Лингвистический турнир «В мире русского языка»


ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ ТУРНИР
«В МИРЕ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Цель: развивать интерес к русскому языку как национальному языку; воспитывать интерес к предмету «Русский язык»; развивать правильную речь учащихся, логическое мышление; закрепить знания учащихся, полученные на уроках русского языка; расширять кругозор учащихся; воспитывать любовь и уважение к родному языку.
Оборудование: записи на доске, листочки с заданиями к конкурсам; презентация.
Сведения об игре
Турнир проводится между командами пятого класса. Состав команды - 5 человек.
Ход мероприятия:
Учитель:
Здравствуйте, сегодня мы проводим лингвистический турнир среди обучающихсявашего класса. Вы знаете, что лингвистика – это наука, изучающая законы языка, и сегодня мы еще раз убедимся в том, как велик и богат наш русский язык.
Эпиграфом нашего мероприятия станут слова С.Данилова:
Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей вселенною знаком.
Это потому, что я владею
Русским величавым языком.
Прежде чем наши команды начнут состязаться, посмотрите сценку,,Больной”.
Доктор: На что жалуетесь, молодой человек?
Петя:Захворнул я малость, доктор. Только и делов, что в роте что-то пухнет и в горлу дерёт.
Доктор: Во рту, говоришь? Сейчас посмотрим. (Ставит Пете термометр)
А в каком классе учитесь, молодой человек?
Петя: В пятом ,,Бы”.
Доктор: В пятом ,,Бы”? Не знаю такого класса. А дружно вы живёте в своём классе?
Петя: Ужасно дружно. У нас всегда жутко весело…
Доктор: Жутко и весело! Гм… А учитесь как?
Петя: Порядочек! Железно! Особенно девчонки жмут. Их училка в пух и прах хвалит…
Доктор: Порядочек…Железно…(Берёт у Пети термометр).Ну-ка, открой рот. (Петя открываетрот, высовывает язык). Я так и знал. У тебя серьёзно болен язык. И врач тут ничем не поможет. Вылечиться ты можешь только сам. Я тебе дам хороший рецепт. Вот он (показывает учебник русского языка). Из него ты узнаешь, как нужно говорить. Учитель: Очень печально, когда в разговоре люди не находят нужных слов. Даже прочитав книгу, посмотрев кинофильм, надо уметь о них рассказывать. Надо обогащать свой язык.
Я надеюсь, что в нашем классе нет таких учеников, как Петя. В этом мы убедимся благодаря различным конкурсам. Команды готовы? Тогда начинаем!
Конкурс «РЕКЛАМА РУССКОГО ЯЗЫКА»
Начинаем с проверки домашнего задания. Каждой команде заранее было задано подготовить рекламу русского. Посмотрим, что из этого получилось. Слово предоставляется команде «….."
Конкурс «ДРУЖНАЯ СЕМЕЙКА»
Сейчас вы должны показать, какая вы дружная команда, поэтому следующий конкурс называется «Дружная семейка».
На каждую букву написанных по вертикали слов («трудолюбие» и «литература») подберите дружную семейку. Кто быстрее подберет дружную семейку, тот и победитель.
Слова написаны на листе бумаги, дети по очереди подбегают, пишут слова.
Конкурс « СОБЕРИ ТЕКСТ»
Представители команд должны собрать текст из отдельных предложений, то есть прономеровать предложения в правильном порядке. Затем один человек от каждой команды прочитает этот текст вслух.
Для команды 1
И хвост оторвался от головы и пополз вперед.
Голова сказала: «Разойдемся!»
Но только что он отполз от головы, попал в трещину и провалился.
Голова сказала: «Ты не можешь ходить спереди, у тебя нет глаз и ушей».
Змеиный хвост заспорил с головой о том, кому ходить впереди.
Хвост сказал: «А зато во мне сила, я тебя двигаю, если захочу да обернусь вокруг дерева, ты с места не тронешься».
Для команды 2
Тогда сосед сказал: «Так разорвите пополам все платья, разбейте посуду.»У одного отца было два сына.
Сосед спросил у них: «Как вам отец велел делиться?»
Они пошли судиться к соседу.
Они сказали: «Он велел делить все пополам».
Он сказал им: «Умру, разделите все пополам».
Когда отец умер, сыновья не могли разделиться без спора.
Конкурс « НАЙДИ ЛИШНЕЕ»
Условия игры: каждой команде называется по четыре предмета. Игроки должны объяснить, почему одно слово является «ЛИШНИМ»).Для команды1Существительное, прилагательное, глагол, союз.
• Дождь, снег, град, луна.
• Земля, серая, желтая, зеленая.
• Увидеть, покрасить, краска, добежать.
• Белый, белизна, белеет, белка.
Для команды 2
• Тетрадь, книга, дневник, самолет.
• Пароход, тепловоз, землетрясение, экипаж.
• Касса, маска, тонна, килограмм.
• Ночь, дочь, печь, рожь.
• Вкусный, интересный, искусный, грустный.
Конкурс «САМЫЙ ГРАМОТНЫЙ»На карточках написано письмо от Песика. Найдите и исправьте ошибки.Время – 3 минуты. Задания проверяют представители жюри. 5 баллов.«Дорогой друкздраствуй! ПышыттибеПьос. Как ты жывеш? Я жывувесила многа гуляю и нилюблюделат уроки. Зато чястобывайу в заапарке ф кыно на речьке. Вот и все новосьти. Напишы и ты мне писмо. Пока.Пьос»
Конкурс « В ГОСТИ К ГЛАСНЫМ»
Вечером ребята собрались на лужайке у костра. Долго разговаривали они с гласными, пели песни, а потом стали играть. Начали гласные. Вот какое нелегкое задание предложили они детям.
На этой картинке десять шаров. На каждом - буква. Здесь и гласные, и согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом было не меньше двух гласных.Какие слова составили дети?
С А М Е Н Л Р О П Т
Конкурс «ПИСЬМО ОТ БАБУШКИ ЗАГАДУШКИ»
Ребята, вам не просто нужно отгадать загадку, но и сказать, сколько букв и звуков в данной отгадке. Каждая команда получает свою загадку по очереди.
1.Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет - вскачь пройдет немножко,
Захочет - ляжет на бочок.
Юла. Вэтом слове 3 буквы, 4 звука.
2.Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шубасерая - для лета,
Для зимы - другого цвета
Заяц. В слове 4буквы, 5 звуков.
3.Льется речка -
Мы лежим.
Лед на речке -
Мы бежим.
Это коньки. В слове 6 букв, 5 звуков.
4. Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим.
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем
Это ель. Вслове 3 буквы, 3 звука
Конкурс «ОТГАДАЙ ПОСЛОВИЦУ»
Известно, что пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность, точность. Ваше задание отгадать пословицу по двум словам
Команда 1, слушайте:
«свет», «тьма».
Ответ: Ученье - свет, а неученье - тьма.
«труд», «лень».
Ответ. Труд кормит, а лень портит,
Слова для команды 2:
«встречают», «провожают».
Ответ. По одежке встречают, по уму провожают.
«погибай», «выручай».
Ответ. Сам погибай, а товарища выручай.
Учитель: Наше мероприятие подходит к завершению. Скажите, ребята, какой знак мы чаще всего ставим в конце предложения? (точку) И в заключении посмотрим сценку ,,Знаки препинания” (стих. С.Я. Маршака ,,Знаки препинания”).
Чтец: У последней точки на последней строчке
Собралась компания знаков препинания.
Прибежал чудак - восклицательный знак.
(вбегает восклицательный знак)
Никогда он не молчит, оглушительно кричит:
(!) знак: Ура! Долой!
Караул! Разбой!
Чтец:(указывая) Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
(входит вопросительный знак)
Задаёт он всем вопросы:
(?) знак: Кто? Кого? Откуда? Как?
Чтец: Явились запятые, девицы завитые,
Живут они в диктовке на каждой остановке.
(входят запятые)
Прискакало двоеточие,
(вбегает двоеточие)
Прикатило многоточие,
(вбегает многоточие)
И прочие, и прочие, и прочие….
(входят остальные, точка стала последней)
Чтец: Заявили запятые:
Запятые:(вместе) Мы особы занятые,
Не обходится без нас ни диктовка, ни рассказ.
Чтец: Отозвалась с той же строчки тётя точка с запятой.
Точка с запятой: Если нет над вами точки,
Запятая - знак пустой!
Чтец: Двоеточие, мигая, закричало:
Двоеточие: Нет, постой! Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Чтец: Но сказало многоточие, еле глазками ворочая:
Многоточие: Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие,
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Чтец: Вопросительный знак удивился:
(?) знак: То есть как?
Чтец: Восклицательный знак возмутился:
(!) знак: То есть как!
Чтец: И сказала точка, точка-одиночка:
Точка: Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
Подведение итогов
Жюри объявляет результаты и награждает победителей.
Учитель: Всем большое спасибо!
Викторина для болельщиков
В каком слове 40 гласных?
В каких словах по 100 согласных?
Какое русское слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы?
Какие собственные имена могут принадлежать как мальчику так и девочке?
В названии какого дня недели есть удвоенная согласная?
Имена девочек состоят из двух букв А и удвоенных согласных. Как зовут этих девочек.
Вопросы-загадки:Заворчал живой замок,Лег у двери поперек. (Собака)В воде живет,Нет клюва, а клюет. (Рыба)В болоте плачет, А из болота не идет. (Кулик)Летом за пахарем ходит, А под зиму с криком уходит. (Грач)Весь день в воде,А водой не насытится. (Утка)Живет она между камнями,Голова с четырьмя ногами. (Черепаха)Продолжите начатую пословицу
Встречают по одежке… (провожают по уму)
Рыба ищет, где глубже… (а человек, где лучше)
С миру по нитке… (голому рубашка)Сколько волка ни корми…(он все в лес смотрит)
Заставь дурака Богу молиться…(он и лоб расшибет)
Не плюй в колодец… (пригодится воды напиться)
Не родись красивой… (а родись счастливой)
Не зная броду… не суйся в воду)