Конспект урока по русскому языку в 5 классе Правописание гласных и согласных в приставках с применением интерактивного метода ажурная пила


Урок № 2
Тема: «Правописание гласных и согласных в приставках»
Цели:
обучающие: формирование орфографического навыка правописания
приставок с опорой на знание того, что приставки сохраняют одинаковое написание, независимо от произношения; тренировка
умения образовывать новые слова с помощью приставок, графическое
обозначение их на письме
развивающие: развитие самостоятельности получения знания;
развитие мыслительных операций: анализа, наблюдения, развитие познавательных и творческих способностей.
воспитательные: воспитание интереса и любви к родному языку,
родной природе
Ход урока:
Организационный момент:
НУ, проверьте-ка, друзья,
ВСЁ ль на месте,
Всё ль в порядке –
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получить,
Только лишь оценку “5”.
Проверили готовность к уроку. Улыбнулись друг другу. И начинаем
урок. Посмотрите, как ласково светит солнышко за окном и приветствует
нас.
2. Слово учителя:
- Ребята, давайте с вами поиграем. Представьте себе, что вы сидите перед телевизором. Представили. Я вам скажу: «В!» Что вы сделаете?
- Включим телевизор.
- А если я скажу: «Пере!»?
- Переключим на другую программу.
- А если я скажу: «Вы»?
- Значит, надо выключить!
- Хорошо! Теперь представьте себе, что мы с вами сидим на стульях на
некотором расстоянии друг от друга. Что вы сделаете, если я скажу: «Подо»?
- Пододвинемся друг к другу со стульями.
- А если я скажу: «Ото»?
- Тогда отодвинемся.
- Какой вывод можно сделать из этой игры? Вывод прямо-таки напрашивается: каждая приставка несёт смысл.
Вот как об этом сказал К.И Чуковский:
«Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков!
Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла»
- Ребята, как вы думаете, много ли на свете приставок? Сколько же их?
(Опрос учащихся). Вот мы и проверили, хорошая ли у вас память? Если вам пришло в голову приставок тридцать, значит – хорошая. А если больше сорока – просто превосходная! Если же меньше – не огорчайтесь, вы ещё разовьёте свою память.
В русском языке более 50 активно работающих приставок. Есть ли в этом списке такие приставки, которых вы никогда не слышали и не видели? Скорее всего, нет. Просто вы не смогли вспомнить всех своих знакомцев. Теперь надо раскрыть секреты правописания приставок. Оказывается, что разные приставки пишутся по разным правилам. В зависимости от того они разделяются на три группы.
Чтобы определить, на какие три группы делятся приставки, и по каким правилам они пишутся, вам нужно разделиться на 3 группы. Каждая группа получает по 3 задания, которые распределяются по 1 на каждого. Каждая группа получит свой текст, бумагу, учебники у вас лежат на столах. Затем осуществляется переход в экспертные группы, где в течение 10 минут вы должны познакомиться по учебнику с группами приставок и выполнить задания:
Задание № 1. В каждой четверке слов одно без приставки. Обнаружьте его.
Расписной, рассыпной, роскошный, расставленный.
Приспосабливающийся, принципиальный, призывающий, принудительный.
Беспристрастный, приключенческий, допризывник, приватизация.
Присмотритесь к этим словам. Выберите те, которые кажутся вам трудными, и сделайте все, чтобы их запомнить.
Задание № 2. Из данных слов выпишите сначала слова без приставки, потом с одной приставкой, потом с двумя или тремя.
Обворожительный, обездоленный, обеззараженный, обезьяна, обезличенный, обнародовать, обелиск, обеспечить, обессилеть, облагороженный, областной, облокотиться, обожженный, общежитие, ожерелье, объезженный, объяснение, облегчение, одновременный, одолжение, одушевление, оживление, ожесточение, основной.
Просмотрите внимательно еще раз эти слова. Если какие-нибудь из них вам кажутся трудными, сделайте все необходимое, чтобы их запомнить.
Задание № 3. Среди данных ниже слов есть такие, внутри которых спрятались приставки. Выпишите эти слова.
Благословение, благоприобретенный, драгоценность, водопроводчик, сногсшибательный, железнодорожный, благоразумный, путешествующий, землетрясение, громоотвод, гостеприимство, сумасшествие, накопительство, деревообрабатывающий, благородный, живородящий.
Найдите среди этих слов трудные для вас и сделайте все, чтобы их запомнить.
Обсудите и дайте ответ на свое задание. Возвращаетесь в основную группу для передачи своих наработок. Выступаете с докладом перед классом.
3. Физкультминутка
Учитель читает слова с приставками на з и с. Если в слове нужно писать приставку з, дети встают на носочки и поднимают руки вверх, если с приседают.
Бесшумный
Вздохнуть
Бесчисленный
Возделать
Разжимать
Расщелина
Безвкусный
Изгонять
Расчертить
Расписать
Разгорячиться
Сбежать
Отчеты групп
При выполнении упражнений ученики приходят к выводу, что в русском языке можно выделить
ТРИ ГРУППЫ ПРИСТАВОК
В зависимости от того, какие проблемы возникают при написании приставок, все приставки можно разделить на следующие группы.
1-я группа 2-я группа 3-я группа
Приставки, которые Приставки на -з при-; пре-
пишутся одинаково, (-с): раз-рас прибить
независимо от из — ис превеликий
произношения вз — вссжаты, надпись, разбивать
передать. расправитьПервая группа – самая беспроблемная. Это приставки, которые пишутся всегда одинаково: в-; во-; взо-; вы-; до-; за-; изо-; на-; недо-; о-; об-; от-; па- (только под ударением-паводок, пасынок); пере-; по-; под-; подо-; пра-; пред-; предо-; раза-; с-; со-; су-; у- и другие.
Вторая группа – это приставки, которые пишутся, “подлаживаясь” к идущим за ними буквам. Это без — бес-; вз- — вс-; воз- — вос-; из- — ис-; низ- — нис; раз- — рас-; роз- — рос-; через- черес-.
Третья группа – приставки, правописание которых зависит от смысла. Это при- и пре-.
Этап рефлексии
Обратитесь к листку достижений.
Работаем с нашим светофором
зелёный  - я понял материал урока;
жёлтый – у меня остались вопросы;
 красный  – я бы ещё хотел проработать эту тему.
Домашнее задание
Карточка. Выписать из текста слова  с изученными приставками.
Стали у меня исчезать вещи. То носок пропадет, то перчатки. Мама говорила, что я растяпа и всюду разбрасываю свои вещи. Но пропадали и те вещи, которые я клал на место. Однажды исчезли мои тапочки и кроссовки. Я беспокоился и долго искал их. Оказалось, что их наш щенок по разным укромным уголкам растащил.