Исследовательская деятельность как средство развития интеллектуальной одарённости ребёнка

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ РЕБЕНКА
Песоцкая Надежда Владимировна,
учитель иностранных языков, МАОУ «Гимназия №9 г. Краснокаменска, Забайкальский край

Аннотация
В работе отражены вопросы организации работы с одарёнными детьми в учреждении общего среднего образования на уроках и во внеклассной работе. Раскрыты этапы организации исследовательской деятельности, которая является наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.

В каждом человеке – солнце, только дайте ему светить.
Сократ
Проблема одарённости и организации работы с одарёнными вызывает большой интерес уже на протяжении довольно продолжительного периода времени. Среди самых интересных и загадочных явлений одарённость занимает одно из ведущих мест. Проблемы её развития волновали педагогов, родителей на протяжении столетий. В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения важность и необходимость работы с одарёнными детьми. Но говорить о существовании полноценных систем организации работы с одарёнными преждевременно. Существуют комплексные методики диагностики одарённости, рекомендации по определению приоритетных видов деятельности для отдельных типов одарённости. Будущее любой страны зависит не столько от её политических лидеров, сколько от наличия в данном обществе критической массы талантливых и одарённых людей, которые своей деятельностью обеспечивают общественный прогресс. Объективно необходимо целенаправленное выявление и обучение одарённых школьников, так как оно способствует формированию будущего нации. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одарённых детей, реализация их потенциальных возможностей является одной из приоритетных задач современного общества.
Одарённые дети отличаются друг от друга степенью одарённости, познавательным стилем, сферами интересов. Поэтому перед педагогом стоит большая проблема по раскрытию потенциала ребёнка, отбору содержания, форм и методов в сфере организации образовательного процесса. Именно системный подход к обучению и воспитанию одарённых учащихся, своевременная диагностика их способностей, соответствующее их потребностям программное обеспечение, профессионализм учителя, способного работать с талантливыми учениками, - всё это приведёт к эффективной организации работы с обозначенной категорией детей.
В настоящее время не существует четких определений одарённости. Разработка методов определения способностей и одарённости была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей.
Цель своей деятельности в этом направлении я вижу в том, чтобы технологически проработать вопросы организации работы с одарёнными детьми на всех этапах обучения и воспитания с целью создания эффективной системы деятельности по  их выявлению, поддержке и  развитию способностей.
Прежде всего, я постаралась разобраться в сути понятия детская одарённость, по поводу трактовки смысла которого в современной науке нет однозначного мнения. Изучая литературу по теме, я нашла интересную формулу одарённости ребёнка «детская одарённость» = мотивация + интеллект + креативность. Я  согласна с тем, что дети, целенаправленно решающие личностно-значимые задачи, даже не обладая явными признаками одарённости, делают это с большим успехом, нежели те, кто более одарён, но менее заинтересован. Поэтому, начиная работу, я стремлюсь привить устойчивый интерес детей к своему предмету. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно», - говорил Платон.     Основной  задачей работы с одарёнными детьми, является создание условий для развития и реализации их способностей, причём не только специальных, но и общих. Поэтому в качестве приоритетных задач своей работы в данном направлении выделяю следующие:
-  обучение по способностям,
- развитие духовно-нравственных основ личности одарённого ребенка,
-  развитие индивидуальности одаёенного ребенка.
Наиболее доступной для разрешения вопросов мотивации школьников к учению выступает исследовательская деятельность, основной функцией которой является инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире.
Под исследовательской деятельностью понимается творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, результатом которой является формирование исследовательского стиля мышления и мировоззрения в целом.
Основной целью создания в г.Краснокаменске КНОУ, в которое входят ученики 4 –11-х классов, является выявление и поддержка одарённых учащихся, развитие их интеллектуальных, творческих способностей, поддержка научно-исследовательских интересов учеников.
При организации интеллектуально-творческой деятельности учащихся были определены следующие задачи:
-приобщение учащихся к интеллектуально-творческой деятельности;
-создание условий для расширения среды общения и получения информации;
-участие в проводимых в рамках района научно-практических конференциях;
-формирование навыков исследовательской работы;
-развитие интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей.
Конечно же, главная задача – это выдвижение и реализация в научных исследованиях творческих идей и создание научных работ и проектов.
В этом процессе можно выделить несколько этапов.
На первом этапе – организационно-подготовительном – выявляются учащиеся, желающие работать в научном обществе. В процессе индивидуальной работы с учениками стараюсь помочь в выборе темы предполагаемого исследования, определить круг проблем, требующих решения, подобрать необходимую литературу.
На втором этапе происходит утверждение тем предполагаемых исследований. Данная процедура считается значимой, поскольку позволяет:
-осознать учащимися значимость своей работы,
- создать атмосферу сотрудничества между учащимися и учителем, - стимулирует развитие их научно-исследовательской деятельности.
Иногда возникает ситуация, когда тема проекта находится на стыке нескольких дисциплин, требует консультационной помощи специалистов. В этом случае к сотрудничеству привлекаются другие учителя-предметники.
Третий этап - непосредственная работа над исследованием.
1 раз в неделю учащиеся представляют проделанную работу. Это позволяет:
- осуществлять контроль над процессом работы,
-оперативно решать возникающие проблемы,
-поддерживать интерес и уровень информированности о проводимых исследованиях среди учеников и учителей.
Четвертым и самым важным этапом исследовательской работы учащихся является экспертиза творческих проектов, проводимая экспертными группами, созданными на основе методических объединений учителей школ.
При защите работ на научно-исследовательских конференциях используем возможности процессора презентаций Power Point.
Наиболее удачные работы рекомендуются для участия в районной научнойконференции учащихся. Эта работа в гимназии ведется практически с самого её основания. Работа Добричевой Татьяны «Der Umweltschutz, Wasser, Energie» 2010 года заняла 3место в Ломоносовских чтениях, проводимых в гимназии №9, и 2 место в lX РНПК . Исследовательские работы Добричевой Татьяны и Змоян Кристины в 2009/2010 г.г. принимали участие в фестивале «ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА» в г. Москве, за что девочки получили книги, диски и сертификаты. Учащиеся 9, 10, 11 классов неоднократно принимали участие в Ломоносовских чтениях, проводимых в Гимназии №9, занимали 1-3 места, а также эти учащиеся принимали очень активное участие в РНПК в разные годы. Результат участия в РНПК- 2-ые, 3-и места. Вот фамилии учеников, занимающихся исследовательской деятельностью: Зырянова Екатерина (11Б), тема исследования «Design in Deutschland und in Russland», 2011/2012; Медведева Евгения, 10Б с темой „Berliner Mauerfall“; Зобян Диана «Образовательная политика в Германии», 2009/2010; Зырянова Екатерина «Die deutschen Autos», 2010/2011; Шевченко Марина с работой „Migration der Menschen“ в 2012/2013 г.; Марина Шевченко - тема работы «Die Natur, Naturschutz und цkologische Probleme Deutschlands und Transbaikaliens»,2013/2014; Валов Денис,(8Б кл. ) с темой исследования «Development of sport» (англ. язык), 2013/2014 г
Хочется подчеркнуть, что включение исследовательской работы в процесс обучения позволяет привнести в него не только индивидуализацию и дифференциацию образования, стать средством определения индивидуального образовательного маршрута с учетом способностей и интересов ученика, но и быть реальной основой интеграции основного и дополнительного образования, что является условием развития личности ученика и его способностей.
Исследовательская работа ведется не только во внеурочное время, но и на уроках, где я использую элементы исследовательской деятельности.
Задания исследовательского характера вызывают усиленный интерес у учащихся, что приводит к глубокому и прочному усвоению материала; самостоятельная работа учащихся носит не исполнительский, а исследовательский характер. Итогом работы на уроке становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответы на проблемный вопрос учителя. Формы и приёмы работы с одарёнными детьми в рамках отдельного урока направлены на дифференциацию и индивидуализацию работы. Использую дифференцированные задания по трудности, по уровню творчества, по объёму учебного материала. В результате одарённый ученик получает дополнительный материал, большие возможности развития мышления, умений работать самостоятельно (решение проблемных ситуаций, логических задач, задания повышенной сложности, задания на опережение). Также организую на уроках работу в малых группах, в которую входят дети с разным уровнем обученности. При решении учебной задачи одарённый ученик исполняет роль консультанта, оказывает помощь каждому члену группы.
Опыт показал, что самостоятельное исследование по определённой теме, особенно в том случае, если за ним следует отчёт о его результатах перед всем классом, вызывает глубокий интерес учащихся и желание работать. Сама методика построения урока способствует поддержанию и развитию интереса к познавательной деятельности.
Создание в школе условий для исследовательской работы способствует активному вовлечению учащихся в творческий поиск, увеличивает объем знаний, добытых самостоятельно, позволяет повысить интерес учащихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной урочной системе.
Исследовательская работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.
Необходимость и естественность педагогического взаимодействия и сотрудничества были обоснованы Л.С. Выгодским: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнять самостоятельно. Исследуя то, что ребенок способен выполнить самостоятельно, мы исследуем развитие завтрашнего дня. Исследуя то, что ребенок может выполнить в сотрудничестве, мы определяем развитие завтрашнего дня».

Литература


1.Рождественская, И.В. - Межпредметный элективный курс «Школа исследователя: основы учебно – исследовательской деятельности»/ И.В. Рождественская // Исследовательская работа школьников, Народное образование, - 2005, - № 4, - стр. 102
2.Дякив, В.В. – Научное общество учащихся эффективная модель организации исследовательской деятельности. » / В.В. Дякив // Исследовательская работа школьников, Народное образование, - 2005, - № 4, - стр. 135
3.Зарубина, У.В. – Учебно – исследовательская работа в научном обществе учащихся Усть – Муйской школы /У.В. Зарубина // Исследовательская работа школьников, Народное образование, - 2005, - № 4, - стр. 140.
4.Задворный, Б.В.- Четвёртая республиканская летняя научно – исследовательская школа учащихся и учителей.











13PAGE \* MERGEFORMAT14115