.
Учитель: Охарактеризуйте хвойные растения.
Ученики: Вместо листьев – хвоинки, которые опадают не все сразу, а постепенно заменяясь новыми, вместо цветков – шишки, где находятся семена.
Учитель: Охарактеризуйте цветковые растения.
Ученики: У цветковых растений после цветения на месте цветка образуется плод с семенами.
Учитель: Какая основная задача цветковых растений?
Ученики: Образование семян и сохранение вида.
Учитель: Почему хвойные растения остаются зелёными круглый год?
Ученики: Меняют хвоинки - листья постепенно.
Учитель: Так на какие же группы можно разделить все растения?
Ученики: Цветковые, мхи, хвойные, водоросли, папоротники.
Учитель: Мы сегодня на уроке рассмотрели маленькую часть природы. Только приоткрыли окошко в чудесный мир. Осталось много неизвестного и интересного. Человеческой жизни не хватит увидеть и узнать всё. Но к этому надо стремиться.
18 ноября 2015 года Новочебоксарску исполняется 55 лет.
Давайте узнаем, какие растения растут в Ельниковской роще.
«Ельниковская роща» является единственным лесным массивом в пределах города, представляющим собой остатки нагорных дубов. Около 90% площади занимают зеленые насаждения, в основном искусственные насаждения дубов 40-летнего возраста, созданных среди участков великовозрастной дубравы. Отдельные экземпляры дуба достигают 300-летнего возраста. Насаждения парка образуют замкнутое насаждение теневой структуры с преобладанием дуба черешчатого. Во втором ярусе встречаются клен остролистный, вяз гладкий, вяз шершавый, липа, осина, рябина, черемуха. В первый ярус единично выходят вековые сосны. На отдельных выделах растут чистые насаждения дуба, тополя, березы. В третьем ярусе преобладает лещина, в четвертом – встречается бересклет бородавчатый. Травяной покров представлен типичным широколиственным разнотравьем и эфемероидами, такими как сныть, пролесник, звездчатка, хохлатка, ветреница, чистяк, медуница и др.
Выступления ребят, которые заранее подготовили презентации о растениях Ельниковской рощи.
Игра «А верите ли вы?». Учитель в быстром темпе задаёт вопросы, дети отвечают словами «верим», «не верим». - А верите ли вы, что в Азербайджане растёт конфетное дерево? +- А верите ли вы, что есть растение, которое растёт вверх корнями? –- А верите ли вы, что существует бешеный огурец? +- А верите ли вы, что банан – это тропическая трава? +- А верите ли вы, что в Австралии растёт баночное дерево? –- А бутылочное дерево? +- А верите ли вы, что родина апельсина - Китай? +- А верите ли вы, что кигелия – это колбасное дерево? +- А верите ли вы, что кактусы растут в лесу? – - А верите ли вы, что существует пустынное растение – саксаул? +- А верите ли вы, цветы умеют танцевать? –
Заполните листы результативности.
Вопросы Я знаю Я узнал (а)
Что же такое цветковое растение? Что образуется на месте цветка после цветения? Все ли растения имеют одинаковые части? Что же такое хвойное растение? Где у хвойных растений находятся семена? Все ли деревья на зиму сбрасывают листву? Чем отличаются лиственные растения от хвойных? Рефлексия.
На листе ватмане нарисована полянка, если Вам всё понравилось и Вы всё поняли, то прикрепите красный цветок, если что-то осталось непонятным - жёлтый цветок, а если у Вас ещё много осталось вопросов - синий цветок.
Читает ученик наизусть.
Есть просто храм, есть храм науки, А есть ещё природы храм, С лесами, тянущими руки Навстречу солнцу и ветрам. Он свят в любое время суток, Открыт для нас в жару и стынь. Входи сюда, будь сердцем чуток, Не оскверняй его святынь!