Внеклассное интегрированное занятие Рукотворные мерки длины в произведениях художественной литературы( литература и математика)

Внеклассное интегрированное мероприятие (математика и литература)
«Рукотворные мерки в литературных произведениях»
Цель: формирование представления о единстве школьных дисциплин в понимании целостности окружающего мира.
Задачи:
образовательные:
познакомить учащихся со значением и использованием старинных единиц длины в художественных произведениях;
закрепить умение применять вычислительные навыки действий с натуральными числами;
закрепить умение вычислять площадь и периметр геометрической фигуры;
воспитательные:
вовлечь в активную деятельность всех учащихся мероприятия;
воспитывать у учащихся любознательность;
воспитывать коммуникативную культуру общения.
развивающие:
развивать познавательный интерес и логическое мышление;
развивать навыки коллективной работы учащихся в сочетании с самостоятельным умением анализировать, выделять главное, обобщать и делать выводы;
развивать умение выступать и защищать свою точку зрения.
Развивать интерес к художественной литературе.
Оборудование: компьютерная презентация, раздаточный материал
Участники: учащиеся 6-7 классов
Ход мероприятия:
Организационный момент: (под музыкальное сопровождение учащиеся (команды и зрители) занимают места.
– Добрый день, игроки и зрители, уважаемые гости!
– Здравствуйте! Вы, возможно, удивлены, так как видите двух педагогов. Ольга Владимировна – учитель математики, Елена Сергеевна – учитель русского языка и литературы. А мы решили организовать и провести интегрированное занятие по математике и литературе.
– Очень надеемся, что вы, ребята, будете активными помощниками нам.
Скажите, пожалуйста, что развивает математика?
– А развитию чего способствуют уроки литературы?

Сообщение темы интегрированного мероприятия:
– Ольга Владимировна, не пора ли ребятам подумать о теме нашего занятия?
+ Да, время пришло. Но для этого команды выполнять первое задание «Мы в зеркале пословиц». Устное народное творчество – кладезь народной мудрости. Пословицы и поговорки – удивительный мир, мир русской культуры, нашего языка. В них отражается всё, что достиг наш народ в своем развитии.
Задание 1: Участникам команд необходимо познакомиться с предложенными пословицами и поговорками, подготовиться к их объяснению.

1команда
На три аршина в землю видит (о внимательном, прозорливом человеке).
Два вершка от горшка, а уже указчик. (Так говорят о человеке, не имеющем достаточного жизненного опыта, но поучающем всех)
2команда
У нее суббота через пятницу на два вершка вылезла (о неаккуратной женщине, нижняя рубашка длинней юбки)
Жили с локоть, а жизнь с ноготок (человек прожил долго, но жизнь прошла стремительно, не заметил как).
3 команда
Полено к полену – сажень (накопил запасы путем экономии).
Близок локоть, да не укусишь. (О каком-нибудь простом, но невыполнимом деле)

Задания зрителям (за каждый правильный ответ игрок получает приз, а очко отдаёт любой команде)
Как говорят об очень умном человеке? (Семи пядей во лбу)
Как говорят о рослом широкоплечем человеке? (Косая сажень в плечах)
Как говорят о человеке, который судит о чем-нибудь, исходя из собственных интересов? (Каждый купец на свой аршин меряет)

– Ребята, а что такое «аршин», «вершок», «сажень», «верста»?
+ Меры длины, которые использовали наши предки.
– Правильно. Олег Уваров, сколько сантиметров в одном метре? А чему равна верста? (1060 м)
Алексей Смирнов, сколько метров в километре? А сколько сантиметров в одном вершке? (примерно 4,4 см)
– Чему же посвящена наша встреча?
+ Старинные меры длины, их числовые значения.
+ Старинные меры длины в произведениях литературы.

С современными единицами измерения длины мы знакомы. Они удобны и понятны. Интересно, а как измеряли длину на Руси в старые времена? Почему мы не используем старинные единицы измерения длины в наше время? Ведь в школьных учебниках, литературных произведениях, в обыденной жизни часто встречаются слова, обозначающие единицы измерения Древней Руси.
Вопрос о значимости единиц измерения был всегда актуален. В холодные ночи или в ненастные дни первобытные люди находили для себя убежища в пещерах, под густыми кронами деревьев. Позже они начали делать для себя навесы, шалаши, а затем уже удобные хижины. Умение возводить жилища развивалось постепенно, передавалось от одного поколения к другому. При сооружении людям приходилось выполнять разнообразные измерения. Вбитые в землю колья нужно было делать определенной высоты, а вбивать их следовало один от другого на равных расстояниях и располагать по окружности. Нашим далеким предкам требовалось измерять длины и при изготовлении различных орудий труда, на охоте, рыбной ловле, при обработке земли, посадке растений. Способы измерения были весьма любопытные.

Задание 2. «Меткий стрелок»

Ваша задача – отгадать меры длины в жизни первобытного человека. Перед вами на экране изображения этих мер (камень, стрела, рога быка, пшеничное зерно). Как же с помощью этих предметов люди производили вычисления? Как эти меры назывались? В словах для справок вы видите подсказки (слова для справок: перестрел, вержение, бука, линия). (Приложение 2. Таблица)
+ Перестрел – расстояние, которое пролетела стрела, выпущенная из лука.
+ Вержение камня – бросок камня.
+ Бука – расстояние, на котором человек переставал видеть раздельного рога быка.
+ Линия – расстояние, равное ширине пшеничного зерна.
– Были ли эти меры длины точными? Объясните.
– Ольга Владимировна, а существует ли наука, изучающая измерения физических величин.
+ Конечно. Современная наука об измерениях физических величин называется метрологией. История этой науки ведет свой отчет с 18 века, а 20 мая – Всемирный день метрологии.
– Елена Сергеевна, а в каких художественных произведениях встречаются старинные меры длины?
– А это, Ольга Владимировна, нам сейчас высчитают ребята.
– Как это высчитают?
– Если участники команды правильно вычислять арифметические цепочки и упростят выражения, то мы узнаем, в произведениях каких писателей, в каких жанрах упоминаются старинные меры длины.
Задание 3. «Литературная шифровка»
Участники команд выполняют по 2 задания на математические цепочки, за каждое выполненное задание они получают баллы и карточку с фамилией писателя или название литературных жанров. (Приложение №1)
Карточки: Андерсен Г. Х., Ершов П. П., Тургенев И. С., Некрасов Н. А., былина, сказка.
При проверке заданий ребята из зрителей зачитывают фрагменты из художественных произведений, а команды называют автора или жанр произведения (на экране может быть иллюстрация или аудиозапись)

«Выезжает Чудо-Юдо о шести головах. Как дыхнет на все стороны – на три версты всё огнем пожёг». (Сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо»)
– Верста - от слова вертеть. Первоначально расстояние от одного поворота плуга до другого во время пахоты. Длина версты 1060 м. Верста, как мера длины, на Руси встречается с XI века.
Интересно, что верста равна 2250 локтям. Локоть – древнейшая мера длины. Как мера длины на Руси встречается с XI в. Ее применяли в крестьянском хозяйстве, когда нужно было измерить длину, изготовленной в домашних условиях шерстяной пряжи (38 – 46 см).
– На какое же расстояние Чудо-Юдо всё пожигал огнём? (1060*3=3198м)

«С каждой минутой вода подбиралась
К бедным зверькам; уж под ними осталось
Меньше аршина земли в ширину,
Меньше сажени в длину.
Тут я подъехал: лопочут ушами,
Сами ни с места; я взял одного,
Прочим скомандовал: прыгайте сами!
Прыгнули зайцы мои, – ничего!..» (Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»)

Аршин - одна из основных русских мер длины использовалась с XVI в. Пришёл аршин на Русь вместе с купцами из далёких восточных стран.
Купцы привозили невиданные ткани. Тончайшие китайские шелка. Купцы привозили ткани, и их приходилось отмерять. Восточные купцы обходились без всяких метров: ткань они натягивали на собственную руку, до плеча. Это и называлось мерить аршинами. Это длина всей вытянутой руки от плечевого сустава до конца фаланги среднего пальца. В аршине 71 см.
Мера была очень удобной руки всегда при себе, но был у неё существенный недостаток: руки, к сожалению, у всех разные. У одних они длинные, у других короче. Хитрые купцы стали искать приказчиков с руками покороче. Но однажды этому пришёл конец. Продавать «на свой аршин» властями было строжайше запрещено. Употреблять разрешалось только «казённый аршин». Это эталон аршина, представляющий собой металлическую линейку, её изготовили в Москве. Деревянные копии такой линейки рассылались по всей территории России. Чтобы деревянный аршин нельзя было укоротить, концы оковывали железом и помечали государственным клеймом.
Аршин = 71см 12 мм
Сажень  встречается в летописи с XI века, составленной киевским монахом Нестором. Само слово «сажень» происходит от глагола «сягать» (доставать до чего-либо, хватать, достигать).
Сажень первоначально означало расстояние от конца пальцев одной руки конца пальцев другой. Косая сажень расстояние от подошвы левой ноги до конца большого пальца вытянутой вверх правой руки (216см). Маховая сажень расстояние между кончиками пальцев раскинутых рук (176 см)
Сажень – это 3 аршина.
– Какова площадь островка, на котором сидели зайчишки? (71*176=12496см2)

«Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был , мужчина двенадцати вершков роста, сложенный богатырем и глухонемой от рождения» (И.С. Тургенев «Муму»).
Вершок  старинная русская мера длины, равная ширине двух пальцев руки (указательного и среднего). Длина вершка составляет примерно 4,4 см. В одном аршине – 16 вершков.
– Пожалуйста, вычислите рост Герасима.
+ 52.8см.
– Разве это богатырь?! Оказывается, при измерении роста человека в старину исчисление шло от двух аршин, т.е. 2аршина + 12 вершков. Сколько же?
+ 71*2+52.8=194.8см.

« Наехал Илья в чистом поле на шатёр. Стоит шатёр под великим сырым дубом, и в том шатре кровать богатырская не малая: длиной кровать десять сажень, шириной кровать шести сажень» (Былина «[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]»
– Форму какой геометрической фигуры имеет богатырская кровать?
+ Прямоугольник.
– Хорошо. Вычислите периметр данной фигуры.


«Да еще рожу конька:
Ростом только в три вершка,
На спине с двумя горбами,
Да с аршинными ушами» (П.П. Ершов «Конек-горбунок»)
– Чему же равна длина уха у Конька-горбунка?
+ 71см.
– Покажите на геометрической линейке. Что можете сказать?!

«Только она его полила, зернышко сразу же проросло. Из земли показались два листочка и нежный стебель. А на стебле появился большой чудесный цветок, вроде тюльпана. Но лепестки цветка были плотно сжаты: он еще не распустился. - Какой прелестный цветок! - сказала женщина и поцеловала красивые пестрые лепестки. В ту же минуту в сердцевине цветка что-то щелкнуло, и он раскрылся. Это был в самом деле большой тюльпан, но в чашечке его сидела живая девочка» (Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»).
Дюйм  мера длины, которой пользовались во многих странах долгие века. Произошёл дюйм от ширины большого пальца. Само слово в переводе с голландского означает «большой палец». Дюйм равен 2,54 см.
В Англии, Америке и некоторых других странах дюйм основная мера длины в технике. До введения метрической системы мер так было и в нашей стране. Да и теперь дюйм остался в некоторых областях техники. Посмотри на шины велосипеда. На них есть числа 533 х 37 (24 х 1,5) или 622 х 32 (27 х 1,5). Числа обозначают размеры шины. Первые два числа её диаметр и ширину в миллиметрах, а два вторые те же размеры в дюймах. Так же измеряются и шины автомобилей.
– Кто вспомнит, что служило постелькой для Дюймовочки?
+ Скорлупка грецкого ореха.

Задание 4.
В течение двух минут подготовить ответ на вопрос: зачем надо знать старинные меры длины и помогают ли эти знания в понимании прочитанного? (Максимальная оценка – 3 балла)

Жюри подводит итоги, награждение.
Современный технический прогресс требует более точных расчётов и измерений. В настоящее время во многих странах Мира действует единая международная система единиц (система интернациональная СИ), что облегчает внешнеполитические, экономические и торговые связи между странами. Хотя анкетные данные показывают, что подрастающее поколение плохо знакомо со старинными единицами измерения, большинство старых мер забыто, вышло из употребления, но многие из них фигурируют в литературных произведениях, исторических памятниках. Их нередко можно встретить в рассказах и повестях, в книгах по истории. Они заложены в старинных постройках, в древних рецептах лекарств и всевозможных кушаний. Меры жили, иногда старились и умирали, иногда возрождались к новой жизни. История мер – это история торговли, ремесел, сельского хозяйства и строительства, развития математики, а в конечном итоге – это часть истории человечества.

Е. С.: Нашу встречу я хочу закончить словами:
О. В.: читает стихи в числах
Е. С. Какие необычные стихи!
О. В. Да, это стихи в числах. С.В. Ковалевская, первая в мире женщина профессор математики, утверждала: «Нельзя быть математиком, не будучи в то же время и поэтом в душе».Но это совсем другая история До новых встреч с математикой и литературой!





15