Конспект НОД чтение художественной литературы в экологическом развитии дошкольников на темуВесна идет(средняя группа)

МАДОУ « ЦРР – детский сад №2» г. Пермь


Автор занятия: воспитатель средней группы Набатчикова Светлана Евгеньевна

Конспект занятия чтение художественной литературы в экологическом развитии дошкольников
«Весна идет».
Цель: Познакомить детей со стихотворением И.Токмаковой «Весна», закрепить у детей знания о признаках весны, формировать у детей бережное отношение к природе, закрепить знания детей о правилах поведения в природе.

Задачи:
1. Учить детей внимательно слушать стихотворение.
2. Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме;
3. Продолжать знакомить детей с названиями весенних цветов (ландыш, подснежник, фиалка, незабудка, одуванчик - лесные, полевые цветы; тюльпан, нарцисс, крокус – садовые цветы ).
4.Формировать бережное отношение к природе, знания детей о правилах поведения в природе.
5. Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;
6. Вызвать у детей радость от проделанной деятельности.
Материал к занятию:
1. Стенгазета «Весна – весняночка»;
2. Мольберт.
3. Иллюстрации весенних цветов: (ландыш, подснежник, фиалка, незабудка, одуванчик, медуница, тюльпан, крокус, нарцисс).
3. Игра «Собери букет»
4. Ватман зеленого цвета (поляна), первоцветы (подснежники).
Предварительная работа:
1. наблюдения в природе;
2. чтение [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
3. рассматривание картин и  иллюстраций о весне;

Ход занятия:
В раздевалке жужжит пчелка, жалуется, что негде взять нектар, она проснулась, облетела все кругом, а цветов нигде нет. Кто же ее разбудил?
Воспитатель: Подожди пчелка не сердись, сейчас мы все вместе разберемся, в чем здесь дело.
1 часть: Дети входят в группу, видят на полу голубые следы-лужицы, идут по следам к картине (змейкой). (Если есть солнце, можно следы потрогать руками.)
Воспитатель: Кто же это такие странные следы оставил? Следы похожи на лужи. Куда же они нас приведут? Кажется, я догадываюсь кто это!
Воспитатель: с детьми доходят до картины «Весна - весняночка».
Воспитатель: Ребята посмотрите, куда привели нас следы. К картине. Здесь кто-то что-то изобразил и оставил нам письмо. Садитесь ребята на стулья. Я прочту письмо. Читают.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на картину. Я оставила вам, загадки, а отгадки вы найдете на картине, тогда вы узнаете кто я?
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник -
Смастерили мы... (Скворечник)
Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)
В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)
Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)
Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут... (Гнездо)
Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)
На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит ...(Ледоход)
Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)
Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело -
Всю морковку съело (Сосулька)
Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)
У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу, он не замерзает.
А весна приходит - тает. (Снеговик)
Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)
Первым  вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)
Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)

Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени года эта картина? (о весне)
Воспитатель: Так вот оказывается, кто здесь наследил и пчелку разбудил. Это Весна пришла! А теперь, послушайте какое стихотворение, написала поэтесса Ирина Токмакова.
«Весна» 
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны
Видно очень тёплые ноги у весны.
(И. Токмакова)

Воспитатель:  Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет!

Проводится подвижная игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко,                 Дети идут по кругу,
взявшись за руки.
  Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.



Побежал в саду ручей,                       Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей,                       «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают,                          Медленно приседают.
А цветочки подрастают.                     Тянутся на цыпочках,
руки вверх.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а весна и здесь наследила. И куда нас приведут ее следы? Дети с воспитателем идут к стенду «Весенние цветы».
Воспитатель: Ребята, посмотрите! А вот и цветочки выросли. Вот видишь, пчелка мы нашли для тебя цветы.
(Дети подходят к стенду «Весенние цветы)
Воспитатель: Какие весенние цветы здесь растут?
Дети по очереди показывают и называют цветы.
Ландыш, подснежник, фиалка, незабудка, одуванчик, медуница-это лесные и полевые цветы. Тюльпан, нарцисс, крокус- это садовые цветы.
Их еще называют первоцветами. Ребята, а почему их так называют?
Потому, что они появляются первыми, после зимы. Снег еще не растаял, а подснежники уже расцвели.
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Ребята, а давайте соберем букеты из цветов.


Проводится дидактическая игра «Собери букет»
Дети делятся на 2 команды, подходят к столу, на столе лежат две вазы и разные весенние цветы (садовые и лесные). Дети собирают цветы в букеты. ( Первая команда собирает – садовые цветы те, которые люди специально выращивают в саду для букетов; вторая команда - лесные и полевые те, что выросли в природе.) Дети собрали букеты.
Воспитатель: Ребята вы молодцы. Вы собрали букеты, но допустили ошибку. Какую? Все ли цветы можно собирать в букет? (нет). А как вы, думаете, какие цветы можно собрать в букет? (Садовые). Их специально выращивают для букетов. А как вы, думаете, можно собирать в букет цветы в лесу или в поле (в природе)? (нет) Что будет, если мы все цветы в лесу сорвем? Ответы детей. (не красиво, пусто). Цветение весенних цветов не долгое, но все они привлекают большое количество насекомых, в первую очередь пчел, ведь почти все весенние цветы - медоносы. Красивыми растениями надо любоваться в природе, а не губить цветы. Находясь в лесу, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех цветов, которые выращены человеком. Давайте, мы исправим нашу ошибку. Лесные и луговые цветы посадим на поляну. Так что пчелка всегда сможет на нее прилететь.
2 часть: Дети выполняют коллективную работу «Поляна первоцветов» (звучит аудиозапись «Волшебные звуки природы – пение птиц, шум воды, колокольчики).
Воспитатель: Ну, вот пчелка и другие насекомые всегда смогут прилететь на нашу поляну.
Воспитатель: Дерево, трава, цветок и птица. НЕ всегда умеет защититься. Если будут уничтожены они, На планете мы останемся одни. Все цветы для нас растут. Их не рвите, пусть живут!
Воспитатель ставит знак не рвать цветы (знак не рвать цветы).

3 часть: Воспитатель подводит итоги, спрашивает у детей, чем они сегодня занимались, что больше всего понравилось? (отгадывали загадки о весенних приметах, показали, как весна идет, вспомнили названия первоцветов, собрали букеты, посадили поляну цветов). Скажите мне ребята, вам интересно было заниматься сегодня? А какое у вас настроение после занятия веселое или грустное? Я хочу пожелать, чтобы хорошее настроение сопровождало вас весь день.

























  Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 3 Заголовок 415