Правописание гласных и согласных в приставках


Правописание гласных и согласных в приставках
Ход урока
1.Оргмомент
-Здравствуйте, ребята! За окном прекрасный зимний день! Я очень рада Вас видеть! Мне кажется, что сегодня абсолютно нет поводов для грусти, так давайте же начнем наш урок с улыбки. Подарим свои улыбки нашим гостям, друг другу. Спасибо, садитесь!
2. Введение в тему:
Сегодня у нас необычный урок, мы с вами отправимся увлекательное путешествие в один из городов в страны Морфемика. А в какой, догадайтесь сами.
Послушайте и дайте ответ:
Перед корнем есть она,
Слитно пишется всегда
И при помощи нее
Образуются слова.
(Приставка)
Вы правы, отправимся мы сегодня в город Приставкино. А отправимся мы туда потому, что произошла в нем большая беда. Вот что пишут мне жители этого города.
Дорогие пятиклассники!
В нашем удивительном, ноипрекраснейшем городе большая беда! Все пиривернулось с ног на голову! Приезжайте , астановите это бизумие, пожалуйста!
Жители г. Приставкино- Скажите, что с этим письмом не так? В каких частях слова допущены ошибки? А какие буквы написаны не верно?(допущены ошибки в правописании гласных и согласных в приставках)
- А мы знаем как пишутся гласные и согласные в приставках? Так над какой темой мы будем сегодня работать?
(Правописание гласных и согласных в приставках)
В путешествие мы отправимся на школьном экспрессе.
Представьте, что вы заняли места, а я как экскурсовод познакомлю вас с
некоторыми правилами нашей поездки.
-Работать мы сегодня будем на специальных маршрутных листах. Отметьте на них свою фамилию, время.(число , классная работа)
Чтобы, наконец, отправиться в путь, нужно приобрести проездные билеты.
Проездным билетом станет для вас правильный ответ на поставленный вопрос.
- Какова цель нашего путешествия? В этом нам поможет конструктор.
Прием «Конструктор» ( глаголы и вспомогательные таблички располагаются на доске )
Повторить (понятие «приставка»)
Изучить (правила правописания гласных и согласных в приставках)
Закрепить ( изученный материал )
Совершенствовать (орфографические навыки)
Развивать (монологическую и диалогическую речь)
.3. Актуализация опорных знаний
Итак, вы приобрели билеты, верно ответив на поставленные вопросы. Наше путешествие начинается. В добрый путь! Впереди у нас встреча с городом Приставкино. - Итак, мы уже в городе, но что случилось? Почему мы остановились? -Завал. Попробуем его разобрать. А для этого нужно вспомнить все что вы знаете о приставках.
-Давайте вспомним что такое приставка? (Ответами детей дополняется кластер)
В этом городе живет очень много приставок все они разные и очень важные - А знаете сколько жителей в этом городке? Давайте посчитаем
- Вспомните как можно больше приставок за минуту , запишите и пересчитайте. Работать вы будете в парах на общем листе. Кстати, на примере этой работы можно выяснить важный вопрос: хорошая ли у вас память? Проверка (каждый учащийся называет по одной записанной приставке).
-Все ли справились с этой работой? Молодцы, но нам предстоит разобраться еще с одним заданием.
-Проверим, сможете ли вы узнать жителей этого города если встретите на улице. Прочитаем текст.
Соприкосновение с природой всегда прекрасно! Бродя по лесу, мы подбираем корни причудливой формы, шишки, перышки: все это пригодится для изготовления игрушек. На привалах мы собираем хворост, разводим преогромный костер, стараемся приготовить еду повкуснее, но ведь в походе вкусна даже пригоревшая каша. Потом, прибравшись, поддерживая огонь в костре и, притихнув, прислушиваемся к лесным звукам.
-О чем этот текст? Он вам понравился?
-Давайте найдем в тексте слова с приставками, обозначим их. (самостоятельная работа с взаимопроверкой, ответы на слайде).
- а трудно ли вам было выполнять эту работу? Кто за эту работу получил оценки «5», а оценку «3»?
- Как вы думаете, для чего автор испробовал в тексте слова образованные при помощи приставок?
- Для чего в русском языке нужны приставки? (ответы ребят)
-Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!
Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В
разнообразии приставок таится разнообразие смысла. В русском языке огромное множество различных приставок.
Как вы думаете мы хорошо поработали? Что ж я с вами согласна, Продолжаем путешествие.Зажигается зелёный цвет. Пора в дорогу. Перед нами переулок Новых Знанийгорода Приставкино. Попробуем разгадать тайну переулка Новых Знаний
4. Изучение новой темы.
- Сегодня мы говорим не только о разнообразии приставок, но и о их правописании. Разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от этого они разделяются на три группы. Так и в наше городе все его жители живут в трех разных районах.
А на какие это районы мы узнаем, обратившись к материалу учебника.п.82. Работаем с первой часть правила. Чтение, обсуждение. Давайте свами дополним наш кластер группами приставок (неизменяемые, приставки на –з –с, приставки пре-при-)
-Итак, что мы узнали? Теперь, используя уже получение знания выполним следующее задание.
-У меня на доске записаны группы приставок, давайте определим название каждой группе приставок.
______________ __________ ___________
до-,о-, об-(обо-), от(ото-)-, по-, под-,раз- при-
про-, за-, на-, над-, в-(во-), с-(со-),рас- пре-
вз-(взо-).
-Обратите внимание на первую группу приставок. Скажите, почему рядом с некоторыми приставками сделана запись в скобках? Что это обозначает?
- Итак, что нового мы узнали?
- А были ли трудности в понимании темы урока?
- Посмотрите на наш кластер, мы сегодня узнали как пишутся приставки неизменяемые, а что нам еще предстоит узнать? Верно, именно это вы и узнаете следующих уроках.
5. Ребята, вы, наверное, очень устали в дороге. Я предлагаю сделать
Остановку. Физминутка.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Разогнулся ,
Руки в стороны развел,
Ключик видно не нашел… и пошел, пошел, пошел
А кто внимательно слушал, тот скажет, при помощи какой морфемы образованы глаголы в этом небольшом стихотворении (приставки)
6. Мы разгадали тайну города Приставкино. Просто все приставки разные , оказывается должны жить каждый в своем районе, поэтому и произошла путаница с написанием. Наше пребывание в переулке Новых Знаний города Приставкин продолжается. .
Жители города приготовили для вас ещё задания.
Вернитесь к вашим листам для работы в парах. Кружочком обведите неизменяемые приставки, в квадрат заключите приставки на -з и- с, в треугольник- приставки пре- и при-
-все ли справились с этим задание?
-трудно было?
-Вы выдержали очередное испытание. Мы продолжаем наше увлекательное путешествие. Я предлагаю сделать остановку на улице Словосоздателей.
Работа с учебником Упр. 433 (Работа с места письменно по цепочке, обозначаем приставки).
Молодцы! Какая интересная площадь впереди! «Вообразилия». Остановимся?
Групповая работа (по рядам) Каждому ряду даны слова, нужно составить как можно больше слов с неизменяемыми приставками, включая приставки с беглыми гласными. (рвать, звать, гнать)
Выводы по составленному кластеру, выполненным упражнениям.
Легко ли вам было выполнять задания? Что нужно знать для того чтобы справиться с этими заданиями?
Итак, ребята, наше путешествие в город Приставкино подошло к концу, мы помогли разобраться жителям города с их проблемой. Вы справились со всеми испытаниями в пути. И чтобы ваши знания были впрок, следует дома повторить урок. Мне как экскурсоводу очень хотелось бы, что вы дома написали сочинение-миниатюру: «Как я побывал в городе Приставкино».
7. Рефлексия:
Это вы будете делать дома, а сейчас я попрошу вас Оценить свою работу и работу напарника на уроке, продолжив фразы на рабочих листах…… прием «Закончи предложение»
На уроке я работал ……
Урок для меня показался ……
Материал урока мне был ……
Я сегодня узнал……
Мы сегодня вспомнили…….
Больше всего мне понравилось……Спасибо, сегодня вы мне сдадите свои маршрутные листы, и я все выставлю оценочки.
Урока время истекло
Я вам ребята благодарна.
Вы справились с приставками легко
И поработали ударно.
Маршрутный лист
_________________________________________(Ф.И.)
_________________________________________________________________
(число)
_____________________________________________________________________________
(тема урока)
Найдите в тексте слова с приставками и обозначьте их. Обменяйтесь листами и сверьтесь с доской.
Соприкосновение с природой всегда прекрасно! Бродя по лесу, мы подбираем корни причудливой формы, шишки, перышки: все это пригодится для изготовления игрушек. На привалах мы собираем хворост, разводим преогромный костер, стараемся приготовить еду повкуснее, но ведь в походе вкусна даже пригоревшая каша. Потом, прибравшись, поддерживая огонь в костре и, притихнув, прислушиваемся к лесным звукам.
Оценка: ___________
(Выписаны все слова -«5», одна-две ошибки -«4», три-четыре- «3», более пяти ошибок – «2»)
Работа с упр.433
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Составьте как можно больше слов с неизменяемыми приставками, включая приставки с беглыми гласными.
1 ряд- рвать 2 ряд- звать 3ряд- гнать
Оцените свою работу на уроке, подчеркнув во фразах нужные слова:
На уроке я работал ……
Урок для меня показался ……
Материал урока мне был ……
Я сегодня узнал……
Мы сегодня вспомнили…….
Больше всего мне понравилось……
Работа в парах
______________________ и____________________(Ф. И.)
Вспомните как можно больше приставок , запишите и пересчитайте.
(Выполнять в конце урока) Кружочком обведите неизменяемые приставки, в квадрат заключите приставки на -з и- с, в треугольник- приставки пре- и при-
Выберите (каждый ) одну фразу, которая, по-вашему мнению , характеризует работу вашего напарника(нужную фразу подчеркнуть )
Имя напарника___________ , Имя напарника___________ ,
Ты молодец. Ты молодец.
Я доволен твоей работой на уроке. Я доволен твоей работой на уроке.
Ты мог бы поработать лучше. Ты мог бы поработать лучше.
Переулок
«Новых Знаний»
Сквер
«Образовательный»
Площадь «Вообразилия»
Дорогие пятиклассники!
В нашем удивительном, ноипрекраснейшем городе большая беда! Все пиривернулось с ног на голову! Приезжайте , астановите это бизумие, пожалуйста!
Жители г. Приставкино127635146050Школьный экспресс
Школьный экспресс

449961013335Школьный экспресс
Школьный экспресс
154686022860Школьный экспресс
0Школьный экспресс
2895600141605Школьный экспресс
Школьный экспресс
610933560960Школьный экспресс
Школьный экспресс
792861013336Школьный экспресс
0Школьный экспресс

61569604624705Школьный экспресс
Школьный экспресс
45339004667250Школьный экспресс
Школьный экспресс
44900853091180Школьный экспресс
Школьный экспресс
44996101452880Школьный экспресс
Школьный экспресс
14859001514475Школьный экспресс
Школьный экспресс
left1457325Школьный экспресс
Школьный экспресс
28994101614805Школьный экспресс
0Школьный экспресс
14954253162300Школьный экспресс
Школьный экспресс
29622753009900Школьный экспресс
Школьный экспресс
left3171825Школьный экспресс
Школьный экспресс
29241754648200Школьный экспресс
Школьный экспресс
14859004724400Школьный экспресс
Школьный экспресс
left4729480Школьный экспресс
0Школьный экспресс
60807602910205Школьный экспресс
Школьный экспресс
60902851405255Школьный экспресс
Школьный экспресс
81095854405630Школьный экспресс
Школьный экспресс
80048102891155Школьный экспресс
Школьный экспресс
79762351348105Школьный экспресс
Школьный экспресс