Классный час на тему Поговорим о дружбе и друзьях

Подготовила и провела
учитель начальных классов
Гарифуллина З.А.

Классный час на тему:

«Поговорим о дружбе и друзьях».

Цели: 1.Развивать умение учащихся вести рассуждение.
2. Формировать умение аргументировать свою точку зрения.
3.Формировать нравственные качества учащихся: умение дружить, беречь дружбу.

Оборудование: проектор, ноутбук, записи песен о дружбе, классная стенгазета «Наши друзья», выставка книг о дружбе, плакат с нарисованным сердцем в виде конверта.

Предварительная подготовка:
1.Предложить ответить школьникам на вопросы анкеты: (стр.49 КР);
2.Дать ученикам письменное задание - рассказать о своём лучшем друге или подруге.

Ход классного часа:

I. Эмоциональный настрой.

-Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поведём с вами доверительный разговор. Вам интересно о чём? Тема нашего классного часа прячется в лепестках весеннего волшебного цветка (На экране высвечивается цветок с разноцветными лепестками)
Этот цветок
Обществу
Дарит
Радость,
Улыбку, исполняет
Желания, учит быть
Благородным, он такой на свете
Единственный.

-О чём будем говорить сегодня? (Ответ детей)
(Открывается слайд с названием темы урока)

II. Введение в тему классного часа. Мозговой штурм «Дружба-это»

-Как вы понимаете слово «дружба»?
-Кто такой друг?
-Что значит дружить?
-Есть ли определённые правила дружбы?
-«Друг», «Приятель», «Товарищ» - одно ли значение имеют эти слова?
-
(Учитель подводит итог и даёт определение понятию «дружба». На экране слайд с определением слов «дружба» и «друг» по толковым словарям Ожегова и Даля).
В толковом словаре Ожегова С.И:
Друг-это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью.
Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы:
«Дружба-..это бескорыстная приязнь» На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-то хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.

III. Постановка проблемы.

-Сейчас я хочу предложить послушать стихотворение Л.Измайлова, а прочитает нам его Алия Бакиева.

1.Чтение ученицей отрывка из стихотворения Л.Измайлова «Монолог о дружбе»


Что такое дружба? Каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Слово «дружба» что обозначает?
Может быть, поход вдвоём в кино,
Может быть, хороший пас в футболе,
Может быть, подсказку у доски,
Может быть, защиту в драке школьной
Или просто средство от тоски?
Ну, а может быть молчанье в классе, если друг плохое совершит?
Скажем, Коля стены разукрасил, Михаил всё видел, но молчит.
Разве это дружба, если кто-то
Дроби дома не хотел решать:
Заниматься не было охоты,
А дружок даёт ему списать.
Разве это дружба, если двое вздумали уроки прогулять,
А спросила мама: «вы не в школе?»-
Оба дружно начинают врать.
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну и всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?

-О чём это стихотворение?
-С какими мыслями автора стоит согласиться?
С чем вы не согласны?
-Посмотрите, ребята, какие хорошие вопросы поставил автор этого стихотворения. А действительно, что же можно назвать настоящей дружбой? Вот на этот вопрос мы на этом занятии будем искать ответ.


2. Просмотр фильма “Лучшая подруга» из киножурнала «Ералаш».

-Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм. Называется он «Лучшая подруга»

Вопросы для обсуждения после просмотра:
-Вспомните название фильма.
-О чём он?
-Какое впечатление произвёл на вас этот сюжет?
-Можно ли назвать нашу героиню лучшей подругой?
-Почему?
-А как, по-вашему, поступила бы настоящая подруга?

IV. Решение учебной задачи. Работа в группах.

-Ребята, вы у меня молодцы, активно участвуете в обсуждении, смело высказываете своё мнение. Я знаю, что вы очень любите играть. На уроке литературного чтения вы были исследователями, а кто были вашими помощниками-консультантами?

-А сейчас я предлагаю вам поработать консультантами. Каждая группа получает конверт, в нём описание той или иной ситуации. Задача группы - прокомментировать её.

1)Твой друг употребляет плохие слова и выражения. Твои действия.
2)Твой друг стал получать плохие отметки, и родители запретили тебе с ним дружить. Твои действия?

3)Твой друг сделал что-то плохое, а наказывают тебя. Твои действия?

4)Разыграть сценку так, как действительно поступил бы настоящий друг. Текст:
На перемене Наташа подбежала к Костику: «Костя, ты мой друг, выручай! Я не выучила басню Крылова «Стрекоза и муравей». Скажи учительнице, что и ты не выучил». Костя спешил и не успел сказать своё мнение, потому что прозвенел звонок. Учительница вошла в класс, поприветствовала и первым вызвала к доске Костю, который с выражением прочитал басню. «Молодец!»- похвалила учительница. - «Пять!» А Наташа прошептала: «Как тебе не стыдно!»,- отвернулась к окну.
-Как бы вы оценили поведение Кости?
-Как вы оцените поступок Наташи?

-Я думаю, эти ребята ещё не совсем понимают, что такое дружба, но если у них одинаковые интересы, вкусы, то со временем их дружба станет настоящей.

V. Проверка домашней работы. Зачитывание отрывков из сочинений учащихся «Мой друг»
.
-А у вас есть друзья? Поднимите руки, у кого есть. А вы можете объяснить, почему свои отношения вы называете дружбой?
(Высказывания учащихся)
-Об этом вы написали в своих рассказах и оформили стенгазету «Наши друзья». Мне очень приятно было читать, что вы цените в друзьях преданность, честность, готовность прийти на помощь в нужную минуту. Я хочу попросить некоторых ребят прочитать отрывки из рассказов.
(Трое-четверо ребят прочитают отрывки из сочинений)
Дружба - самое необходимое в жизни. Истинный друг не только тот, кто поможет в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в светлые минуты жизни.
Настоящий друг – это человек, которому можно доверять
Все свои проблемы. Настоящий друг становится тебе близким родственником. У меня есть подруги. Мы часто говорим, что вместе мы – сила!
3)Дружба- одно из самых светлых и значимых чувств для человека. Настоящая дружба возникает между людьми, которые бережно и терпеливо относятся друг к другу.



-Дружить можно со всеми или с кем-то одним. Но всё-таки самая главная дружба начинается в семье. Ведь семья- это начало нашей жизни, мы здесь родились, растём, взрослеем. Недаром одна из пословиц гласит: «Нет лучше дружка, чем родная матушка»
-Как вы её понимаете?
- Послушайте одно стихотворение, подумайте, для чего автор написал его?

Чтение стихотворения учителем «Легче всего обидеть мать»

Легче всего обидеть мать,
Она обидой не ответит,
А только будет повторять:
«Не простудись, сегодня ветер».
легче всего обидеть мать
пройдут века,
Мы станем выше,
Но кто-то губы, сжав опять
Возьмёт бумагу и напишет
«Легче всего обидеть мать»
..и, может быть, его услышат.

-Для чего автор написал это стихотворение?
-Вы согласны с ним?
-Оказывается, мы и не замечаем, когда обижаем своих мам невниманием, капризами, и даже грубостью. А ведь первой к кому мы бежим, если случилась беда- это мама. Она никогда не отвернётся, утешит, успокоит, поможет, снимет боль и душевную, и физическую. Поэтому, ребята, давайте будем относиться к своим мамам с уважением и любовью.


VI. Игра “Ты- мне, я- тебе».

-Какие ещё пословицы о дружбе вы знаете, мы сейчас услышим в ходе игры.
Одна группа начинает, другая договаривает конец пословицы.
*Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
*Человек без друзей, что дерево без корней.
*Нет друга - ищи, а нашёл - береги.
*Дружба не гриб, в лесу не найдёшь.
*Ищущий друга без изъяна, останется без друга. И т.д.
- Молодцы! Больше всех пословиц о дружбе и друзьях знает группа
VII. Выведение правил настоящей дружбы. Самостоятельная работа.
-А теперь давайте вместе поразмышляем, какими мы должны быть, чтобы оставаться настоящими друзьями.
У вас на столах лепестки, на которых вы напишете правила дружбы, а затем соберём их в прекрасный цветок, который символизирует настоящую дружбу.

(Работа в группах. Звучит мелодия песни «Дорога добра»)

Чтение правил и прикрепление на доску.
Правила настоящей дружбы:
*Надо быть постоянным в дружбе;
*Не бойся просить прощения;
*Не надо менять друзей;
*Не жадничай, не отказывай другу в просьбе:
*Радуйся вместе с другом его успехам;
*Предлагай свою помощь, а не жди когда он попросит об этом;
*Защищай друга;
*Не создавай неловких ситуаций, старайся, чтобы другу было приятно в твоём обществе;
*Не ябедничай. Если твой друг в чём-то не прав, скажи об этом, останови, если он занимается чем-то плохим.
- Постараемся эти правила соблюдать.

-Настала пора дать ответ на заданный в начале урока вопрос
«Что такое дружба?» Продолжение стихотворения читает Ганиева Гульназ.


Дружба-это если друг твой болен
И не может в школу приходить,-
Навещать его по доброй воле,
Школьные уроки приносить,
Терпеливо объяснять заданья,
На себя взять часть его забот, Отдавать ему своё вниманье,
Дни, недели, месяц, может год
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал, или же сказал,
надо честно, прямо, без сомненья,
правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости, и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит,
А тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
-Понравилось вам это стихотворение?
-С какими словами автора вы согласны?

-Давайте теперь подумаем, а каким другом является каждый из вас?
(Высказывания детей)
-Были ли случаи, когда вы почувствовали, что рядом с вами настоящий друг?

VIII. Игра -конкурс на знание песен о дружбе.

-Много песен сложено о дружбе, а знаете ли вы их? Давайте поиграем в игру, которая называется «Догони меня»
(Две команды поют по куплету разные песни, побеждает та команда, которая споёт последней.)

- Молодцы, стало радостно оттого, что вы очень дружно пели, и каждый старался друг друга поддержать.

IX. Творческая работа.

-Посмотрите, какое большое сердце нарисовано на плакате. Это наше сердце, готовое любить и помогать друг другу. Оно не простое, а волшебное. На приготовленной вами бумажной ладошке напишите пожелания себе, другу, классу и опустите в «сердце-конвертик».
В этом году вы оканчиваете начальную школу, а откроем мы их, когда будете выпускниками, на последнем звонке.

(Во время работы звучит песня В.Добрынина «Не забывайте друзей»)

-Прозвучала песня современного композитора В.Добрынина. Она ещё раз напоминает нам, чтобы мы, даже когда вырастем, в каждодневной суете не забывали о своих друзьях.

X. Рефлексия.
-Был ли наш разговор полезным для вас?
-О чём он вас заставил задуматься?
-Тему сегодняшнего классного часа мы прочитали в лепестках прекрасного весеннего цветка. А каким цветком вы почувствовали себя на этом уроке?


15