Урок литературы в 9 классе Тема: Процесс «очеловечивания» собаки и «расчеловечивания» человека в повести М. Булгакова «Собачье сердце»


Урок литературы в 9 классе
Тема: Процесс «очеловечивания» собаки и «расчеловечивания» человека в повести
М. Булгакова «Собачье сердце»
Цели:
Ход урока
1.Постановка целей урока.
- Дома вы прочитали всю повесть, и сегодня на уроке нам предстоит
обсудить последствия физического и идеологического насилия над человеком, обществом и выяснить причины «расчеловечивания» человека.
Эпиграфом к нашей беседе можно отнести слова профессора Преображенского:
«Теоретически это интересно… Ну, а практически что?
Кто теперь перед нами?»
Этот вопрос нам и предстоит выяснить.
2.Реализация домашнего задания
В повести мы видим 2 стороны эксперимента профессора. Можете ли вы их назвать? (гениальность операции и ужасные последствия, о которых профессор не задумывался).
Давайте проследим последовательность чудовищного превращения «милейшего пса» в «отъявленную мразь» Шарикова.
-Сначала расскажите о превращении собаки в человека с точки зрения медицинской операции. Какое чудо совершил профессор?
(проверяется домашнее задание слабых учащихся, которые в это время пересказывают сцены эксперимента. Учитель усложняет вид деятельности, включая вопросы аналитического характера:
-Что вы можете сказать об «исходных» качествах собаки? (милый, безобидный, разбирающийся в людях, умный (даже умеющий читать). Эти определения доказываются текстом и выписываются потом на доске.
-Кто в качестве донора достался собаке? Что говорит о Климе Чугункине автор? (алкоголик, дебошир, хулиган, грубиян)
В это время сильные учащиеся восстанавливают «цепочку» превращения «милейшего» существа в «мразь»:
Пёс___+_____ _операция___+______ влияние Швондера= Шариков
«милейший» Клим Чугункин (желание поделить всё, «мразь» (наследственность) устройство Шарикова
на работу, его прописка,
по его совету Шариков
читает политическую лит.
-Беседа со всем классом.
-Кто прав: профессор, считающий, что у Шарикова- человечье сердце, или Борменталь, считающий, что –собачье? Докажите свою точку зрения, приведите примеры наглости, необразованности, доносительства Шарикова. Чем он заслужил свою должность, какими способами отстаивает свои права?
- Почему же повесть названа «Собачье сердце»? Какое значение вложил Булгаков в эпитет «собачье»? Почему автор так внимателен к внутренним монологам пса и лишает Шарикова таких монологов?
- Почему эксперимент профессора не удался?
-Только ли профессор создаёт Шарикова? Почему Преображенский называет Швондера «главным дураком»? (проверка индив. домашнего задания)
3.Дискуссия
-Шариков смешон или опасен?
-Какие пороки сконцентрированы в Шарикове?
-Чем опасно его желание «всё взять и поделить»?
4. –В чём смысл финала комедии?
- Можно ли насилием «улучшить» человеческую породу? Какие формы насилия мы увидели в повести? (Человек – неповторимое существо. Никакая форма насилия (ни физическая операция, которую блестяще провёл профессор, ни и идеологическая пропаганда Швондера не могут привести к успеху, если это сделано с давлением на личность. Сам профессор отвечает на этот вопрос: «Лаской, только лаской». Только ласковым отношением, любовью можно изменить человека. Пёс был ласковым, пока ему не пересадили органы хулигана и уголовника.)5. Вывод
-Какие проблемы волнуют писателя? О чём это произведение заставило задуматься нас?
-Почему сатирическая повесть не была опубликована сразу?
6. Итоги урока, домашнее задание (на выбор):
- придумайте монолог от лица Шарикова, сохраняя его особенности речи, на одну из тем:
Какой должна быть справедливость?
Что такое дружба? (или на любую другую тему)
- Как относится автор к образу профессора? Докажите текстом.
- Сколько рассказчиков в повести? Почему в роли повествователя не выступает Шариков?