Планирование по истории России 7 кл.


Программно-тематическое планирование курса «История России». 7 класс (36ч)
№п/пНаименование раздела программы Тема урока Кол-во
ча-совТип урока Элементы минимального содержания образования Элементы дополнительного содержания образования Требования
к уровню подготовки
обучающихся Вид
контроля Домашнее
задание Дата
план. факт.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
1 Вводное занятие 1 Объяснение Нового материала Исторические источники Активизировать знания по курсу истории России с древнейших времен до конца ХVIв.
Характеризовать источники по российской истории. Введение 2 Россия на рубеже XVI–XVII вв.
(3 ч) Внутренняя и внешняя политика Бориса Годунова 1 Комбинированный урок Россия в преддверии смуты. Конец династии Калиты. Последний из рода Рюриковичей. Борис Годунов и политическая борьба за власть между боярскими группировками. Этапы закрепощения крестьян. Указы о «заповедных летах», об «урочных летах». Митрополит Иов. Учреждение патриаршества. Внешняя политика Бориса Годунова. Земский собор 1598 г. Избрание Бориса Предпосылки централизации страны. Иван IV Грозный Знать о целях внутренней политики правительства Б. Годунова; введении пятилетнего сыска беглых крестьян («урочные лета»); учреждении патриаршества и его значении; новых направлениях внутренней политики Б. Годунова; основных направлениях внешней политики и ее успехах; пресечении династии Рюриковичей; особенностях Таблица «Внутренняя политика Бориса Годунова» § 1, вопросы и задания, с. 11; работа с документами и в. 3, с. 12 Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Годунова царем. Экономические трудности. Народные выступления. Григорий Отрепьев. Смерть Бориса Годунова.
Основные понятия: «заповедные лета», «урочные лета», патриаршество, Земский собор, авантюрист, самозванецвоцарения Б. Годунова на московском престоле; причинах экономического кризиса; народных выступлениях против правящего режима; появлении первого самозванца 3 Смута 1 Комбинированный урок Причины и суть Смутного времени. Царствование Лжедмитрия I. Боярский заговор. Политика В. Шуйского. Восстание И. Болотникова. Лжедмитрий II. Интервенция польских и шведских феодалов и национально-освободительное движение. Патриотический подъем народа.
Основные понятия: Смутное время, интервенция Царь Федор Иванович Знать о причинах и сущности Смутного времени; особенностях правления Лжедмитрия I и причинах его падения; специфике воцарения Василия Шуйского и особенностях его политики; выступлении И. Болотникова; появлении второго самозванца; вмешательстве в российские дела иностранных государств Таблица «Причины Смутного времени: политические, экономические, социальные» § 2, вопросы и задания, с. 20; работа с документами и вопросы к документам, с. 22–23 Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
4 Окончание Смутного времени 1 Комбинированный урок «Семибоярщина». Минин и Пожарский. Первое и второе ополчение. Освобождение Москвы.
Основные понятия: «Семибоярщина», народное ополчение, Земский собор Знать о распаде тушинского лагеря; свержении Василия Шуйского и установлении «Семибоярщины»; попытках приглашения на российский престол польского королевича Владислава; формировании первого народного ополчения и причинах его неудач; создании второго ополчения и освобождении Москвы от польских оккупантов; роли Минина и Пожарского в русской истории; подвиге Ивана Сусанина
Хронологический диктант «Смутное время» § 3, вопросы и задания, с. 31; работа с документом и вопросы к документу, с. 32 5 Россия в XVII в.
(9 ч) Новые явления в экономике 1 Урок-лекция Новые явления в экономике. Окончательное оформление крепостного права. Развитие ремесла и торговли. Начало складывания всероссийского рынка. Развитие мелкотоварного производства. Первые мануфактуры. Рост городов.
Основные понятия: мелкотоварное ремесло, специализация, укрепленные линии, кооперация, мануфактура, ярмарка, всероссийский рынок, протекционизм, крепостное правоЗнать о социально-экономических последствиях Смуты начала XVII в.; начале экономической специализации различных регионов страны; усилении роли барщины и оброка в аграрном секторе экономики; превращении ремесла в мелкотоварное производство; предпосылках и генезисе мануфактурного производства; специфике формирования всероссийского рынка; предпосылках роста городов § 4, вопросы и задания, с. 40; работа с документами и вопросы к документам,
с. 41 Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
6 Основные сословия российского общества 1 Комбинированный урок Сословие. Система местничества. Крестьяне: черносошные и владельческие. Бояре. Вотчина. Дворяне. Поместье. Феодальные повинности. Налоговая система. Посадские люди. Духовенство. Казачество.
Основные понятия: феодалы, бояре, дворяне, владельческие крестьяне, черносошные крестьяне, барщина, оброк, местничество, поземельная и подворная подать, белые слободы, казачий кругОтмена местничества Знать об особенностях положения первого сословия российского общества
после Смуты; причинах упразднения местничества; положении крестьянского населения в России в XVII в.; изменении положения городского населения, его градации Схема «Основные сословия российского общества» § 5, вопросы и задания, с. 47; творческое задание: рассказ о казачестве Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
7 Политическое развитие страны 1 Комбинированный урок Земский собор 1613 г. Восстановление национальной государственности и утверждение династии Романовых. Сословно-представи-тельная монархия. Земские соборы. Боярская дума. Государство при первых Романовых: эволюция социального и политического строя. «Соборное уложение» 1649 г. Центральное и местное управление. Приказная система.
Основные понятия: самодержавие, абсолютизм, крепостничество, волость Царь Михаил Федорович Знать о работе Земского собора 1613 г.; усилении самодержавной власти при первых Романовых; изменении роли и значения Земских соборов; причинах утраты властных функций Боярской думы; предпосылках и последствиях роста численности приказов; переменах в системе местного самоуправления; основных положениях и специфике Соборного уложения 1649 г. Сравнительная таблица «Управление в Российском государстве в XVI и XVII вв.» § 6, вопросы и задания, с. 54; работа с документом и вопросы к документу, с. 55 Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
8 Власть и церковь. Церковный раскол. 1 Комбинированный урок Церковь после Смуты. Церковный раскол: социальные и культурные последствия. Православная церковь и ее влияние на внутриполитическое развитие страны. Реформы патриарха Никона. Религиозно-политическая борьба. Духовный раскол в обществе. Протопоп Аввакум.
Основные понятия: церковный раскол, церковная реформа, старообрядцы Патриарх Филарет Знать о положении церкви после Смуты; личности патриарха Филарета и новых отношениях высшей государственной и церковной власти при нем; личности патриарха Никона; церковной реформе Никона; причинах усиления разногласий между церковной и светской властями; основных вопросах Церковного собора 1666–1667 гг.; личности и жизненном пути протопопа Аввакума§ 7, вопросы и задания, с. 60; творческое задание: «Церковные деятели в эпоху правления Алексея Михайловича» (сообщение) 9 Народные движения 2 Комбинированный урок «Бунташный век». Социальные движения в России. Медный и Соляной бунты. Движение под предводительством С. Разина: причины, ход восстания, причины поражения. Знать о причинах и особенностях народных выступлений в XVII в.; предпосылках и последствиях Соляного бунта; причинах и последствиях Медного Составление опорного конспекта § 8, вопросы и задания, с. 67, работа с контурной картой Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Выступления старообрядцев.
Основные понятия: восстание, война, бунт бунта; основных этапах восстания С. Разина, личности руководителя восставших; причинах и последствиях массовых выступлений старообрядцев 10 Внешняя политика 1 Комбинированный урок Основные направления внешней политики и расширение территории России в XVII в. Смоленская война. Проблемы воссоединения Украины с Россией. Б. М. Хмельницкий. Русско-польская война. Русско-шведские и русско-турецкие отношения во второй половине XVII в.
Основные понятия: гетман, голытьба, реестровые казаки Соглашения с Речью Посполитой и Турцией. Колонизационные процессы и освоение Сибири, Дальнего Востока, Дикого Поля Знать о причинах и последствиях Смоленской войны; объективных и субъективных предпосылках воссоединения Украины с Россией; основных итогах и значении русско-польской войны 1654–1667 гг.; причинах и итогах русско-турецкой войны 1676–1681 гг.; Крымских походах русской армии; особенностях освоения русскими Сибири Работа с контурной картой § 9, вопросы и задания, с. 75 Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
11 Образование и культура в XVII в. 1 Комбинированный урок Расширение культурных связей с Западной Европой. Образование. Развитие научных знаний. Новые жанры в литературе и искусстве. Русские землепроходцы и мореходы.
Основные понятия: обмирщение культуры,
нарышкинское барокко, парсуна, сатира, биографическая повесть Обмирщение культуры в XVII в. Последние летописи. Московское барокко. Симон Ушаков. Парсуна Знать об особенностях развития образования в XVII в.; массовом выпуске печатных книг; распространении научных знаний в России, историческом значении Великих русских географических
открытий XVII в.; новых явлениях в русской литературе; развитии отечественной архитектуры, специфике живописных произведений, создании первого в России придворного театра Работа по группам § 10, вопросы и задания, с. 84; мини-сочи-нение о русских землепроходцах и мореходах 12 Сословный быт. Обычаи и нравы 1 Урок-конференция Быт и нравы допетровской Руси. Царский двор. Боярский и дворянский быт. Жизнь посадского населения. Крестьянство: повседневный быт и обычаи.
Основные понятия: изразцы, парча, тафта Знать об изменении облика царского двора в условиях оформления самодержавия; специфике боярского и дворянского быта; переменах в повседневной жизни посадского населения; традициях и новациях повседневного быта и обычаев российского крестьянства Защита проекта «Обычаи и нравы» § 11, вопросы и задания, с. 90; работа с документами и вопросы к документам, с. 92 Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
13 Наш край в XVII в. 1 Комбинированный урок Материал о нашем крае в XVII в.
Образование Царицына. История развития сторожевой крепости ЦарицынЗнать историю образования Царицына как сторожевой крепости на Волге Подготовка к тесту 14 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия в XVII в.» 1 Повторительно-обобщающий урок Материал разделов «Россия на рубеже XVI–XVII вв.», «Россия в XVII в.» Знать материал разделов «Россия на рубеже XVI–XVII вв.», «Россия в XVII в.» Тест 15 Россия при Петре I
(9 ч) Предпосылки петровских преобразований 1 Комбинированный урок Усиление западного влияния на Россию. Царствование Федора Алексеевича. Симеон Полоцкий. Реформы Ордина-Нащокина и Голицына.
Основные понятия: регентство Знать о причинах усиления западного влияния на Россию в XVII в., особенностях его проявления в допетровскую эпоху; личности и деятельности Симеона Полоцкого; Таблица «Реформы Ордина-Нащокина и Голицына» § 12, вопросы и задания, с. 97; работа с документами и вопросы к документам, Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
предпосылках и содержании реформ Ордина-Нащокина; преобразовательных планах Голицына, реформаторских идеях Крижанича; причинах нереализованности этих реформ с. 99 16 Петр I. Россия на рубеже веков 1 Комбинированный урок Стрелецкие восстания. Начало царствования Петра. Азовские походы. Великое посольство.
Основные понятия: лавра, брандер Регентство Софьи Знать о детстве Петра, особенностях формирования его личности; причинах и последствиях двоецарствия, роли царевны Софьи в политической жизни страны; начале царствования Петра, его социальной опоре; причинах и последствиях Азовских походов; роли и значении Великого посольства для последующих реформ Петра I Работа по группам § 13, вопросы и задания, с. 40; творческое задание «Дети Алексея Михайловича и их судьба» (сообщения) Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
17 Северная война 2 Урок-лекция. Комбинированный урок Цели и задачи Северной войны. Начало войны. Битва при Нарве. Создание флота и регулярной армии. Полтавская битва. Первые победы русского флота. Битва у мыса Гангут. Безопасность южных рубежей России. Ништадтский мир.
Основные понятия: регулярная армия, рекрут, рекрутская повинность, военная экономика, антихрист, конфузия, виктория Прутский поход Знать о причинах Северной войны и ее основных этапах; причинах поражения под Нарвой; предпосылках радикальной перестройки армии и создания флота; историческом значении Полтавской битвы, ее переломном характере; Прутском походе и его роли; становлении России как великой морской державы; условиях и значении для России Ништадтского мира Работа с контурной картой, составление опорного конспекта § 14, вопросы и задания, с. 114; работа с документами и вопросы к документам,
с. 115, план-схема «Полтавская битва» 18 Реформы Петра I 2 Урок-лекция.
Комбинированный урок Петербург – новая столица. Реформа централизованного управления.
Создание Сената.
Введение коллегий. Указ о престолонаследии. Областная и Подчинение церкви государству. Табель о рангах Знать о причинах и основных направлениях реформы центральной власти; значении указа о престолонаследии и Табели о рангах, Хронологический диктант «Северная война». Таблица § 15, вопросы и задания, с. 120; работа с документами и Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
городская реформы.
Синод. Провозглашение России империей. Установление абсолютизма. Расширение связей с другими странами. Дворяне – привилегированное сословие. Значение петровских преобразований.
Основные понятия: абсолютизм, Сенат, коллегия, аристократия, Табель о рангах, единонаследие, Синодусилении позиций дворянского сословия; целях и основных направлениях областной реформы, предпосылках, политическом и социальном значении реформы городского управления; содержании и последствиях церковной реформы; причинах и последствиях оппозиции реформам Петра I; историческом значении петровской модернизации России«Реформы
Петра I».
Схема «Управление в России в эпоху Петра I» вопросы к документам, с. 122 19 Экономика России в первой четверти XVIII в. 1 Комбинированный урок Состояние экономики России на рубеже веков. Экономическая политика Петра I. Сельское хозяйство. Строительство мануфактур и заводов. Ремесленное производство. Развитие торговли. Денежная и налоговая реформы. Итоги экономических преобразований Петра I.
Основные понятия: меркантилизм, приписные крестьяне, ремесленные цеха, валюта Подушная подать Знать о состоянии экономического потенциала страны на рубеже веков; основных направлениях экономической политики Петра I; традициях и новациях в сельском хозяйстве России в первой четверти XVIII в.; причинах и особенностях роста мануфактурного производства; специфике ремесленного производства в Петровскую эпоху; состоянии и мерах развития торговли; приведении денежной и налоговой реформ, их значении для экономики страны; обобщающих итогах развития экономики России в первой четверти XVIII в. Работа с контурной картой. Сравнительная таблица «Сильные и слабые стороны российской экономики в первой четверти XVIII в.» § 16, вопросы и задания, с. 130 Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
20 Социальные движения в первой четверти XVIII в. 1 Комбинированный урок Причины народных выступлений. Астраханское восстание. Восстание под предводительством К. А. Булавина. Башкирское восстание. Религиозные выступления. Восстания работных людей. Значение народных выступлений.
Основные понятия: работные люди, посессионные крестьяне, отходники Знать о предпосылках нарастания народного протеста в эпоху Петра I; причинах и характере астраханского восстания; особенностях восстания под руководством К. Булавина; причинах и значении башкирского восстания; первых выступлениях работных людей, их причинах и последствиях; значении народных выступлений при Петре I Исторический диктант.
Таблица «Народные восстания при Петре I» § 17, вопросы и задания, с. 136 Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
21 Изменения в культуре и быте в первой четверти XVIII в. 1 Урок-исследование Светский характер культуры. Принудительная европеизация, социальные расколы в обществе, новые политические идеи: служение Отечеству, России. Распространение просвещения, научных знаний. Изменения в культуре, науке, быте. Барокко. Академия наук.
Основные понятия: ассамблея, гравюра, кант, политес, Кунсткамера, клавикорды, Петровское барокко Школа математических и навигационных наук. Гражданский шрифт. Планировка городов.
В. Растрелли Знать об особенностях реформирования системы образования при Петре I; становлении российской науки; особенностях художественной культуры петровского времени; новых явлениях в повседневной жизни населения России; значении культурного наследия петровской эпохи для последующего развития России § 18–19, вопросы и задания, с. 143; работа с документами и вопросы к документам, с. 145 Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
22 Наш край в первой четверти XVIII в. 1 Комбинированный урок Материал о нашем
крае в первой четверти
XVIII в. Царицын
в эпоху петровских реформ Знать историю развития Царицына в эпоху петровских реформ Подготовка к тесту 23 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия при Петре I» 1 Повторительно-обобщающий урок Итоги и «цена» петровских преобразований. Петр Великий как человек и государь. Россия – великая европейская
держава. Военные триумфы Петра, самоотверженность и верность идеям преобразования России Знать материал раздела «Россия при Петре I» Тест 24 Россия в 1725–1762 гг.
(4 ч) Дворцовые перевороты 2 Урок-лекция. Комбинированный урок Причины и сущность дворцовых переворотов. Политическая борьба за власть после смерти Петра I. Монархи и фавориты. Екатерина I. Петр II. «Верховники». Анна Иоанновна. «Бироновщина», ее суть и последствия. Иван Антонович. Правление Елизаветы Петровны. Петр III. Фаворитизм Знать о причинах и сущности дворцовых переворотов, особенностях правления Екатерины I; политической борьбе в царствование Петра II; попытке «верховников» ограничить царскую власть; политическом строе при Анне Иоанновне; Составление опорного конспекта § 20–21, вопросы и задания, с. 154; творческое задание «Исторические деятели эпохи дворцовых переворотов» Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Основные понятия: дворцовые перевороты, фаворитизм, дворянская гвардия, кондиции характере и особенностях дворцовых переворотов 740–1741 гг.; личности и политической программе Елизаветы Петровны; причинах краткости царствования Петра III (сообщения) 25 Внутренняя политика в 1725–
1762 гг. 1 Комбинированный урок Перемены в системе центрального управления. Расширение прав и привилегий дворянства. Манифест о вольности дворянства. Усиление крепостного права.
Положение крестьян. Крестьянские повинности. Политика в области казачества. Политика в области мануфактурного производства.
Основные понятия: откуп, подряд, манифест Знать об основных переменах в системе центрального управления; мероприятиях власти, направленных на укрепление позиций дворянства, особенностях крестьянской политики правителей России; изменениях в системе городского управления и их значении; политике властей в отношении казачества; отношении правящих кругов к развитию мануфактурного производства § 22, вопросы и задания, с. 161; работа с документом и вопросы к документу, с. 162 Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
26 Внешняя политика России
в 1725–
1762 гг. 1 Комбинированный урок Основные направления внешней политики в эпоху дворцовых переворотов. Отношения с Речью Посполитой. Войны с Персией и Турцией. Русско-шведская война. Семилетняя война. Итоги внешней политики Вхождение в состав России казахских земель Знать о международном положении России в 1725–1762 гг; основных направлениях внешней политики страны в эти годы; политике России в отношении Польши; причинах и значении русско-шведской войны 1741–1743 гг.; предпосылках продвижения России в Среднюю Азию; решающей роли России в Семилетней войне; общих итогах внешней политики России в этот период Таблица «Войны с участием России в 1725–
1762 гг.» § 23, вопросы и задания, с. 169 27 Россия в 1762–1801 гг.
(11 ч) Внутренняя политика Екатерины II 1 Урок-исследование Время «просвещенного абсолютизма». Усиление власти дворян.
Основные направления преобразований, их характер, итоги и значение. Уложенная «Золотой век» русского дворянства Знать об особенностях внутренней политики Екатерины II, причинах ее противоречивого характера; содержании политики «просвещенно- Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
комиссия. Расцвет крепостничества. Развитие капиталистического уклада. Жалованные грамоты дворянству и городам. Губернская реформа. Оформление сословного строя.
Основные понятия: «просвещенный абсолютизм», Уложенная комиссия, жалованная грамота, секуляризация, монополия, каторга, межеваниего абсолютизма» и основных мероприятиях Екатерины II в этом направлении; «Наказе» императрицы Уложенной комиссии и общей оценке этого документа; завершении становления российского дворянства в качестве господствующего сословия общества; причинах, проявлениях и последствиях ужесточения внутренней политики Екатери-ны II в 70–90-х гг. XVIII в.
§ 24, вопросы и задания, с. 176; работа с документами и вопросы к документам, с. 177 28 Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева 1 Комбинированный урок Крестьянская война под предводительством Пугачева. Причины крестьянской войны. Основные этапы и историческое значение восстания. Основные понятия: восстание, война, «Прелестные грамоты», самоуправление Критика самодержавия и крепостничества. А. Радищев Знать о причинах крестьянской войны; личности Пугачева и его программе; основных этапах войны, особенностях и значении каждого из них, причинах жестокого характера расправы над восставшими; значении войны под предводительством Пугачева для последующего этапа развития России Работа с контурной картой § 25, вопросы и задания, с. 183; работа с документами и вопросы к документам, с. 184 Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
29 Наш край в годы крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева 1 Урок-беседа Материал о нашем крае в годы крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева Знать историю Царицына в годы крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева Защита проектов 30 Экономическое развитие России во второй половине XVIII в. 1 Комбинированный урок Начало разложения феодально-крепостни-ческой системы. Вольное экономическое общество. Развитие сельского хозяйства. Рост промышленности Новые отрасли промышленности. Развитие торговли. Финансовые реформы. Итоги экономической политики Екатерины II.
Основные понятия: мануфактура, капитал, наемный труд, дворянская монополия Знать о проявлени-ях начавшегося в этот период разложения феодально-крепостнической системы; причинах создания, программе и значении деятельности Вольного экономического общества, прогрессивных методах работы в области сельского хозяйства; особенностях развития мануфактурной промышленности; изменениях в структуре и объемах торговли; новых явлениях в развитии финансов; общих итогах развития экономики России в XVIII в. Сравнительная таблица «Экономика России во второй половине XVIII в.
(черты феодальной и капиталистической экономики)» § 26, вопросы и задания, с. 191 Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
31 Внешняя политика Екатерины II 2 Урок-лекция. Комбинированный урок Основные направления внешней политики России в эпоху правления Екатерины II. Русско-турецкие войны: причины и характер русско-турецких войн. Участие России в разделе Речи Посполитой. Война со Швецией. Россия и антифранцузская коалиция. Русское военное искусство. А. Суворов, Ф. Ушаков.
Основные понятия: коалиция, буферное государство, вооруженный нейтралитет Присоединение Крыма, Причерноморья, Приазовья, Прикубанья и Новороссии. Вхождение в состав России правобережной Украины, части Литвы, Курляндии. П. Румянцев Знать о международном положении России к 1762 г.; основных направлениях внешней политики России; причинах и основных итогах русско-турецкой войны 1768–1774 гг.; историческом значении результатов русско-турецкой войны 1787–1791 гг.; греческом проекте Екатерины II и борьбе за его реализацию; причинах и последствиях участия России в разделах Польши; итогах русско-шведской войны; месте и роли политики «вооруженного нейтралитета» в русско-американских отношениях; причинах и результатах борьбы Екатерины II с революционной Францией; общих итогах и тенденциях внешней политики России в XVIII в. Работа с контурной картой § 27–28, вопросы и задания, с. 203; таблица «Разделы Польши» Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
32 Российская империя в конце ХVIIIв. Внутренняя и внешняя политика ПавлаI 1 Урок-диспут Законодательство о престолонаследии. Изменения во внутренней и внешней политике России во время правления Павла I. Отношение к дворянству. Власть и общественные интересы. Заговор против Павла I.
Основные понятия: деспотия Попытка укрепления режима при Павле I. Манифест о трехдневной барщине Знать о детстве и юности Павла I; особенностях формирования его как личности и политика; основных направлениях внутренней политики Павла I, ее противоречивом характере; особенностях внешней политики императора, ее результативности; причинах заговора и убийства Павла, оценках этого события современниками и потомками Работа по группам § 29, вопросы и задания, с. 211; работа с документами и вопросы к документам, с. 214 33Наука и образование.Художественная культура 1 Комбинированный урок Век просвещения. Сословный характер образования. Академия наук. М. В. Ломоносов и его вклад в российскую науку. Основание Московского университета. Развитие естественных и гуманитарных наук. Развитие техники. Изобретательство.
Основные понятия: обсерватория, меценат, регион, общеобразовательная школа, гимназия, мортира
Развитие культуры и общественной мысли во второй половине XVIII в. Литература и искусство: западноевропейское влияние и развитие национального искусства. Сентиментализм. Крепостной театр. Развитие музыки. Новые стили в искусстве. Классицизм в архитектуре, изобразительном и музыкальном искусстве.
Основные понятия: ампир, сентиментализм, классицизм, барокко, романтизм, крепостной театр Народные училища. Шляхетские корпуса. Академические географические экспедиции Профессиональный театр. Ф. Волков Знать о целях и задачах создания российской Академии наук, личности М. В. Ломоносова, его значении для российской науки; достижениях российских ученых в области естественных и гуманитарных наук;
академических экспедициях русских первооткрывателей; выдающихся русских техниках и изобретателях; развитии российской системы образованияЗнать о специфике развития русской художественной культуры в XVIII в.; особенностях развития отечественной литературы; становлении публичного русского театра; новых явлениях в музыкальной жизни российского общества; проявлениях расцвета российской живописи и скульптуры; становлении новых стилей в российской архитектуреЗащита проектов «Художественная культура XVIII в.» § 30, вопросы и задания, с. 220–221; таблица «Развитие науки» § 31–32 Продолжение табл.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
34 Быт и обычаи 1 Комбинированный урок Быт и нравы в России во второй половине XVIII в.
Сословные различия. Дворянская усадьба. Жизнь крестьян и горожан.
Основные понятия: колядки, терем Знать о новых яв-лениях в развитии сословного жилищного строительства; синтезе русской национальной традиции и новейшей европейской моды в одежде высших слоев общества и городского населения, традициях и новациях в питании двора, высшего света, городского чиновничества, мелкопоместного дворянства, городского населения и крестьян; новых явлениях в организации досуга и повседневного быта основных категорий населения России
§ 33, вопросы и задания, с. 239. Подготовка к тесту 35 Повторительно-обобщающий урок по разделу «Россия в 1762–1801 гг.»
1 Повторительно-обобщающий урок Материал раздела «Россия в 1762–1801 гг.» Знать материал раздела «Россия в 1762–1801 гг.» Тест Подготовка к итоговой контрольной работе 36 Итоговое занятие
(1 ч) Итоговый повторительно-обобщающий урок 1 Повторительно-обобщающий урок Материал курса «История России: конец XVI–XVIII в.» Знать основные вопросы курса «История России: конец XVI–XVIII в.» Итоговая контрольная работа