ПРОЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС СВОБОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА


ПРОЕКТ УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 10 КЛАСС
Учитель И.А. Захарова
Тема урока СВОБОДА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Цель урока: Формирование обществоведческого сознания, культурологического стиля мышления, на основе глубокого осмысления понятия свободы и её роли в деятельности человека
Планируемые ОР Ученик по окончанию изучения темы:
- находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице (МР);
- даёт определение основным понятиям; (ПР)
- раскрывает сущность свободы; (ПР)
- обосновывает роль свободы в деятельности человека; (ПР)
- называет внешние и внутренние регуляторы свободы(ПР)
- даёт оценку процессам и явлениям (свобода и ответственность, (ЛР);
- обосновывает своё мнение (ЛР)
Программные требования
Личностные результаты МетапредметныеПредметные - осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
-формирование потребности к самовыражению и самореализации через оценку деятельности исторических личностей. -владение умением работать с различной информацией (анализировать и обобщать факты, формулировать и обосновывать выводы и т.д.)
-принятие решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
-формулирование и обоснование собственной точки зрения -проведение поиска информации в исторических текстах;
-владение целостным представлением об историческом пути своей страны и человечества;
-способность применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа Мировоззренческая идея Только такая свобода является настоящей свободой, которая имеет познанную необходимость
Программное содержание Понятие свобода, свобода есть познанная необходимость, свобода и ответственность, внешние и внутренние регуляторы свободы, свободное общество
План изучения нового материала 1.Понятие свобода, 2. свобода есть познанная необходимость, 3. свобода и ответственность, 4. внешние и внутренние регуляторы свободы, 5. свободное общество
Основные понятия свобода, познанная необходимость, ответственность, свободное общество
Имена деятелей Гегель, Лютер, В.И. Ленин
Тип урока Изучение нового материала
Форма урока Урок - дискуссия
Технология Интерактивного обучения
Мизансцена урока 3 группы по 2 человека
Оборудование урока Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень) под редакцией Л. Н. Боголюбова, Н. И. Городецкой, А. И. Матвеева. М., «Просвещение» - 2010.
мультимедийная презентация, рабочие папки (инструкции, тексты документов)
Дом. задание Опережающее чтение
Технологическая карта урока
Деятельность учителя Деятельность уч-ся ПОР
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ (1 мин)
ВВОДНЫЙ ЭТАП (7 мин.)
(Учитель говорит строгим и громким голосом).
- Сели ровно, ноги поставили прямо, спину выпрямили, учебники положили на правую сторону, ручку – на левую, дневник лежит под учебником, никто не поворачивается, все должны неотрывно смотреть только на меня и т. п.- Как вы думаете, какой основополагающий принцип и ценность человеческой жизни я сейчас своими действиями нарушила?
Издавна человек пытался приобрести свободу (?)
- Докажите или опровергните фактами из истории.
Свобода во все времена воспринималась как святыня.
Свободен ли человек? Что такое «свобода»? Об этом и пойдет речь сегодня.
Тема урока: (слайд 2) «Свобода в деятельности человека». Работа с эпиграфом (слайд 2).
Свобода – единственная вещь, которую вы не можете получить, если не даете ее сами
У. Уайт
Главный вопрос урока.
- Возможна ли абсолютная свобода?
Почему сложно ответить на вопрос?
- Что необходимо знать о свободе и её роли в деятельности человека?
Распределение заданий между группами (задача каждой группы, общий продукт деятельности)
Задание 1-й группе: понятие СВОБОДА. Абсолютная свобода
Задание 2-й группе: в чем смысл высказывания СВОБОДА есть познанная необходимость
Задание 3-й группе: свобода и ответственность. фронтально
Слайд 1
Запись темы в тетрадь
Слайд 2
эпиграф
фронтально
Слайд 3
Запись вопроса в тетрадь
Высказывают предположения
Знакомство с материалами рабочих папок (см. приложения 1-3 к уроку)
Коллективно- распределительная деятельность даёт определение основным понятиям; (ПР)
формулируют вопросы;
планируют предстоящую деятельность
ОБУЧАЮЩИЙ ЭТАП (10-12 мин.)
Работа 1 группы:
1 ученик: стр. 217 найди определение понятию СВОБОДА (несколько значений- 3). Ответь на вопрос «Почему свобода является высшей ценностью человека» - 2 аргумента и 2 примера
2 ученик: стр. 218 Как ты понял что такое «Буриданов осел»? Ответь на вопрос «Почему не может быть абсолютной свободы?» Продолжи фразу: «Твоя свобода заканчивается там, где…» Согласны ли вы с данным принципом? Если «да», то почему?
Вопрос для обсуждения в группе: Что такое свободное общество? стр.222
Работа 2 группы:
1 ученик: стр.219 -220 определить Как трактовали категорию свободы мыслители. Как вы понимаете смысл их высказываний? Определите природу необходимости:а) сторонники абсолютного предопределенияб) религиозные деятели другого направленияв) философы, отрицающие фатализм.
Составьте схему ПРИРОДА НЕОБХОДИМОСТИ
2 ученик: найти определение понятиям фатализм, волюнтаризм.
Вопрос для обсуждения в группе: Что такое свободное общество? стр.222
Работа 3 группы: стр. 220-221
1 ученик: дайте определение ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»? Напиши 3 положения.
2 ученик: найти внутренние и внешние регуляторы свободы. (Дайте определение понятиям СОВЕСТЬ, СОЗНАНИЕ, САНКЦИИ, СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ)
Вопрос для обсуждения в группе: Что такое свободное общество?стр.222 Работают со средствами обучения из рабочей папки (тексты, схемы, таблицы, инструкции)
Обсуждение в группе
Высказывают своё мнение
Слайды 1-5
Таблица
Схемы учащимися представляются на доске - находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице (МР);
- называет причины проведения реформ; (ПР)
-раскрывает сущность Либеральных реформ; (ПР)
- даёт определение основным понятиям; (ПР)
- обозначает хронологические рамки проведения реформ; (ПР)
- обосновывает значимость реформ; (ПР)
- выделяет достоинства и недостатки реформы; (ПР)
- обосновывает своё мнение (ЛР)
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП (10 – 12 мин.)
Презентация результатов и продуктов деятельности малых групп, коллективное обсуждение
1 группы: основные результаты работы группы,
Примерные вопросы для обсуждения, дискуссии:
Почему свобода является высшей ценностью человека?
Определите причины невозможности существования абсолютной свободы. (Человек м. б. свободен только внутренне)
Как вы поняли притчу о Буридановом осле.
Сформулируйте принцип ограничения свободы человека: «Моя свобода заканчивается там, …» (слайд 8)
Согласны ли вы с данным принципом?
2 группы: основные результаты работы группы, схема, таблица
Примерные вопросы для обсуждения, дискуссии:- Как трактовали категорию свободы мыслители. Как вы понимаете смысл их высказываний? Определите природу необходимости:а) сторонники абсолютного предопределенияб) религиозные деятели другого направленияв) философы, отрицающие фатализм.
Составьте схему ПРИРОДА НЕОБХОДИМОСТИ
3 группы: основные результаты работы группы, схема, таблица
Примерные вопросы для обсуждения, дискуссии:
- Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»? Напиши 3 положения.
2 ученик: найти внутренние и внешние регуляторы свободы. (Дайте определение понятиям СОВЕСТЬ, СОЗНАНИЕ, САНКЦИИ, СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ) У доски вся группа
Возможны вопросы от других групп
находит в тексте необходимую информацию, оформляет её в таблице (МР);
- называет причины проведения реформ; (ПР)
-раскрывает сущность Либеральных реформ; (ПР)
- даёт определение основным понятиям; (ПР)
- обозначает хронологические рамки проведения реформ; (ПР)
- обосновывает значимость реформ; (ПР)
- выделяет достоинства и недостатки реформы; (ПР)
- обосновывает своё мнение (ЛР)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (5-7 мин.)
Обобщающая беседа:
- Можем ли мы ответить теперь на главный вопрос урока?
- - Возможна ли абсолютная свобода?
Возможные варианты ответов учеников.
/Абсолютная свобода в м. существовать внутри человека, в его сознании, внешняя свобода всегда относительна)Рефлексия
Беседа:
- О чём заставил задуматься урок?
- Что было особенно интересно на уроке?
Продолжите предложение: Теперь я знаю….
Оценка и самооценка Запись в тетради ответа на вопрос в коротком варианте.
высказывают своё мнение.
- даёт оценку историческому событию, явлению (ЛР);
- обосновывает своё мнение (ЛР)
Д/З ЭССЕ «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя». + все понятия ПРИЛОЖЕНИЕ
Работа 1 группы:
1 ученик: стр. 217 найди определение понятию СВОБОДА (несколько значений- 3). Ответь на вопрос «Почему свобода является высшей ценностью человека» - 2 аргумента и 2 примера
2 ученик: стр. 218 Как ты понял что такое «Буриданов осел»? Ответь на вопрос «Почему не может быть абсолютной свободы?» Продолжи фразу: «Твоя свобода заканчивается там, где…» Согласны ли вы с данным принципом? Если «да», то почему?
Вопрос для обсуждения в группе: Что такое свободное общество? стр.222
Работа 2 группы:
1 ученик: стр.219 -220 определить Как трактовали категорию свободы мыслители. Как вы понимаете смысл их высказываний? Определите природу необходимости:а) сторонники абсолютного предопределенияб) религиозные деятели другого направленияв) философы, отрицающие фатализм.
Составьте схему ПРИРОДА НЕОБХОДИМОСТИ
2 ученик: найти определение понятиям фатализм, волюнтаризм.
Вопрос для обсуждения в группе: Что такое свободное общество? стр.222
Работа 3 группы: стр. 220-221
1 ученик: дайте определение ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Как соотносятся между собой 2 таких понятия как «свобода» и «ответственность»? Напиши 3 положения.
2 ученик: найти внутренние и внешние регуляторы свободы. (Дайте определение понятиям СОВЕСТЬ, СОЗНАНИЕ, САНКЦИИ, СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ)
Вопрос для обсуждения в группе: Что такое свободное общество?стр.222
ДОП. Для учителя
«Свобода и ответственность личности»
Категория свободы является одной из центральных в философии. Под свободой понимают:
естественное право человека;
высшую ценность человеческой жизни;
идеал либералов;
один из основных элементов мирового стандарта демократии.
Ученые и мыслители о свободе:
- свободы нет, так как все предопределено Богом (абсолютное предопределение).
- Бог дал человеку свободу выбора между добром и злом;
- «Свобода состоит в том, чтобы зависеть от законов» (Вольтер);
- свобода есть познанная необходимость;
- «Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя» (В.И. Ленин).
Таким образом, в истории общественной мысли проблема свободы сводится к вопросу: «обладает ли человек свободой воли или его поступки определяются кем-либо или чем-либо?»:
Фатализм: все предопределено замыслом Бога, его волей. Действуя, человек выполняет его волю.
Замысел Бога существует, но Бог дал человеку возможность выбирать между добром и злом – в этом и проявляется свобода человека – в возможности выбора.
Волюнтаризм: человек абсолютно свободен в своих поступках, не обязан считаться с какими-либо обстоятельствами.
Человек обладает определенной свободой, но она ограничена необходимостью.
Абсолютной свободы, конечно же, быть не может. Абсолютная свобода означала бы для человека ничем не ограниченный выбор, что поставило бы его в крайне трудное положение в принятии решений. В этой связи широко известно выражение «буриданов осел». Французский философ Буридан рассказал об осле, который был поставлен между двумя одинаковыми и равноудаленными от него охапками сена. Не решив, какую охапку предпочесть, осел умер от голода.
Ограничители свободы:
права, свободы, интересы других людей;
общественные условия: социальные нормы, общественное мнение.
3) необходимостью, т.е. объективными законами природы, с которыми человек обязан считаться.
Свобода в деятельности человека:
а) относительная свобода во внешних условиях жизни (человек ограничен природными условиями и общественными нормами. Отсутствует выбор объективных условий деятельности);
б) абсолютная свобода во внутренней жизни (человек может сам выбирать цель, сам развивать свои способности и направлять это развитие в соответствии со своими желаниями и мыслями.
Подлинно свободный человек сам выбирает не только поступок, но и основания, общие принципы своих действий, которые приобретают характер убеждений. Таким образом, свобода претворяется в жизнь путем выбора определенного плана действия. Даже тогда, когда нет альтернативы, люди в состоянии замедлить наступление нежелаемых для них явлений либо ускорить приближение желаемых. Она тем больше, чем лучше люди осознают свои реальные возможности, чем больше средств для достижения поставленной цели находится в их распоряжении, чем в большей мере совпадают их интересы со стремлением большинства.
Свобода – способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.
Свобода деятельности человека напрямую связана с его ответственностью за свои поступки.
Ответственность – это:
внешние формы воздействия на человека, реакция общества на его отклоняющееся негативное поведение, которое вызывает наказание;
сознательная готовность человека следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения их последствий для окружающих, принимать санкции в случае допущения нарушений.
Задания к теме «Свобода и ответственность личности»
А1. Верны ли следующие суждения о свободе человека
А. Свобода человека является синонимом вседозволенности.
Б. Свобода человека невозможна в условиях общественных связей и взаимодействий.
1) верно А
2) верно Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А2. Верны ли следующие суждения о свободе человека
А. Свобода человека - это вседозволенность, возможность поступать согласно только своим желаниям.
Б. Свобода человека в обществе предполагает возможность сделать осознанный выбор и принять на себя ответственность за него.
1) верно А
2) верно Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А3. Верны ли следующие суждения о свободе человека
А. Свобода человека в обществе – это возможность поступать в соответствии со своими желаниями и стремлениями.
Б. Свобода человека в обществе ограничена интересами других людей, общества в целом.
1) верно А
2) верно Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Верны ли следующие суждения о свободе личности
А. Свобода личности проявляется в выборе человеком своего жизненного пути
Б. Свобода личности проявляется в осознанном следовании установленным нормам
1) верно А
2) верно Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
В5. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.
(1) В философской литературе распространено понимание свободы как возможности выбора. (2) Представляется, что возможности выбора не беспредельны. (3) Свобода каждого человека имеет свои границы. (4) Как сказал один мудрый человек, «моя свобода махать кулаками кончается там, где начинается нос соседа».
В6. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Основополагающими чертами человека являются труд, разум, коллективность, творчество, но наряду с этим свобода и _________ (1). Свобода – это специфическое человеческое качество, лежащее в основе формирования его ________ (2). В свободной деятельности человек добивается поставленных _________ (3) и реализует себя. Проблема свободы чаще сводилась к вопросу о том, обладает ли человек свободой _______ (4), или все его поступки обусловлены внешней ______ (5), под которой понимали предопределение, Божий промысел, ________ (6), рок».
Слова в списке даны в именительном падеже, единственном числе. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
А) воля Г) индивидуальность Ж) судьба
Б) необходимость Д) индивид З) ответственность
В) смысл Е) цель
С5. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «свобода человека»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения, содержащие информацию о свободе человека.