План-конспект урока по теме Политическая система в СССР в 1953-1960-х гг


План урока по теме: «Политическая система в СССР в 1953-середине 1960-х гг.»
Класс: 9
Тип урока: комбинированный.
Ведущий метод: беседа с элементами практического метода.
Цель урока: показать роль личности в истории, важность руководителя государства как гаранта стабильности жизни (по данной теме с позиции бесполезности и непродуманности действий властей).
Основной компонент Предметный результат Метапредметный результат Личностный результат
Эмпирический уровень Главные факты:
Смерть Сталина;
Н.С. Хрущев;
Изменения в политической системе СССР;
Работают с документами (задают вопросы, отвечают на вопросы). Информационная компетентность (работа с текстом);
Коммуникативная компетентность (умение слушать, задавать вопросы и отвечать на них). Роль личности в истории, важность руководителя государства как гаранта стабильности жизни.
Теоретический уровень Понятие: политическая система, сталинизм.
Последствия сталинского управления.
- описывают основные понятия урока;
-определяют последствия.
Информационная компетентность: отрабатывают умения работать с понятиями (актуализация уже полученных знаний, умение выделять понятия из контекста), анализируют, делают выводы. Структурные компоненты урока Деятельность учителя Деятельность учеников
Организационный момент (1мин.) Этап актуализации (7 мин.)
4 мин Проверочная работа с понятиями (кроссворд).
Вопросы на повторение. Ребята, мы с вами вместе изучили послевоенные годы в СССР. Скажите, что самое главное вы открыли для себя на наших прошлых уроках? Что для вас показалось удивительным? Или может быть наоборот, знакомым. Ребята, а почему мы с вами на прошлых уроках рассматривал период именно с 1945 по 1953 гг.? Решают кроссворд.
Отвечают на вопросы.
Изучение нового
5 мин
10 мин
4 мин Смерть Сталина
Ребята, а если нахождение Сталина у власти ознаменовало собой целую эпоху в истории нашей страны. Мы с вами даже разговаривали о том, что такое сталинизм. То к чему могла привести смерть такого политического лидера?
Да, вы правы. И сегодня мы поговорим именно об этом. Тема урока: «Политическая система в 1953-середине 1960-х гг.»
Н.С. Хрущев. Работа с документами. Приложение 1.
Составляет план работы на ближайшие уроки по документам (устно).
Как Хрущев пришел к власти?
Борьба за власть – краткая информационная справка.
Работа с учебником «Реорганизация государственных органов, партийных и общественных организаций» (то, что не успеют, пойдет в качестве домашнего задания). К изменению в политической системе. Тема урока: «Политическая система в 1953-середине 1960-х гг.»
Работают с документами (задают по 1 вопросу к документам, затем по цепочке задают вопрос ученикам и отвечают на вопросы). Составляют план работы на ближайшие уроки по документам (устно).
Отвечают на вопросы.
Работают с учебником, составляют в тетради план по данному вопросу.
Домашнее задание (1 мин) Параграф 39, план по пункту параграфа. Приложение 1.
Известия ЦК КПСС, 7 (306), июнь 1990. Официальная справка члена ЦК
Хрущев Никита Сергеевич (05(17).04.1894-11.09.1971), член партии с 1918 г., член ЦК в1934-1966 ггРодился в с. Калиновке Курской губернии. Русский. Окончил рабфак, учился в Промышленной академии.
Трудовую деятельность начал пастухом, работал слесарем в Донбассе, участник гражданской войны. С 1924 г. на партийной работе в Донбассе и Киеве. В 1938- марте 1947 гг. и декабре 1947-1949 гг. первый секретарь ЦК КП(б) Украины, Киевского обкома и горкома партии, одновременно в 1944-1947 гг. Предс. СНК (Совмина) Украинской ССР. Во время Великой Отечественной войны член военных советов ряда фронтов, генерал-лейтенант (1943 г.). С 1949 г. секретарь ЦК ВКП(б) (КПСС), одновременно в 1949-1953 гг. первый секретарь МК партии. В 1953-1964 гг. Первый секретарь ЦК КПСС
С 1964 г. на пенсии. Депутат Верховного Совета СССР 1-6 созывов. Герой Советского Союза (1964 г.), Герой Социалистического Труда (1954 г., 1957 г. и 1961 г.). Лауреат международной Ленинской премии «За укрепление мира между народами» (1959 г.). 
Д. Ф. Устинов, министр обороны: «В оценке деятельности Хрущева я, как говорится, стою насмерть. Он нам очень навредил. Подумайте только, что он сделал с нашей историей, со Сталиным. Не секрет, что западники нас никогда не любили. Но Хрущев им дал в руки такой материал, такие аргументы, которые нас опорочили на долгие годы».
М. И. Ромм, кинорежиссер: «Пройдет совсем немного времени, и забудется и Манеж, и кукуруза... А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла к нему никто не будет иметь — ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только много лет спустя... В нашей истории достаточно злодеев — ярких и сильных. Хрущев — та редкая, хотя и противоречивая фигура, которая олицетворяет собой не только добро, но и отчаянное личное мужество, которому у него не грех поучиться всем нам… Что-то было в нём очень человечное и даже приятное. Например, если бы он не был руководителем такой громадной страны и такой могущественной партии, то как человек он был бы просто блестящий».
Кеннеди Дж. Ф.: «Хрущев — жёсткий, красноречивый, полемичный представитель системы, которая его воспитала и в которую он полностью верит. Он не пленник какой-то старинной догмы и не страдает узким видением. И он не красуется, когда говорит о неизбежной победе коммунистической системы, о превосходстве которой они (СССР) в конечном итоге добьются в производстве, образовании, научных исследованиях и в мировом влиянии...»
Опрос Левада-центра «Россияне о Никите Хрущеве» (2014 г.). Опрос проведен 26 – 29  сентября 2014 года  по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1630 человек в возрасте 18 лет и старше в 134 населенных пунктах 46 регионов страны.
КАК ВЫ СЧИТАЕТЕ, ХРУЩЁВ ПРИНЕС НАШЕЙ СТРАНЕ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ ИЛИ БОЛЬШЕ ВРЕДА?
больше пользы 38
Больше вреда 26
Затрудняюсь ответить 36