Логопедическое групповое занятие по теме Предлог как отдельное слово.


КГКСКОУ Артемовская КШИ
819151022985

Групповое логопедическое занятие по теме « Предлог как отдельное слово» с учащимися 3-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида

Учитель-логопед Виценец В.И.

апрель
2014г.



Тема: « Предлог как отдельное слово»
Цели: формировать представление о предлоге как самостоятельной единице речи; развивать навык распознания и написания предлогов; развивать и уточнять пространственные представления; корригировать и развивать внимание, память, речь, мышление; воспитывать интерес к знаниям, уважение друг к другу.
Оборудование: тетради, ручки, ребусы, карточки, карточки с написанными предлогами выставлены на боковом стенде, таблицы, карточки с парами слов для составления словосочетаний, игровые задания (7) по теме «Предлог» , используемые при работе по методике Монтессори.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Кокой сегодня день?
- В какие дни вы посещаете занятия?
2. Объявление темы занятия.
На доске написаны 2 предложения: Дети пишут в тетради. Дети пишут на тетради.
- Прочитайте и сравните два предложения.
- Что в них общего?
- Чем данные предложения отличаются?
- Как называются эти коротенькие слова?
- Как пишутся предлоги с другими словами?
- Сделайте вывод о предлогах.
- Расскажите стих о предлогах.
Мы предлогов много знаем.
Мы их все запоминаем:
На лугу, у дома, в поле,
С классом, от подруги, к школе,
По тропинке, из берлоги –
Отдельно пишутся предлоги.
- Запомните правило: слова на, в, у, с, из, к, от, над, под, за – это предлоги. Предлоги пишутся отдельно.
3. Игра «Соедини при помощи предлога». Соедините при помощи предлога пары слов так, чтобы получились словосочетания: мяч-стол капуста-магазин пирог-молоко Саша-товарищ машина-дорога мальчик-дом поезд-рельсы желудь-дуб
4. Работа по карточкам в тетрадях. Вставить необходимые предлоги. Прочитать, что получилось.
машине
бабушке
мотоциклеехали деревню
автобусе лес
тете
поезде
а) Устный разбор.
б) Письменная работа.
в) Проверка выполненной работы.
5. Физминутка. Выполняют в кругу.
По тропинке леший шел, на поляне гриб нашел. (Ходьба.)
Раз – грибок, два – грибок, вот и полный кузовок. (Приседание.)
Леший охает: устал от того что приседал.
Леший сладко потянулся и до пола дотянулся.
И налево, и направо потянулся. Вот и славно.
Леший выполнил разминку и уселся на тропинку.
6. Игровое задание « Правильно – неправильно»
Найти ошибки в употреблении предлогов В и На. Поставить в таблице знак «+» под предложением с правильным высказыванием; знак «-» под номером неправильного высказывания.
1 На стене висит портрет.
2 Суп варят на кастрюле.
3 Сорока сидит в дереве.
4 Мальчик стоит в мосту.
5 Дети гуляют на лесу.
6 Ключи лежат в кармане.
7 Продукты хранятся на холодильнике.
8 Мы живем в пятом этаже.
9 Я люблю стоять на балконе.
10 Книги лежат в портфеле.
Таблички для каждого ученика. Учитель читает предложения, указывая его номер, ученики ставят соответствующие знаки под номером предложения.
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
+ Проверка выполненного задания. Ученик читает номер и знак, все следят.
7. Коррекционно-развивающая минутка «Ответьте на вопросы»
Перед домом сад. Что позади?
Саша зашел за другом. Кто был дома?
За Мишей бежит Юра. Кто догоняет?
За домом огород. Что впереди?
За хлебом пошел Сережа. Что нужно купить.
8. Прочитать ребусы с использованием предлогов.
Например:
ОЛК

9. Работа над предлогами с использованием методики Монтессори.
На отдельном столе стоят 7 игровых заданий:
Лото «Подбери предлог к картинке»
Лото «Подбери предлог к схеме»
Лото « Подбери предлог»
«Правда или шутка»
Лото «Подбери картинки к предлогу»
«Два из трех»
Лото «Замени схемы предлогами»
Каждому выбрать себе задание и работать самостоятельно. Учитель-логопед подходит к каждому ученику и дает ему краткий индивидуальный урок (1-2 мин).
10. Итог урока.
Игра «Предлог – не предлог».
- Я буду называть предлоги и слова, обозначающие предметы. Если я произнесу слово-предмет, вы молчите, услышав предлог – хлопните в ладони.
Стол, из, на, кот, в, рис, у, с, брат, нос, под, к, кран, от, над, зонт, за.- Чем мы занимались на занятии?
- Назовите предлоги.
- Что это такое?
- Дайте определение.
Литература:
«Путешествие в страну падежей» Л.М. Козырева
Ярославль Академия Развития 2001г.
«Русский язык для образовательных учреждений VII-VIII видов»
Издательство «Учитель» Волгоград 2012г.