Урок Вежливые слова (Этикетные слова)

Класс: 5
Предмет: Русский язык
Тема урока: «Волшебные слова»
Место урока в системе уроков по данной теме: первый.
Цель:
- создать условия для нахождения слов речевого этикета;
- организовать деятельность учащихся, направленную на применение этикетных слов в соответствующей речевой ситуации.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Планируемые результаты:
Предметные: 
- дает определение понятиям «речевой этикет», «этикетные слова», «речевая ситуация»;
- соотносит этикетные слова с речевыми ситуациями.
Метапредметные:
Познавательные УУД: 
- выделяет и формулирует главную проблему;
- извлекает необходимую информацию из различных источников;
- создает графическую схему речевых ситуаций;
- уточняет происхождение этикетных слов
Регулятивные УУД:
- определяет цель урока совместно с учителем;
- принимает план действий
 Коммуникативные УУД: 
- соотносит этикетные слова с речевой ситуацией;
- формулирует собственное мнение, аргументирует свою позицию;
- убеждает своих одноклассников;
- демонстрирует навыки бесконфликтного общения
Личностные УУД:
- оформляет мысли в виде устного высказывания;
- оценивает свою речь.
Методы / приемы обучения:
- проблемный;
- иллюстративный;
- анализа и синтеза
Формы работы на уроке:
- индивидуальная;
- групповая
Образовательные ресурсы:
- этимологический словарь русского языка;
-Русский язык.5 кл./М.М.Разумовская, С.И.Львова и др., М., «Дрофа», 2011;
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Оборудование, наглядность: проектор, компьютер, экран, учебники, словари, карточки со словами речевого этикета и диалогами, листы достижений, схема
Ход урока:

Этапы
Деятельность учителя

1. Мотивация к учебной деятельности учащихся.
3 мин.
Приветствие:
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
«Доброе утро!»
«Доброе утро!»-
Солнцу и птицам.
«Доброе утро!» -
Улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым
Доброе утро длится до вечера.
- Каков рецепт хорошего дня, по мнению автора этого стихотворения?
- Какие слова помогли вам это понять?
- Предположите тему нашего урока.


2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения.
3 мин.
-Посмотрите на слайд и скажите, какую ситуацию он иллюстрирует?
-Уместны ли данные слова приветствия? Объясните почему.
К сожалению, не все дети умеют правильно употреблять вежливые слова. Но этому можно научиться.
- Сформулируйте цель нашего урока. А как мы можем достичь этой цели?


3. Первичное усвоение новых знаний.
7 мин.

Поработайте в группах. Представьте лингвистический текст учебника (стр. 123) в любом удобном для вашей группы виде (это может быть кластер, таблица, рисунок).
Работа в группе.
Представление результата каждой группы.

4. Реализация построенного проекта
10 мин
Друзья, вот вам на всякий случай
Стихи о школьнике одном:
Его зовут ... а впрочем, лучше
Мы здесь его не назовем.
Ему бывает часто лень
Сказать при встрече: «Добрый день!»
А он стесняется, молчит.
И в лучшем случае «здорово»
Он вместо «здравствуй» говорит.

«Спасибо», «здравствуйте», «простите»
Произносить он не привык,
Простого слова «извините»
Не одолел его язык.
А вместо слова «до свиданья»
Не говорит он ничего.
Или заявит на прощанье:
«Ну, я пошел, пока, всего...»

Не скажет он друзьям по школе:
Алеша, Петя, Ваня, Толя.
Своих друзей зовет он только:
Алешка, Петька, Ванька, Толька.
Ребята, мы не можем тут
Сказать вам, как его зовут.
Мы честно вас предупреждаем,
Что имени его не знаем.

Но, может быть, он всем знаком,
И вы встречались с ним где-либо.
Тогда скажите нам о нем,
А мы... мы скажем вам - спасибо!
(А. Барто)
Задания (работа в паре):
1)Найдите слова речевого этикета и запишите их в тетрадь
2)Сгруппируйте этикетные слова по речевым ситуациям:

Речевые ситуации
Этикетные слова

Благодарность


Прощание


Приветствие


Просьба


Извинение


3) К какой речевой ситуации вам не удалось подобрать этикетные слова? Почему?
4) Пользуясь этимологическим словарем, объясните происхождение слов «спасибо», «извините».
5) Когда мы говорим слово «извините», а когда - «простите»?
6) Почему слова «здорово» и «пока» не являются этикетными?


5. Физминутка.
2 мин.
На календаре последние дни осени. Звучит осенний вальс. Посмотрите на экран. Гимнастика для глаз. Сядьте поудобнее, расслабьтесь и следите глазами за движущимися предметами

6. Задание «Составь диалог» с оцениваем по критериям
10 мин
Составьте и продемонстрируйте диалог на предложенные речевые ситуации (в автобусе, в магазине, в библиотеке, в столовой, на дне рождения), используя слова из упражнений 342, 343
Критерии оценивания:
Соответствие речевой ситуации (1б.)
Наличие 2-3 этикетных слов (1б.)
Выразительность речи (1 б.)
Богатство речи (1 б.)
Артистизм (1 б.)

7. Рефлексия (подведение итогов занятия)
5 мин

Закончи предложения:
Речевой этикет – это
Речевая ситуация – это..
Волшебные слова – это.
Теперь я могу.
Знания, полученные на уроке, пригодятся мне.

8. Организация домашнего задания
5 мин
1) Выполните упражнение 344.
2) Напишите небольшое письмо (маме, другу, сказочному герою, автору любимого произведения - на выбор) с использованием этикетных слов.







15