Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе Путешествие по сказкам


Задачи:
Обучающие:
закреплять и расширять знание детьми сказок, их названий, сказочных героев;
формировать умение давать характеристику героям сказок;
формировать у детей собственное отношение к положительному и отрицательному герою;
упражнять в умении подбирать определения к заданному слову;
закрепить согласование частей речи в словосочетании;
Развивающие:
развивать умение систематизировать;
развивать речь детей в процессе беседы, умение употреблять в речи распространенные предложения; развивать связную речь, воображение, память, внимание;
активизировать в речи детей антонимы-прилагательные;
Воспитательные:
воспитывать интерес и любовь к художественной литературе;
воспитывать у детей доброту, готовность приходить на помощь к тому, кто в ней нуждается;
воспитывать эмоциональный отклик на происходящие события в процессе знакомства с героями литературных произведений.
Материалы и оборудование: аудиозаписи «В гостях у сказки», «Сказки гуляют по свету», «Сказочное начало», «Солнечные зайчики»; презентации в программе PowerPoint «Сказочные герои», «Картинка из сказки»; бумажные фигурки к сказке «Гуси – Лебеди», магнитная доска; картинки с изображением сказочных героев; волшебная палочка.
Ход занятия:
(Дети с воспитателем под аудиозапись «Сказки гуляют по свету» входят в группу, встают в круг)
Воспитатель. Ребята, посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнёмся им.
Дети: Здравствуйте.
– Добрый день! – тебе сказали
– Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Воспитатель. Сегодня я приглашаю вас отправиться в увлекательное путешествие, в страну сказок.
Как вы думаете, что такое сказка?
Дети. Сказка – это волшебство, в сказках бывают превращения и т.д.
Воспитатель. Верно. Сказка – это вымышленная история со счастливым концом и обязательной победой добра над злом. Чаще всего в сказках присутствует волшебство и разные невероятные приключения. Именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые. У каждого народа есть свои сказки, с их особенностями, национальными героями, бытом. А вы любите сказки?
Дети. Да.
Ребенок. В мире много сказок
Грустных и смешных
И прожить на свете
Нам нельзя без них
В сказке может всё случиться
Наша сказка впереди
Сказке в дверь мы постучимся
Сказка в гости ты нас жди.
Воспитатель. Путешествовать в страну сказок я возьму с собой того, кто назовёт мне сказку, в названии которой есть число.
Дети.
+ Три медведя.
+ Волк и семеро козлят.
+ Три поросёнка.
+ Два жадных медвежонка.
Воспитатель. Молодцы, ребята, вы правильно назвали сказки, в которых есть число. Теперь мы можем отправиться в путешествие по сказкам.
(Дети с воспитателем идут по группе под музыку «В гостях у сказки», подходят к домику)
– Ребята, посмотрите, что это за дом стоит? Как вы думаете, кто в нем живет?
Дети. Аленушка, Василиса Прекрасная, Баба-яга и т. д.
– В этом доме действительно живет сказочный персонаж, она знает много сказок и любит их рассказывать. Хотите с ней познакомиться?
Дети. Да, хотим.
(Звучит аудиозапись «Сказочное начало», из домика выходит «Василиса Премудрая»)
Василиса. Здравствуйте, ребята! Проходите, гости дорогие! Я Василиса Премудрая.
Гости в дом ко мне пришли,
До чего же хороши!!!
– Ребята, вы любите сказки? Кто же вам читает сказки?
Дети. Мама, бабушка, дедушка, воспитатели.
Воспитатель. Василиса, ребята действительно любят и знают сказки и их героев.
Василиса. Это сейчас мы проверим. Сейчас я буду вам показывать на экране телевизора разных героев, вы их назовете, и скажите из каких сказок они к нам пришли.
Коза
Мойдодыр
Баба-Яга
Поросенок
Золушка
Василиса. Какие вы молодцы, назвали всех героев. Ребята, сказочные герои обладают разными чертами характера, настроение у них бывает тоже разное. Давайте поиграем в игру, которая называется «Скажи наоборот». Для игры мы возьмём волшебную палочку. Я буду дотрагиваться палочкой до ваших ладошек, и называть какое-нибудь слово, а вы должны назвать слово с противоположным значением.
Добрый – злой
Трудолюбивый – ленивый
Вежливый – грубый
Грустный – весёлый
Радостный – печальный
Сытый – голодный
Трусливый – храбрый
Вредный – полезный
Щедрый – скупой
– Молодцы ребята, много слов разных знаете. Мне было очень интересно с вами. Теперь вам пора идти дальше, впереди вас ждет еще много интересного.
Воспитатель. Спасибо большое, Василиса. До свидания.
– А мы ребята продолжаем наше путешествие.
(Дети вместе с воспитателем идут дальше и подходят к магнитной доске)
Воспитатель. Ребята, сейчас мы с вами поиграем. Игра называется «День и ночь»
(На магнитной доске воспроизведен сюжет сказки «Гуси – Лебеди»)
– Что это за сказка? Посмотрите внимательно и запомните. Ночь.
(Меняю местами несколько фигурок. Добавляю фигурку Козы из сказки «Волк и семеро козлят»)– День. Что изменилось?
Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю немного отдохнуть.
(Музыкальная пауза. Дети танцуют под песню «Солнечные зайчики»)(Дети и воспитатель идут дальше. Подходят к столу, на котором находятся картинки с изображением сказочных героев.)Воспитатель. Ребята, что вы видите? (Картинки)
– Кто изображен на картинках? (Сказочные герои)
– И я вам предлагаю поиграть в игру «Найди положительных героев»
– Нужно найти картинку с положительным героем и повесить ее на доску.
Баба Яга Зайчик
Лиса Буратино
Карабас Барабас Красная Шапочка
Тараканище Доктор Айболит
Гуси – Лебеди Кот в сапогах
Воспитатель. Молодцы ребята, все правильно выполнили. Отправляемся дальше.
(Дети вместе с воспитателем идут по группе, подходят к телевизору)
Воспитатель. Ребята, а сейчас я вам загадаю загадки. Загадки сказочные. Если вы правильно отгадаете название сказки, тогда на экране появится эта сказка.
По тропе шагая бодро
Сами воду носят ведра.
(«По щучьему велению»)
Колотил да колотил
По тарелке носом –
Ничего не проглотил
И остался с носом.
(«Лиса и Журавль»)
В сказке лисонька плутовка
Обманула зайку ловко,
Из избушки выгнав прочь.
Плакал зайка день и ночь.
Но в беде ему помог
Один смелый петушок.
(«Заюшкина избушка»)
Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь –
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел?
(«Волк и семеро козлят»)
– Как вы думаете, какие это сказки? (Русские народные сказки)
– Почему они так называются? (Потому что их написал народ)
– А сейчас послушайте еще одну загадку
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор …. (Айболит)
(«Доктор Айболит»)
– Какая это сказка? Кто ее написал? (Авторская, написал К.И. Чуковский)
– Чем последняя сказка отличается от предыдущих сказок? (Те сказки русские народные, а последняя авторская сказка)
Воспитатель. Молодцы, ребята! Все сказки отгадали.
– Вот и подошло к концу наше путешествие по сказкам. Давайте позовем Василису Прекрасную.
Василиса. Ребята, вам понравилось путешествовать по сказкам? Что вам больше всего понравилось?
( Василиса Премудрая прощается с детьми. Дарит им на память раскраски по сказкам)
Воспитатель. Ребята, нам пора проститься с Василисой Прекрасной и гостями.
Дети. До свидания, до новых встреч.
Воспитатель. А мы возвращаемся в детский сад.
(Дети уходят из группы под музыку «Сказки гуляют по свету»)