«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ».


Курбанниязова Н.В., учитель начальных классов,
МКОУ «СШ с углубленным изучением отдельных предметов города Жирновска», г.Жирновск kurbannijazva@rambler.ru

Здоровье человека – тема для разговора достаточно актуальна для всех времён и народов. А в 21 веке она становится первостепенной. Быть здоровым – это естественное стремление человека. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, про- должая сознательную деятельность, не позволяя «душе» лениться. Такого человека мы и должны «создать» и воспитать, начиная с самого раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы [2 c.98]. Понимая это, я уделяю большое внимание проблеме сохранения и укрепления здоровья детей в процессе обучения и воспитания. В своей работе ориентируюсь не только на усвоение ребёнком знаний и представлений, но и на становление его мотивационной сферы гигиенического поведения.
В последнее время всеобщий интерес к инновационным формам и средствам работы с детьми возрос.
С этой целью мне удалось апробировать в урочной и внеурочной деятельности метод использования Су-Джок терапии в сочетании с лечебно-оздоровительной работой.  Каждый человек должен знать эффективную систему самооздоровления, чтобы в трудную минуту суметь помочь себе и окружающим.
Данную методику разработал ученый из Южной Кореи Пак Дже Ву. «СУ» - по-корейски - кисть, «ДЖОК» - стопа. Су-Джок является лучшим методом самопомощи. На кистях и стопах располагаются системы высокоактивных точек соответствия всем органам и участкам тела. С их помощью можно лечить любую часть тела, любой орган, не прибегая к помощи врача.
Главное достоинство этого метода - высокая эффективность. При правильном применении выраженный эффект может наступить уже через несколько минут.
Использование су-джок – массажеров, в комплекте с металлическими кольцами, улучшает кровоснабжение всего организма, и в частности, головного мозга, способствует расслаблению возвращает человеку уравновешенность и хорошее самочувствие. Тем самым, благоприятствует восстановлению нарушенных функций в организме.
Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные. Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными – круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д
Такой массаж способствует укреплению здоровья и препятствует развитию нарушений в организме, способствует повышению физической и умственной работоспособности детей.
Аппликации семян – еще один из методов су-джок терапии, которые с удовольствием дети используют для самооздоровления, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Для воздействия на БАТ (биологически активные точки) кистей и стоп используют семена растений. Их приклеивают к телу с помощью лейкопластыря. Воздействие на кожу при этом осуществляется механическое (раздражение рецепторов) и биоэнергетическое.
Для аппликаций преимущественно берут семена с граненой поверхностью. Подойдут для Су-Джок терапии семена винограда, гречки, мандарина, апельсина, можно использовать и яблочные. Семена, прошедшие пусть и незначительную термическую обработку, для Су-Джок терапии непригодны. Поэтому большинство продающихся в магазине круп для лечения таким способом бесполезны. Нельзя использовать семена ядовитых растений. Перед приклеиванием семян рекомендуется помассировать необходимую БАТ.
Аппликация живых семян позволяет укрепить иммунитет, ускорить восстановление организма после травм, а также хронических и вирусных заболеваний.
Важным гигиеническим требованием в структуре урока является рациональная организация учебного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников. Несколько минут на уроке уделяю динамическим паузам. Физкультминутки и физкультпаузы являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15-20 минуте урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого), а также эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.
Потраченное время окупается усилением работоспособности, а главное, укреплением здоровья учащихся. Очень хорошо если предлагаемые упражнения для физкультминутки органически вплетаются в канву урока.
Использование вышеуказанных технологий оказывают благоприятное влияние на организм детей: на общий тонус, на моторику, способствуют тренировке подвижности центральной нервной системы, развивают внимание и память, создают положительный эмоциональный настрой и снимают психоэмоциональное напряжение.
Школа и мы, учителя, обязаны взять на себя заботу о сохранении здоровья школьников наряду с родителями. Если мы научим детей с самого раннего детства ценить, беречь и укреплять своё здоровье, будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Библиографический список:
1. Ковалько В.И. «Здоровьесберегающие технологии в школе. 1-4 клас-сы.».,Москва, Издательство «Вако»,2005 г.
2. Смирнов Н.К. «Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе»., Москва, Издательство «АПК и ПРО», 2002 г.
3. Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии»., Ростов н/Д, Издательство «Феникс», 2007 г.
4. http://www.openclass.ru/io/9/kostenko Костенко Л.В. «Здоровьесберегающие технологии в школе» [Электронный ресурс] .