Классный час на тему: «О дружбе и друзьях»


Классный час
на тему: «О дружбе и друзьях»
 
Цели. формировать добрые взаимоотношения между детьми в классе; нравственные качества: умение дружить, беречь дружбу.                                    Помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники.
        
 
Ход занятия
 
Что такое Дружба? –
Спросила я у птицы.
- Это когда коршунЛетает вместе с синицей.Спросила я у зверя:
Что такое Дружба? -
-    Это когда зайцу
Лисицы бояться не нужно.
А после спросила у девочки:
-    Дружба - что такое?
Это что-то огромное,Радостное и большое!
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и птицы, и дети!
Учитель
-  Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.
- Примите такое выражение лица, какое должно быть у дружелюбно настроенного человека.
- Пожмите дружески руки друг другу.
- Спасибо за разминку. Я вижу, что упражнение помогло вам преодолеть в себе стеснение и скованность, настроило вас на добрые отношения.
- Займите, пожалуйста, свои места.
 
Учитель. Сегодня наш разговор посвящен дружбе и друзьям. Что мы называем дружбой? Кого считаем друзьями?
Выслушиваются ответы детей.
Учитель: Спасибо за ваши искренние слова! Именно такие отношения чаще всего называют крепкой и верной дружбой.   Сейчас я познакомлю вас с одной очень старой и мудрой притчей. Вы уже слышали много притч. Напомним, что такое притча?
ПРИТЧА.
Давным-давно жил в горах богатый человек. Имел он огромную отару овец и столько же друзей.
Однажды к нему в дом пришла беда. В его овчарню в одну из ночей проникли воры и угнали всех овец. Когда на утро хозяин пришёл в овчарню, чтобы выгнать своё стадо на выпас, ни одной овцы там не оказалось. Хозяин овчарни тяжело вздохнул и заплакал. Весь его многолетний труд был напрасен, а семья в одну ночь стала нищей. Вскоре вся округа знала о том, какая беда приключилась с хозяином овчарни. Прошёл ещё один день и на заре хозяин увидел облачко пыли на дороге. Оно всё увеличивалось и увеличивалось. Вскоре он смог разглядеть и людей в облачке пыли. Это были его друзья. Каждый из его друзей шёл не с пустыми руками, вел за собой маленькое стадо овец. Когда они вошли к нему во двор, он понял, что друзья пришли ему помочь.
С тех пор его стадо стало в несколько раз больше прежнего. Каждый раз по утрам, когда он шёл выгонять своё стадо,  он вспоминал глаза своих друзей, которые спасли  жизнь его семьи.
 
 - Кому понравилась эта притча? Какими мыслями и чувствами вам захотелось поделиться?  (ответы детей). Чему учит эта притча? (ответы детей)
- Молодцы! Вы очень правильно поняли смысл этой притчи.
 
- Что помогает, а что мешает дружбе?
Дети. Помогают доброта, взаимопонимание, сотрудничество, вежливость, чувство юмора. Мешают грубость, обзывания, драки, обиды, упрямство, эгоизм.
Учитель: Да, произносишь слово дружба и сразу вспоминаешь веселых героев мультфильмов. Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живем, который дарит нам прекрасное общение с друзьями… . Давайте послушаем стихотворение о дружбе, которое приготовили наши девочки.                                                                                                                                  Что такое дружба, каждый знает? 
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает. 
Это слово? Значит что оно?
 Дружба – если друг твой болен
И не может в школу приходить, -
Навещай его по доброй воле,
Школьные уроки приноси.
Если друг твой что-то к сожаленью,
Плохо сделал или не сказал,
Надо честно, прямо без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он всё не сможет,
Может быть, обидится он вдруг,
Всё равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба и в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не предаст.
Учитель: Спасибо. Хорошее стихотворение.  Умению дружить, общаться с людьми, надо учиться с детства, нельзя быть равнодушным к чужому горю, нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому нужно каждый день творить добро.
 
У. Вспомните пословицы, поговорки, песни, сказки о дружбе.
Дети отвечают.
-Посмотрите на выставку книг. Здесь представлены произведения, для кого-то знакомые в большей степени, для кого-то - в меньшей. В сво бодное время вы можете прочитать любую из этих книг. А сейчас посмотрим, насколько полон багаж ваших знаний по теме «О дружбе и друзьях».
Учитель проводит викторину.
 
• Собрались однажды четыре музыканта, подружились. Вместе концерты давали, вместе разбойников прогоняли, вместе жили - не тужили...Назовите этих друзей-музыкантов. (Бременскиемузыканты: Петух, Кот, Пес, Осел.)
•   Григорий Остер написал немало рассказов о Попугае, Удаве, Мартышке и их дружной жизни в Африке. Кто был четвертым в компании друзей?(Слоненок.)
•   Когда Лев Толстой написал басню «Два товарища», в ней были слова: «Ну что, - говорит, -Медведь тебе на ухо говорил?» Как вы думаете, что ответил товарищ? (Плохи те люди, которые вопасности от своих друзей убегают)
•   Какая девочка выручила своего друга из ледо вого плена? Вызывает ли у вас уважение ее посту пок и почему? (Герда выручила своего друга Кая)
•   Этот герой бухнулся на кровать и, схватившись за голову, произнес: «Я самый больной в мире человек!» Потребовал лекарство. Ему дали, а он в ответ: «Друг спас жизнь друга!» О ком идет речь? И какое лекарство дали больному? (Карлсон. Лекарство - малиновое варенье)
•   Виктор Драгунский написал много смешныхрассказов про друзей - Дениску Кораблева и Миш ку Слонова. Однажды эти друзья и их одноклассни ки решили «помочь» персонажам фильма победить в бою. Что это была за помощь? Чем закончился рассказ?(Дети стреляли из рогаток, пистолетов по экрану в кинотеатре, а в школе сдали оружие директору)
•   У девочки с голубыми волосами было многодрузей, но один был рядом всегда. Кто он? (ПудельАртемон)
•   Кто первым из животных показал пример обитателям джунглей в том, что с человеческим детенышем можно дружить? (Волк Акела)
 
У. Возьмите листы бумаги и нарисуйте по средине страницы ромашку так, чтобы по бокам, сверху и снизу осталось место для записей. Се рединка ромашки - это вы. Напишите в ней свое имя. А лепестки - это ваши друзья. Нарисуйте их или напишите имена, а потом раскрасьте каждый лепесток в свой цвет. Например, друзья-взрослые -розовым цветом, друзья-животные- желтым и т.д. - на ваш вкус.
Задание выполняется под песню «Улыбка».
- В самой нижней части страницы подпишем:«Вот как много у меня друзей! Я счастливый человек!»
Друзей у нас может быть много, а может, и нет, но каждый занимает определенное место в нашей жизни. Поговорим об этом и от лепестков проведем линии для подписей.
У кого из вас друзья - взрослые? Почему вамнравится иметь взрослого друга? Чему он может вас научить? Могут ли мама, бабушка, учитель быть друзьями?
Вывод для записи после ответов детей : взрослый опытнее, он помощник, советчик.
-    Дружба начинается в семье. Семья – началонашей жизни, мы растем в ней и взрослеем. Неда ром пословица гласит: «Нет лучше дружка, чемродная матушка».
Для чего дружить ровесникам?       
Дети отвечают.
  У. Вспомните пословицы, поговорки, песни, сказки о дружбе.
Дети отвечают.
Учитель : А знаете ли вы, что учёные-психологи изучали правила дружбы у народов разных стран?  Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой. И вывели 10 законов дружбы. .                                                                                                           
Законы дружбы:
1.    Доверять другу. 
2.   Делиться новостями, успехами и неудачами.
3.   Уметь хранить чужие секреты.
4.   Радоваться вместе с другом его успехам.
5.   Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи. 
6.   Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать  неловких ситуаций. 
7.   Защищать друга.
8.   Не критиковать друга в присутствии других людей.
9.   Уважать права друга иметь других друзей, кроме тебя.
10. Всегда выполнять свои обещания. 
- Прочитайте их и сравните. Что общего вы заметили? В чём отличие? (ответы)
         Учитель А теперь давайте встанем в круг. Давайте никогда не будем ссориться, давайте сделаем нашу жизнь хорошей, давайте помогать друг другу в трудную минуту.  Будем стараться выполнять законы дружбы. И скажем друг другу слова терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО!».
Классный руководитель: И мне хочется верить, что этот классный час даст начало той большой дружбе, которую мы пронесём через  всю школьную жизнь.
 
  Спасибо, ребята! До новых встреч! Добрых и верных нам друзей!