СтатьяПроектная деятельность как средство успешной социализации дошкольника


Проектная деятельность как средство успешной социализации дошкольника
Татьяна Александровна Мокроусова,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 219 «Колокольчик» г. Саратова
Дошкольное образование является первой ступенью общего образования ребенка. В этой связи, педагоги дошкольных учреждений стремятся найти новые, инновационные, наиболее эффективные пути и средства решения поставленных задач. Одним из наиболее ярких, развивающих, интересных и значимых методов, как для взрослых, так и для детей, является проектная деятельность.
Проектная деятельность в дошкольном образовательном учреждении – это, прежде всего, сотрудничество, в которое вовлекаются дети, педагоги, родители. Этот метод всегда предполагает решение какой-либо проблемы и получение результата. Очень важно, чтобы у детей возник интерес к этой проблеме, а еще лучше, если ребенок сам обнаружит проблему и у него возникнет желание решить ее. Поэтому перед педагогами стоит задача развивать и поддерживать детскую самостоятельность и инициативность, а также помогать родителям налаживать взаимоотношения с ребенком, стараясь относиться к нему как к равноправному члену семьи, имеющему свое мнение.
Работа с детьми в МДОУ «Детский сад № 219 «Колокольчик» включает в себя специально организованное обучение, совместную деятельность с детьми, совместную деятельность детей, а также анализ и корректировку работы.
Наблюдение за играми детей, продуктивной деятельностью, беседы с родителями и детьми, наблюдения за их общением друг с другом, посещение семей на дому позволили выявить, что у большинства дошкольников:
не сформировано понятие «семья»;
обнаруживается высокая тревожность;
агрессивное поведение;
низкий уровень эмоционально-волевой сферы;
неумение организовать общение.
Исходя из этого, были выдвинуты следующие задачи работы с детьми:
Формировать понятие «семья».
Вырабатывать потребность радовать близких добрыми делами, заботливым отношением.
Развивать навыки взаимодействия с членами семьи.
Воспитывать уважение к жизненному опыту, ласковое, чуткое отношение к близким.
Для решения поставленных задач воспитатели привлекли родителей с целью оказания помощи в создании предметно-развивающей среды, которая включает:
уголок «семья» - зона сюжетно-ролевой игры;
дидактические, творческие игры;
цикл картин «Семья»;
семейные альбомы;
изобразительный материал;
книги по теме.
Обеспечили свободный доступ ко всем предметам. Реализация задач с детьми проходила в ходе специально организованного обучения. Сюда относятся: занятия познавательного цикла; экскурсии на места работы взрослых; продуктивные занятия; музыкальные занятия; занятия с психологом.
Совместная игровая деятельность воспитателей и детей складывается из бесед о семье, рассматривания семейных альбомов; составления и рассматривания «генеалогического древа» и «герба» семьи; картин художников из серии «Семья»; чтения художественной литературы, пословиц и поговорок; заучивания стихов по тематике; игр: подвижных, творческих и дидактических; психогимнастики; праздников и семейного досуга.Также значительную роль играет в жизни, развитии дошкольников их самостоятельная деятельность, которая позволяет видеть создаваемые образы, копирование детьми ситуаций.
Практическая комплексная работа с детьми специалистов ДОУ с целью преодоления и предупреждения трудностей социализации, является длительной и систематичной, требующей тщательной подготовки. Поэтому нами был выбран метод проектной деятельности как основа сплочения семьи, преодоления ее кризиса, налаживания детско-родительских отношений.
Нашей задачей стало стремление пробудить в растущем человеке любовь и уважение к членам своей семьи, родственникам и окружающим людям, а также любовь к родной земле, родному дому, детскому саду, городу.
Рассмотрим некоторые из осуществленных проектов.
Воспитание уважения к близким людям – такова цель проекта «Ребенок и семья», разработанного творческой группой ДОУ № 219. В ходе реализации проекта было организовано детско-взрослое сообщество (дети – воспитатели – родители), где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его пожелания, права.
Проект рассчитан на 3 года. В каждой группе решаются свои задачи.
В средней группе основным направлением стала работа с альбомами и фотографиями по темам:
Вместе дружная семья.
Увлечения семьи.
Выходной день нашей семьи.
Дети знакомились с индивидуальными особенностями организации свободного времени семьи, традициями семьи. Составляли рассказы из личного опыта. Устраивались совместные развлечения спортивного содержания «Мы – дружная семья».
В старшей группе стояла задача – познакомить с родословной семьи. Возник проект «Генеалогическое древо». Работа вызвала интерес особенно со стороны молодых родителей. На родительском собрании взрослых, а на занятиях детей знакомили с содержанием статей международного документа «Конвенция о правах ребенка», особое место уделяя правам ребенка на имя, сохранение своей индивидуальности и семейные связи.
Отсюда вытекает проект «Происхождение фамилии», цель которого выявление истории фамилии. Данный проект дал положительный результат, так как взрослые и дети стали активными участниками, а также изменился стиль общения между детьми и взрослыми.
Проект «Мы живем в Саратове» разработан с целью: расширить знания о месте, где живут, дать представления о достопримечательностях города, познакомить с памятниками истории и культуры, воспитывать любовь к городу. Был оформлен альбом «Любимое место отдыха в Саратове», проведены беседы, цикл занятий «Город мой родной», экскурсии в детский и городской парки, по близлежащим улицам. Проведен экскурс в прошлое названия улиц.
Планируется проект «Достопримечательности нашего города».
Проект «Природа нашего края» способствовал организации фотовыставки «Братья наши меньшие», «Растения нашего края», а родители помогали делать гербарий.
Экспериментирование – один из активных методов, используемых в проектной деятельности. Опыты с водой, воздухом позволяют понять значимость чистой воды и воздуха. Все это вливается в тему по экологическому воспитанию.
В старшем дошкольном возрасте нельзя обойтись без символики. Поэтому познакомили детей с символами нашей страны, изучили геральдику. Следующий проект «Герб семьи». Цель: выявление семейных ценностей и традиций. Так, постепенно, начиная с младшего возраста, знакомство с семьей перерастает в знакомство с родным городом, природой родного края; формируются представления о стране и ее этнокультуре.
Проект «Ребенок и этнокультура», цель которого – формирование этнокультурной компетентности, способствовал организации и постановке совместно с родителями спектаклей, фольклорных праздников «Посиделки», «Масленица», «Троица».
Таким образом, участие в проектной деятельности дает возможность развивать у дошкольников социальную активность, способность достигать цели, двигаться к результату. Проектная деятельность позволяет удовлетворять потребность общества в активной творчески-развивающейся личности, способствует воспитанию уважения к семье и близким, а через уважение и любовь к родителям, родственникам воспитываются и гражданско-патриотические чувства. И если родители и воспитатели объединяют свои усилия и обеспечивают малышу эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома, то можно с уверенностью сказать, что произошедшие изменения ему на благо. Поэтому и семья, и детский сад должны объединить усилия по преодолению трудностей, создать единое пространство развития, постоянно взаимодействовать друг с другом.
В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество, которое предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимопознание и взаимовлияние, взаимопомощь и поддержку.
Результаты нашей работы не сиюминутны, они отсрочены во времени. Однако анализ мнений педагогов показал, что у родителей появился интерес к работе детского сада, воспитанию детей; увеличилось количество обращений в «Шкатулку вопросов», индивидуальных консультаций со специалистами, вопросов к воспитателям; возрос интерес к мероприятиям, проводимым детским садом, а также количественный состав их участников.
А самое главное, что работа с дошкольниками и наблюдения за ними в различных видах деятельности дали положительный результат: дети могут рассказывать о членах своей семьи, тем самым у них формируется понятие о семье; способны выражать свои чувства по отношению к близким; появилось желание самостоятельно готовить подарки и сюрпризы своим родным; возникают сюжетно-ролевые игры, отображающие заботливые, добрые отношения между членами семьи. Вовлечение родителей в орбиту педагогической деятельности, их участие в процессе жизнедеятельности детей в ДОУ важно и необходимо для развития их собственного ребенка.
Оказание помощи ребенку-дошкольнику с проблемами в социализации носит адресный характер и основывается на индивидуальном подходе специалистов. Правильная организация работы с детьми позволяет на ранних стадиях корректировать социальное развитие личности и в итоге прийти к успешной социальной адаптации ребенка.