Курс по выбору Моя профессиональная карьера 9 класс








Курс по выбору

«Моя профессиональная карьера»
9 класс

17 часов.









Программу составила
Соломина Елена Евгеньевна,
заместитель директора по УВР,
учитель русского языка и литературы.





1. Пояснительная записка
Перед учениками всегда остро стоит проблема выбора профессии, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе.
Изменение в структуре экономики влечёт за собой изменения состава профессий, в которых экономика нуждается. Почему курс ориентирован именно на учащихся 9 класс? Потому что именно перед ними стоит сложный выбор стоит перед выпускниками 9 классов, так как им трудно понять особенности запроса рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, как стать успешным и конкурентоспособным в профессии.
Помочь учащимся 9 класса ориентироваться в сложном мире труда призван курс по выбору «Моя профессиональная карьера».
Цели курса:
формирование у учащихся чувства долга, ответственности, профессиональной чести и достоинства;
оказание просветительской поддержки учащимся в процессе выбора профессии;
помочь учащимся определиться с выбором профессии в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда;
актуализировать процесс самоопределения за счёт получения знаний о себе, о мире профессионального труда;
развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
Задачи: курса:
сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров;
обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности.
2. Формы работы
конференция;
«круглый стол»;
индивидуальные и групповые занятия;
демонстрация кино- и видеофильмов;
встреча с представителями отдельных профессий;
диспут, конкурс;
проект.
Методы профессионального воспитания
методы формирования сознания личности;
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;
методы стимулирования поведения и деятельности.
3. Место курса в учебном плане.
1. Часы выделены за счёт учебного предмета «Технология».
2. Курс составляет 17 часов.
4.Личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы курса по выбору «Моя профессиональная карьера»

Реализация программы способствует развития следующих УУД: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных.
Личностные УУД: 
обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию в мире профессий;
действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания программы, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный профессиональный выбор;
осознание себя как успешной личности.
2. Регулятивные УУД:
умение выполнять постановленную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование – определение последовательности изложения тем;
составление учебно-тематического плана и последовательности действий, подача материала в алгоритме “от простого к сложному”;
прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения;
контроль своих достижений;
 коррекция своей работы и деятельности группы;
оценка результата и осознание качества и уровня усвоения знаний;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии к преодолению препятствий .
3. Познавательные УУД:
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач;
умение адекватно, осознанно и произвольно излагать полученные знания;
постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности на выбранную тему;
поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
4. Коммуникативные УУД.
умение вставать на позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми в процессе дискуссии, диспута, проектной деятельности;
умение планировать учебное сотрудничество с педагогами, сверстниками, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
5. Предметные УУД:
понимать значение профессионального самоопределения;
понятие о профессиях и профессиональной деятельности;
понимать правила выбора профессии;
понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также о психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;
значение творческого потенциала человека, карьеры.
соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии;
составлять личный профессиональный план и мобильно изменять его;
анализировать информацию о профессиях по общим признакам профессиональной деятельности:
пользоваться сведениями о путях получения профессионального образования. 
5. Содержание изучаемого курса
№ п/п
Тема
Кол-во часов
Содержание

1
Вводное занятие

1
О цели и задачах курса. Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессии. Дневник выбора профессии как форма фиксации данных по курсу «Моя профессиональная карьера».

2
Многообразие мира профессии.

1
         Труд в жизни человека и общества. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
            Профессиональная деятельность как способ самореализации и самоутверждения личности.
            П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а. составление словаря профессий, психологическое тестирование.

3
«Секреты» выбора профессии («хочу» - «могу» - «надо»)
2
«Хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» -человеческие возможности (физиологические и психологические ресурсы личности); «надо» - потребности рынка труда а кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.
         Общее понятие о профессии, специальности, должности.
           Личный профессиональный план.
         П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а. Ответ на вопросы: какие три специальности относятся к одной профессии? К какой профессии относятся следующие специальности: хирург, стоматолог, терапевт, невропатолог? Распределение профессий, специальностей, должностей по соответствующим группам (предлагается перечень профессий).

4
Моя профессиональная карьера
2
Понятие о профессиональной карьере. Критерии профессиональной Компетентности.
Индивидуальный профессиональный план как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

5
Деловой этикет.
2
Виды общения. Телефонные переговоры. Деловое письмо. Как вести переговоры.
         П р а к т и ч е с к а я   р а б о т а. Деловая игра «Переговоры», «Перезвоните, вас не слышно», письменная работа «Составление делового письма»

6
Как найти хорошую работу
1
         Роль СМИ, рекламы, телефонной связи
Работа над проектом.

7
Приём на работу. Собеседование
1
Деловая документация. Заявление. Резюме. Автобиография. Требования к проведению собеседования

8
Условия работы и требования профессии к человеку
1
Санитарно-гигиенические условия труда; требования к возрасту и здоровью; элементы творчества, характер трудностей, степень ответственности, специальные требования к физиологическим и психологическим особенностям человека, отличительные качества хорошего работника; специальные условия: влияние профессии на образ жизни работника, его быт и т.д.; экономические условия: организация труда, система оплаты, отпуск.

9
Корпоративная этика. Как вести себя с подчинённым, сослуживцем, начальником
1


10
Конфликты. Предупреждение конфликтов. Учись ладить с людьми
2
           Природа конфликтов. Типы конфликтов. Основные причины конфликты.


11
Трудоголики. За и против
1


12
Ты и твой имидж
2
Представление проектов учащихся.


Методическая литература.
Дъячкова О.Ф.    Классный час "Роль самовоспитания при планировании карьеры", "Что может помочь в планировании карьеры". // Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 15-
Баранова Н.А.    Классный час - практикум "Мы выбираем" // Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 26-36.
Махмудова А.А.    Классный час "Как выбрать профессию". // Классный руководитель. - 2008. - № 7. - С. 36-47.
Пиляй Н.В.    Организация профориентационной работы в школе. // Справочник классного руководителя. - 2007. - № 9. - С. 14-19.
Малышева М.К.    Профориентационная деятельность образовательного учреждения. // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2008. - № 2. - С. 48-65.
Боровская Л.Н.    Анкеты по профориентации для старшеклассников. // Практика административной работы в школе. - 2008. - № 1. - С. 56-59.
Пряжников Н.    Лекции, игры, упражнения и другие способы заинтересовать школьников профессиональным самоопределением. // Директор школы. - 2008. - № 6. - С. 84-90.
Тафий, А.М.    Профориентационная деловая игра для старшеклассников "Лабиринты выбора" // Научно - методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе . - 2011. - № 7. - С. 116-123.





.

15