Доклад Интеграция урочной и внеурочной деятельности методами реализации программы «Здоровое питание»


Интеграция урочной и внеурочной деятельности методами реализации программы «Здоровое питание».
Т. М. Горанчук, МБОУ СОШ № 14, г. Новошахтинск.
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, введенного с 1 января 2010 г. (приказ Минобрнауки России от 6 октября 2009 г № 373) п. 19.7., предусматривается необходимость разработки образовательным учреждением программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. [1]
На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего, знаний, умений и навыков и носило репродуктивный, информационный характер. В настоящее время происходит переориентация образования на развитие интеллектуальных, личностных, культурных качеств учащегося, формирования его культуры здоровья, имиджа здорового образа жизни. [4]
Для того чтобы повысить культурный уровень учащихся, на мой взгляд, эффективным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности, которая должна представлять собой целостную систему.
Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников в педагогическом процессе может осуществляться на внутрипредметном и межпредметном уровнях.
Формирование здорового образа жизни, в том числе и культуры питания, должно начинаться уже в раннем возрасте. При этом организация воспитательного процесса должна учитывать особенности конкретной возрастной группы. [2]
Так, в случае, если речь идет о младших школьниках, следует понимать, что у детей в этом возрасте отсутствует осознание объективной ценности здоровья - в большинстве случаев у них нет или почти нет опыта "нездоровья", они далеко не всегда могут осознать отдаленные негативные перспективы поведения, связанного с нарушением правил здорового образа жизни.
В начале учебного года мною было проведено анкетирование учащихся 2-3 классов «Что ты любишь есть?».
Получила следующие результаты:
- на завтрак дети едят в основном бутерброды, а не кашу, есть которую советуют лучшие диетологи нашей страны;
- некоторые ученики вовсе не завтракают;
- меня порадовало, что фрукты и овощи едят и любят все;
- в обед все едят суп;
- чипсы едят многие;
- в рационе питания много сладостей;
- больше всего любят пить газировку.
Вывод – основное питание наших школьников неблагоприятно для их здоровья.
Важность здорового и полноценного питания для нормального роста и развития является очевидной. Каждый обучающийся, воспитанник должен быть обеспечен пищевыми веществами, необходимыми ему для нормального роста, развития, обеспечения эффективного обучения и адекватного иммунного ответа с учетом его возрастных и физиологических потребностей, а также времени пребывания в образовательном учреждении. [2]
Поэтому работа по формированию культуры здоровья и питания в младшем школьном возрасте должна быть главным образом связана с формированием конкретных поведенческих навыков и интеграцией их в актуальную, значимую для младших школьников деятельность. Так, освоение навыков гигиены (мытье рук перед едой) должно осуществляться, главным образом, не только и даже не столько через разъяснение значимости и важности этой процедуры для здоровья, сколько за счет включения такой формы поведения в игровой соревновательный контекст (значимый и интересный для ребенка) - организацию соревнования между учениками, ведение специального дневника. В таких играх "незаметно" для ребенка происходит формирование полезной привычки.
В нашей школе решение задач по формированию здорового образа жизни и культуры питания реализуются через интегрирование программ урочной и внеурочной деятельности, организуются тематические внеклассные мероприятия, ведется просветительская работа с родителями.
Темы правильного питания школьника и основ здорового образа жизни изучают на уроках окружающего мира, теоретических занятиях физической культуры. На уроках математики и русского языка в текстах задач и упражнений по правописанию приводятся примеры полезных для здоровья продуктов питания, организации режима дня и т.д.
Так, в рамках образовательного процесса на уроках окружающего мира в 3 классе изучают тему «Питание человека»; на уроках теоретических занятий физкультуры отводятся часы на изучение тем - «Личная гигиена», «Органы пищеварения», «Пища и питательные вещества», «Вода и питьевой режим».
Углублять и закреплять полученные знания на общеобразовательных уроках школьникам помогают занятия внеурочной деятельности программы «Школа здоровья», одним из разделов которой является курс «Разговор о здоровом питании».
Занятия проходят один раз в неделю по 35 мин.
Возраст детей – 9-10 лет
Инициатором программы «Разговор о правильном питании» выступает компания «Нестле Россия», а авторами являются директор Института возрастной физиологии, академик Российской Академии Образования М. Безруких, к.б.н. Т. Филиппова, к.п.н. А. Макеева. Программа «Разговор о правильном питании» содержит 2 части (модуля):
1 часть «Разговор о правильном питании» предназначена для детей 6 – 8 лет, т. е. учеников 1 или 2 классов;
2 часть «Две недели в лагере здоровья» предназначена для детей 9-11 лет – учеников 3 или 4 классов.
Программа - важный компонент формирования культуры здоровья. Пищевые привычки формируются с детства, у взрослого человека их очень сложно изменить, поэтому так важно сформировать у детей правильное пищевое поведение. [5]
Понимание младшими школьниками важности правильного питания может стать эффективным способом профилактики и предупреждения неинфекционных заболеваний желудочно-кишечного тракта, развития различных соматических заболеваний. [6]
Цель программы: формирование у младших школьников основ рационального питания; воспитание культуры здоровья; осознание здоровья как главной человеческой ценности.
Задачи программы:
Формирование знаний о влиянии различных продуктов питания на состояние здоровья детей.
Ознакомление с историей происхождения народной кухни.
Формирование умения излагать состав продуктов, объяснять их полезность или вред.
Развитие интеллектуальных, творческих, организаторских способностей.
Формирование мотивации здорового образа жизни.
Побуждение детей к формированию и сохранению здоровья собственными силами.
Укрепить здоровье за счет повышения знаний о питании.
Воспитание нравственных качеств личности: любовь к Родине и ее народу, традициям, доброжелательное отношение к товарищам, умение сотрудничать, коллективизм.
Развитие мотивации к исследовательской деятельности.
В учебно – методический комплект «Разговор о здоровье и правильном питании» входят рабочие тетради для учащихся, плакаты, информационные плакаты для родителей.
Содержание всех тем представлено небольшим по объему текстом с красочными иллюстрациями и многочисленными практическими заданиями, выполняя которые ребенок самостоятельно закрепляет материал. Практика показала, что заполнение дневника, способствует не только закреплению навыков гигиены, но и развитию самооценки, что не менее важно.
Большой интерес вызывает у детей чтение по ролям, разыгрывание сценок, соответствующих представленному сюжету; отгадывание кроссвордов; раскрашивание, рисование, отгадывание загадок, использование наклеек при выполнении заданий, а также для оценивания своих поступков.
Для достижения результатов применяются образовательные технологии: викторины, игры, тематические праздники, сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, образно-ролевые игры и др.
Использование этого комплекта направлено на достижение следующих результатов:
полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
дети смогут оценивать себя (рацион, режим питания, режим дня) с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни.
За истекший период с начала учебного года я уже могу констатировать результаты в изменении поведения и приобретения новых поведенческих навыков моих учеников, а именно:
- 90% учащихся совместно с родителями составили индивидуальный распорядок дня, в котором определено время приемов пищи;
- 100% учеников получают завтраки в школьной столовой, а некоторые там же и обедают;
- многие дети уже осознали пагубное влияние на организм употребления чипсов и сладких газированных напитков;
- ограничили в своем рационе употребление конфет, пирожных и сладких булочек, а так же колбасных изделий;
- включили в свое ежедневное меню каши, овощные блюда, молоко, кефир, сметану;
- соблюдают правила личной гигиены – моют руки перед едой;
- не употребляют в пищу немытых овощей и фруктов.
В связи с этим можно сделать вывод, что интеграция урочной и внеурочной деятельности по формированию культуры питания наших школьников дает положительные результаты. В перспективе – дальнейшая практическая воспитательная работа, направленная на углубление знаний детей о правилах здорового образа жизни. Готовности соблюдать эти правила; развитие интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и традициям других народов. Условием успешной реализации программы является непременное вовлечение в данную работу родителей.
Поддержка родителей, осознание ими важности и необходимости соблюдения правил питания школьников, в соответствии с которыми должен быть составлен режим питания в семье – необходимое условие успешной реализации программы. При двухразовом питании в школе (2-ой завтрак и обед) дома у ребенка должен быть завтрак, полдник и ужин. При трехразовом питании – завтрак и ужин.
Проблемы:
1. Нехватка свободных кабинетов;
2. Нарушения в организации работы столовой (обеспеченность кадрами).
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
2. СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
3. Невдахина, З.И. Дополнительное образование: сборник авторских программ / ред.-сост. З.И. Невдахина. - Вып. 3.- М.: Народное образование; Ставрополь: Ставропольсервисшкола, 2007. – 134 с.
4. Воронцов А.Б. Новая философия оценки в начальной школе // Методическая газета «Начальная школа». – М.: ИД «Медиа-Пресса», 2007, №1, с.5-10.
5. Безруких, М.М. Макеева, А.Г. Филиппова, Т.А. Разговор о здоровье и правильном питании/Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 80с.
6. Безруких, М.М. Макеева, А.Г. Филиппова, Т.А. Две недели в лагере здоровья/Методическое пособие. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2014. – 80с.