Авторская программа Моя профессиональная карьера


МБОУ СОШ №8
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №8 с углубленным изучением отдельных предметов
г.Пушкино Пушкинского муниципального района
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МБОУ СОШ №8 ____________
Богачева И.Н.
«___»______________20___года
М.П.
Календарно - тематическое планирование по технологии
(авторский курс «Моя профессиональная карьера»).
10 класс, 34ч.
Алпацкая Татьяна Викторовна
учитель технологии 1 категории

«СОГЛАСОВАНО»
Протокол заседания ШМО №____ от _________г.
Руководитель ШМО _________________
(подпись)
«____»_______________ 20__ г. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Современная жизнь отличается коренными переменами, новым образом мыслей и действий. Адаптация к новым условиям требует от взрослого человека напряжения всех его физических и нравственных ресурсов.
Программа «Моя профессиональная карьера» позволяет учащимся развить умения и навыки, необходимые для эффективного функционирования в социуме, построения успешной профессиональной карьеры, управления собственным поведением. Программа направлена на выбор профиля дальнейшего обучения и построения траектории обучения «профиль – профессия – ЕГЭ - ВУЗ», навыков исследовательской деятельности, являющихся ключевыми образовательными компетенциями, соответствующими государственной концепции непрерывного образования.
Данная программа обеспечивает условия для развития навыков коммуникативной, познавательной, организационной деятельности.
В современных условиях значительно возрастает роль экономической подготовки старшеклассников, в том числе и к предпринимательской деятельности.
Становление и развитие в России предпринимательства являются закономерным и объективным процессом реализации экономических реформ и формирования в перспективе цивилизованной рыночной экономики.
Переход к рыночной экономике, юридическое признание собственности вызвали к жизни и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, а самое главное – новых знаний.
В этих условиях особенно важно соответствие содержания образования потребности общества в формировании нового типа работников – предприимчивых, экономически грамотных, профессионально образованных, способных быстро адаптироваться в различных рыночных ситуациях.
В связи с этим одним из приоритетных направлений современного образования является обучение учащихся основам предпринимательства, их адаптация и ориентация в рыночных условиях, формирование экономического мышления, развитие экономической культуры населения.
Раздел курса «Основы предпринимательства» направлен на расширение кругозора учащихся о современном мире и роли предпринимательства в нем. Изучение курса способствует воспитанию экономически грамотного гражданина, обладающего качествами лидера, умеющего принимать решение и прогнозировать его последствия, уважающего экономические права и свободы других людей, готового поделиться своими знаниями и опытом, предприимчивого и ответственного. В процессе изучения курса используются различные формы и методы обучения: деловые игры, тесты, викторины, кроссворды, практикумы, позволяющие закрепить полученные теоретические знания.
Цель курса: повышение уровня социально - психологической адаптации старшеклассников в современных социально- экономических условиях; актуализация процесса планирования и построение успешной профессиональной карьеры.
Задачи курса:
Развитие навыков эффективной коммуникации
Развитие лидерских качеств
Формирование навыков целеполагания
Формирование навыков деловой коммуникации
Развитие экономической культуры
Учащиеся должны знать: возрастные этапы становления личности; технологии построения успешной профессиональной карьеры; основы предпринимательства.
Учащиеся должны уметь: принимать решения и делать выбор, брать ответственность за свой выбор и свои поступки, конструктивно строить свои взаимоотношения с окружающими, отстаивать свою позицию конструктивными способами, ставить перед собой близкие и дальние цели, вырабатывать методы их достижения, составлять личный профессиональный план и корректировать его.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«МОЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРЬЕРА».
1 РАЗДЕЛ: « ПСИХОЛОГИЯ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ» - 12 ч.
ТЕМА 1. ЛИЧНОСТЬ, ЕЁ СТРУКТУРА И МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. – 2ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с основными подходами к анализу психики личности; раскрыть сущность понятий «мотивы», «ценностные ориентации»; показать значение мотивов и ценностных ориентаций в профессиональном самоопределении.
СОДЕРЖАНИЕ: Личность и ее понимание. Структура личности. Деятельность и сознательные процессы личности. Побудительные мотивы человеческой деятельности. Потребности: материальные, социальные, духовные. Социальная значимость. Цели и ценности. Мотивации в деловом общении.
ТЕМА 2. ИНДИВИДУАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ДЕЛОВОМ ОБЩЕНИИ.- 2ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с критериями классификации личностей, с личностными особенностями проявления в деловом общении.
СОДЕРЖАНИЕ: Способности - важное условие успеха в профессиональной деятельности. Эмоции и темперамент в деловом общении. Характер и волевые качества в деловом общении. Методы оценки индивидуально - психологических свойств личности.
ТЕМА 3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ -4ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с понятием “общение”; дать представление о видах и стилях общения; показать учащимся особенности проявления личностных свойств в общении.
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие «деловое общение». Структура, виды и формы делового общения. Коммуникативная сторона общения. Интерактивная сторона общения. Перцептивная сторона общения Этапы общения. Стили общения. Сущность и особенности делового общения. Принципы эффективного слушания. Успех делового общения. Психологические защиты в деловом общении: защитные механизмы.
ТРЕНИНГОВАЯ ИГРА «КОРАБЛЕКРУШЕНИЕ» (исследование процесса принятия группового решения, развитие навыков убеждающего воздействия, отработка навыков делового взаимодействия).
ТЕМА 4. ДЕЛОВОЕ ОБЩЕНИЕ И ПСИХОДИАГНОСТИКА -2ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с историей становления и развития психодиагностики, с классификацией тестов и практикой их применения.
СОДЕРЖАНИЕ: Психодиагностика и тесты. Классификация тестов.
Диагностические процедуры: методика КОС, тесты «Умеете ли вы говорить», «Взаимоотношения с собеседником».
ТЕМА 5. ЭТИКА И ЭТИКЕТ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ. ИМИДЖ – КАК СРЕДСТВО ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ – 2ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с приемами расположения к себе собеседника; изучить функции и конструкции комплиментов и других знаков внимания; развить навыки использования знаков внимания, эффективной самопрезентации.
СОДЕРЖАНИЕ: Общие этические принципы и характер делового общения. Деловой этикет. Правила этикета. Правила вербального этикета. Правила общения по телефону. Технология имиджирования.
2 РАЗДЕЛ: « СТАНОВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛА» - 12ч.
ТЕМА 1. СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОГО ПРОФЕССИОНАЛА – 2ч.
ЦЕЛЬ: раскрыть понятие “профессионализма”. Познакомить с качествами, которыми должен обладать современный профессионал.
СОДЕРЖАНИЕ: понятие «профессионализма». Требования рынка труда, предъявляемые к современному профессионалу.
ТЕМА 2. СОВРЕМЕННЫЙ РЫНОК ТРУДА – 2ч.
ЦЕЛЬ: раскрыть понятия: «рынок труда», «безработица», познакомить с ситуацией на рынке труда.
СОДЕРЖАНИЕ: особенности современного рынка труда. Причины молодежной безработицы. Пушкинский центр занятости населения (структура и услуги, оказываемые центром занятости).
ТЕМА 3. ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УСПЕХА -2ч.
ЦЕЛЬ: сформировать мотивацию успеха.
СОДЕРЖАНИЕ: причины удач и неудач. Профессиональные и личностные качества для формирования ситуации успеха. Программа личной эффективности.
ТЕМА 4. ПУТИ ПОСТРОЕНИЯ КАРЬЕРЫ – 2ч.
ЦЕЛЬ: раскрыть понятие «профессиональная карьера», проинформировать о моделях построения профессиональной карьеры.
СОДЕРЖАНИЕ: критерии профессиональной компетентности. Индивидуальный профессиональный план, как средство реализации программы личностного и профессионального роста человека.
Диагностическая процедура: методика Холланда «Тип личности».
ТЕМА 5. УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ -2ч.
Цель: дать понятие уверенного и неуверенного поведения; отработать навыки уверенного поведения.
СОДЕРЖАНИЕ: треугольник уверенности. Признаки уверенного и неуверенного поведения. Отработка приемов уверенного поведения.
Практическая работа: деловая игра «Приемная комиссия».
ТЕМА 6. ТЕХНОЛОГИЯ ПОИСКА РАБОТЫ - 2ч.
Цель: обучить технологии поиска работы, повысить уровень готовности старшеклассников к прохождению собеседований.
СОДЕРЖАНИЕ: Источники информации о трудоустройстве (служба занятости, СМИ, кадровые агентства). Способы поиска работы. Установки при поиске работы. Документы, необходимые при трудоустройстве. Виды собеседований. Подготовка к собеседованию. Наиболее часто задаваемые вопросы на собеседовании.
Диагностическая процедура: методика УСК.
Практическая работа: составление резюме, автобиографий.
3 РАЗДЕЛ: « ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» -10ч.
ТЕМА 1. СТАНОВЛЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ -1ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с историей развития предпринимательства.
СОДЕРЖАНИЕ: История развития предпринимательства в России. Основные виды предпринимательской деятельности в России. Династии российских предпринимателей.
Практическая работа: решение кроссворда на тему: «Немного истории».
ТЕМА 2. ВИДЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ИДЕЯ -1ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с видами и классификацией предпринимательской деятельности; выявить источники и критерии отбора бизнес идей.
СОДЕРЖАНИЕ. Классификация предпринимательской деятельности. Характеристика видов предпринимательской деятельности. Источники формирования предпринимательских идей. Критерии отбора идей. Общая схема реализации идеи.
Практическая работа: написание мини - сочинения на тему: «Моя оригинальная предпринимательская идея»; игра Н.Пряжникова «Бизнес – риск – мен».
ТЕМА 3. МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО -1ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с ролью малого бизнеса в экономике развитых стран.
СОДЕРЖАНИЕ: Сущность субъекта малого предпринимательства. Преимущества и недостатки малого предпринимательства. Роль малого предпринимательства в экономике. Причины, тормозящие развитие малого предпринимательства.
ТЕМА 4. БИЗНЕС- ПЛАН – 1ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с бизнес – планом; определить его роль, функции, методику составления.
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие, функции и роль бизнес – плана в предпринимательской деятельности. Характеристика разделов бизнес- плана. Методика составления бизнес – плана.
Практическая работа: составление бизнес- плана своей фирмы.
ТЕМА 5. ПРОЕКТ СОЗДАНИЯ СОБСТВЕННОГО ДЕЛА – 1ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с условиями создания и организацией нового предприятия.
СОДЕРЖАНИЕ: Общие условия создания нового предприятия. Организация нового предприятия. Этапы создания собственного дела. Документы, необходимые для открытия своего дела и регистрации.
Практическая работа: викторина – аукцион «Организация предприятия».
ТЕМА 6. СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕШНОСТИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА -1ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с сущностью менеджмента и его составляющими.
СОДЕРЖАНИЕ: Сущность менеджмента, составляющие менеджмента. Управление персоналом как составной элемент менеджмента. Методы управления персоналом фирмы. Типы управления персоналом фирмы.
Практическая работа: деловая игра «Подбор персонала фирмы».
ТЕМА 7. ОСНОВЫ МАРКЕНТИНГА – 1ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся со значением маркетинговой деятельности в предпринимательстве.
СОДЕРЖАНИЕ: Сущность маркетинга, его значение в деятельности предприятия. Функции маркетинга. Концепции маркетинговой деятельности. Основные принципы маркетинга.
Практическая работа: проведение исследования на тему «Маркетинговая политика фирмы».
ТЕМА 8. РЕКЛАМА -1ч.
ЦЕЛЬ: познакомить учащихся с ролью рекламы в предпринимательской деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ: Понятие и основные составляющие рекламы. Виды и стили рекламы. Организация рекламной кампании.
Практическая работа: деловая игра «Рекламные агентства».
ТЕМА 9. ЛИЧНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ -1ч.
ЦЕЛЬ: знакомство с личностными качествами, необходимыми для ведения успешной предпринимательской деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ: Личностные качества предпринимателя. Имидж предпринимателя. Деловая этика и этикет предпринимателя. Мотивация предпринимательской деятельности.
Практическая работа: написать мини - сочинение на тему «Портрет российского предпринимателя».
ТЕМА 10. ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО РАЗДЕЛУ «ОСНОВЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА» -1ч.
ЦЕЛЬ: Защита докладов и презентаций по теме: « Основы предпринимательства».
Учебно – тематическое планирование по программе
( авторский курс «Моя профессиональная карьера»)
№ п/п Наименование тем занятий Всего,
час. в том числе
лекции практич.
занятия
1 2 3 4 5
1. 1 РАЗДЕЛ: « Психология делового общения» 12 6 6
1.1 Личность, её структура и мотивация деятельности. 2 1 1
1.2 Индивидуально-психологические особенности личности в деловом общении. 2 1 1
1.3 Психологические аспекты делового общения. 4
2
2
1.4 Деловое общение и психодиагностика. 2 1 1
1.5 Этика и этикет делового общения. Имидж - как средство делового общения. 2 1 1
2. 2 РАЗДЕЛ: «Становление профессионала» 12 6 6
2.1 Социально - психологический портрет современного профессионала. 2 1 1
2.2 Современный рынок труда. 2 1 1
2.3 Технология профессионального успеха. 2 1 1
2.4 Пути построения карьеры. 2 1 1
2.5 Уверенное поведение 2 1 1
2.6 Технология поиска работы 2 1 1
3. 3 РАЗДЕЛ: «Основы предпринимательства» 10 3 7
3.1 Становление предпринимательской деятельности. 1 1 3.2 Виды предпринимательской деятельности. 1 1 3.3 Малое предпринимательство. 1 1 3.4 Бизнес-план. 1 1
3.5 Проект создания собственного дела. 1 1
3.6 Составляющие успешности предпринимательской деятельности. Основы менеджмента. 1 1
3.7 Основы маркетинга. 1 1
3.8 Реклама. 1 1
3.9 Личность предпринимателя. 1 1
3.10 Итоговая работа: защита рефератов 1 1
ИТОГО: 34 15 19
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ.
ЛИТЕРАТУРА:
Абчук В.А. Основы предпринимательства.- М.:Вита-Пресс,1995.-240с.
Автономов В.С. Введение в экономику: Учебник для 10-11кл.-М.:Вита- Пресс, 2005.-240с.
Анохин В.С. Предпринимательское право: Учебное пособие.-М.:ВЛАДОС,1999.-400с.
Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. Как управлять капиталом?- М.: Финансы и статистика, 1995.- 384с.
Власова В.М. Основы предпринимательской деятельности.-М.:Финансы и статистика,1995.
Куценко В.Н. Основы предпринимательской деятельности: Учеб.пос.- Курск: ГЕКБУС,1998.-112с.
Основы предпринимательской деятельности: Учеб.пос./Под ред.А.Г.Новицкого,В.В.Скрябина.- М.:Про-Пресс,2000.-368с.
Психология и этика делового общения: Учебное пособие/ Под ред.проф.В.Н.Лавриненко.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.:ЮНИТА-ДАНА,2005.-415с.
Симоненко В.Д. Методическое пособие по курсу «Основы предпринимательства»: Для учителя 10-11кл.-3-е изд.-М.: ВИТА-ПРЕСС,2009.-240с.
Черняк В.З. Введение в предпринимательство: Учеб.для10-11кл.общеобр.учрежд.- М.:Вита-Пресс,2003.-248с.
Школа этикета: Поучения на всякий случай/ Авт.-сост.Л.С.Лихачева.-Екатеринбург: Сред.- Урал.кн.изд-во,1998.-448с.