Программа по лечебной физической культуре


Утверждено
«_____»__________2015г
Рабочая программа
по лечебной физической культуре
в начальных классах
с 2015/2016 учебный год

Учитель: Зверкова Марина Игоревна
(Создана на основе дополнения к Методическим рекомендациям по организации деятельности специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в Российской Федерации от 12.12.2006г. № СК-02-10/3685) «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта». )ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовой аспект программы.
В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации №11-ФЗ,от 10.01.2003 «Об образовании» образовательная программа определяет содержание определенного уровня и направленности. Реализация дополнительных образовательных программ, направлена на решение задач формирование общей культуры личности ребенка (реализация начального уровня физкультурного образования), адаптации личности ребенка к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.
Положения программы «Лечебная физическая культура» разрабатывались в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 329-Ф3 от 04.12.2007 "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" адаптивная физическая культура детей с ограниченными возможностями, который направлен на социальную адаптацию и физическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Данная программа создана на основе дополнения к Методическим рекомендациям по организации деятельности специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений в Российской Федерации от 12.12.2006г. № СК-02-10/3685) «Об учреждениях адаптивной физической культуры и адаптивного спорта». При создании программы учитывалось, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления совместно с общественными объединениями должны способствовать интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья в систему адаптивной физической культуры, физического воспитания и спорта.
Актуальность и новизна программы.
Как известно, нарушения в различных сферах у проблемного ребенка в преобладающем большинстве случаев сочетается с аномальным развитием двигательной сферы, становление которой неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками, поэтому важное значение для социализации и интеграция личности данной категории детей имеет уровень их сформированности.
Одной из главных причин, затрудняющих формирование двигательных умений и навыков у детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, являются нарушения моторики, не только накладывающие отрицательный отпечаток на их физическое, но и психическое здоровье.
Коррекция двигательных нарушений средствами лечебной физической культуры является обязательным и важным направлением оздоровительно-коррекционной работы в специальных (коррекционных) учреждениях, поскольку процесс физического воспитания оказывает значительное влияние на развитие личностных качеств аномального ребенка и в известной мере - на становление его познавательной деятельности.
В специальной литературе изложены основные теоретические положения, на которых строится оздоровительно-коррекционная работа с детьми, имеющими проблемы развития, имеется большое количество исследований по развитию у них познавательных возможностей, речи, памяти, практической деятельности, а также отдельных аспектов физического воспитания.
Лечебная физическая культура, как вид адаптивной физической культуры предназначена для удовлетворения комплекса потребностей человека с отклонениями в состоянии здоровья. Главными из них являются само актуализация, максимально возможная самореализация своих способностей и сопоставление (сравнение) их со способностями других людей, имеющих подобные проблемы со здоровьем (повреждения центральных механизмов управления движениями, зрения, слуха, интеллекта и др.). Кроме того, в число ведущих потребностей этого комплекса входят потребности общения (коммуникативной деятельности), преодоления отчужденности, выхода за пределы замкнутого пространства своей квартиры, в более обобщенном выражении социализации и социальной интеграции.
Главной целью лечебной физической культуры является максимально возможная самореализация и коррекция детей с отклонениями в состоянии здоровья в социально приемлемом и одобряемом виде деятельности, повышение их реабилитационного потенциала и уровня развития двигательных качества и как следствие, - социализация и последующая социальная интеграция данной категории населения, которые должны осуществляться не только на приспособлении этих людей к нормам и правилам жизни здоровых сограждан, но и с учетом их собственных условий.
Лечебная физкультура (ЛФК) - система средств физической культуры, применяемых для профилактики и лечения различных заболеваний и их последствий. Занятия ЛФК направлены на выведение организма из патологического состояния, повышение его функциональных возможностей путем восстановления, коррекции и компенсации дефектов.
При дефектах зрения возникают вторичные отклонения в физическом развитии и двигательной подготовке детей, отмечается нарушение опорно-двигательного аппарата, снижение функционального состояния физиологических систем организма.
Систематический дефицит движений приводит к снижению всех жизненно важных функций организма, ухудшает общее и местное кровообращение; нарушаются секреторная функция пищеварительного тракта и газообмен в тканях и легких, что ведет к ухудшению общего состояния здоровья, понижению зрительных функций и работоспособности детей.
В силу особенностей психофизического развития слепых и слабовидящих физическое воспитание (в том числе и ЛФК) имеет свою специфику - направлено на коррекцию различных дефектов физического развития, моторики и двигательных способностей.
На занятиях ЛФК, наряду с физическими упражнениями с коррекционной направленностью, используются упражнения, закрепляющие умения естественно двигаться (ходьба, бег, ориентирование в пространстве, управление своими движениями), что очень важно для слепых и слабовидящих детей.
Положительными особенностями лечебных упражнений являются:
1) глубокая биологичность - движения свойственны всему живому;
2) отсутствие отрицательного побочного действия (при правильной дозировке);
3) возможность длительного применения;
4) универсальность и широкий диапазон воздействия на организм;
5) положительное влияние на эмоциональное состояние ребенка;
6) стимулирующее влияние на все органы и системы организма
От правильного подбора комплекса упражнений зависит успех в коррекционно- восстановительной работе с детьми, имеющими нарушения зрения. При этом необходимо учитывать офтальмологическую характеристику, особенности вторичного дефекта, уровень физической подготовленности, возраст детей.
Несмотря на индивидуализацию занятий ЛФК, существуют общие правила, которых необходимо придерживаться:
1. Следует применять строго дозированные физические нагрузки с учетом всех компонентов (интенсивности, числа повторений, интервалов отдыха, характера упражнений).
2. Постепенно увеличивать физические нагрузки при адаптации организма к ним.
3. Упражнения должны охватывать различные мышечные группы.
4. В занятие необходимо включать дыхательные и общеукрепляющие упражнения.
5. Перед занятием помещение надо хорошо проветривать.
6. Проводить строгий контроль за реакцией организма на физическую нагрузку (до занятий, в процессе занятий и после нагрузки).
7. При появлении признаков утомления занятие необходимо прекратить и в дальнейшем пересмотреть характер нагрузки.
8. Регулярно проводить врачебно-педагогический контроль за детьми на занятиях ЛФК.
При планировании и проведении занятий ЛФК должны быть учтены особенности организма учащихся, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины зрительной патологии, деформаций опорно-двигательного аппарата, функциональных возможностей предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.
Систематические, разнообразные занятия физическими упражнениями в процессе всей коррекционно-воспитательной работы, планомерное повышение нагрузок при текущем медико-педагогическом контроле, преемственность применяемых средств дают устойчивое повышение двигательной активности школьников с нарушением зрения, улучшение состояния здоровья.
Занятие ЛФК состоит из подготовительного, основного и заключительного этапов. Поскольку у детей данного контингента слабо развита адаптация к физическим нагрузкам, выработка условно-рефлекторных связей идет медленно, целесообразно увеличить длительность подготовительной части занятия до 30-35% общего времени занятия, оставляя на основную часть до 40-50%, на заключительную - 20-25%. При проведении занятий необходим контроль за переносимостью нагрузки. В середине занятия показатель частоты сердечных сокращений (ЧСС) должен быть увеличен не более чем на 25% по сравнению с пульсом до начала занятий. Физиологическая кривая, которая строится на основании пульса, должна быть многовершинной, т. е. плавный подъем и понижение сменяются в течение занятий несколько раз. Восстановление пульса в течение 3-4 минут после упражнений – показатель хорошей переносимости нагрузки. При появлении в процессе упражнений или после них патологической реакции пульса занятия нужно прекратить и пересмотреть характер нагрузки. Процесс адаптации детей к нарастающей физической нагрузке должен происходить постепенно.
Для самих обучающихся с ограниченными возможностями основная цель лечебно- физкультурной деятельности состоит в коррекции двигательных нарушений и приобретении жизненно важных двигательных умений и навыков, приобщении их к социальной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей адаптивной физической культуры.
Занятия ЛФК направлены на улучшение физической подготовленности, увеличение подвижности суставов, укрепление деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также положительно влияет на развитие психомоторных механизмов (быстрая и адекватная ориентировка в сложной двигательной деятельности, развитие двигательной моторики, концентрация внимания, распределение внимания, объем поля зрения, оперативность мышления, моторная выносливость). Учебная программа по лечебной физической культуре обобщает и систематизирует теоретические и практические сведения, позволяющие рационально строить коррекционный процесс (в рамках адаптивной физической культуры), получать положительные сдвиги в развитии организма и формировать и корректировать в соответствии с возрастными особенностями правильное выполнение двигательных умений и навыков (двигательных качеств).
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
Цель: социализация и интеграция детей с проблемами в состоянии здоровья и развития средствами лечебной физической культуры, развитие у них основных двигательных качеств, с использование, как игровых методик, так и других средств и методик адаптивной физической культуры.
Задачи:
коррекционно-оздоровительные: позитивные изменения в психофизическом и двигательном состоянии детей с проблемами в состоянии здоровья и развития, которые могут быть описаны, воспроизведены и объективно (количественно) измерены. Изменения должны корректировать основной дефект - компенсацией за счет сохранных функций и структур ЦНС;
образовательные: расширить двигательный опыт (навык) детей с проблемами в состоянии здоровья и развития, посредством использования освоенных физических упражнений в разнообразных формах двигательной активности, привить детям с проблемами в состоянии здоровья и развития основ адаптивного физкультурного образования, которое направлено на формирование знаний и двигательных умений.
воспитательные: приобщить детей с проблемами в состоянии здоровья и развития к здоровому образу жизни, воспитать у них основы адаптивной физической культуры, решить проблему социально-бытовой ориентации.
коррекционные:
привитие интеграционных и других ценностей лечебной физической культуры (например: эффективно формирующиеся двигательные качества у детей с ограниченными возможностями способствуют рациональной организации своего стиля жизни проявлению внутренней дисциплины, собранности, быстроте оценки ситуации и принятия решения, настойчивости в достижении цели и др.).
освоение характерных для адаптивной физической культуре социальных ролей и функций (участие в работе общественной организации, и т.п.).
расширение круга лиц для осуществления коммуникативной деятельности.
повышение уровня качества жизни детей с проблемами в состоянии здоровья и развития.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА
Для обеспечения более высокого уровня физической подготовленности детей ограниченными возможностями целесообразно использовать комплексы подводящих упражнений.
Для развития скоростной способности применяются упражнения сопряженного воздействия: на скоростные и координационные способности (бег с остановками определенных точках, бег с преодолением препятствий, расположенных на одном расстоянии друг от друга и на разном и т.д.). Также для развития скоростной способности во время выполнения общеразвивающих упражнений применяется методический подход, при котором быстрые движения руками выполняются в высоком темпе за счет сокращения размаха, а затем постепенного его увеличения.
Развивая, скоростно-силовые качества необходимо использовать упражнения одновременно формирующие ориентационную способность и способность воспроизведению параметров движений: прыжки в разном ритме, прыжки с ноги на ногу по ориентирам, танцевальные упражнения, состоящие из прыжков с продвижением в разные стороны, подскоков и различных пружинящих движений ногами, увеличивающих подвижность в суставах и развивающих прыгучесть.
Общая выносливость организма связана с функциональными возможностям мышечной, сердечно-сосудистой и дыхательной систем. В то же время, возможность дыхательной системы у глухих детей с ограниченными возможностями снижены по сравнению с условно здоровыми детьми. Поэтому уже в детском возрасте нужно закладывать основы слаженной функциональной деятельности сердечно-сосудистой дыхательной систем, приспосабливая к длительному выполнению упражнений умеренно интенсивности. Для этого наиболее целесообразно использовать движения, связанные работой большого числа мышц.
Развивая координационные способности у детей с ограниченными возможностями, на занятиях лечебной физической культурой необходимо добавлять упражнения и задания в ходьбе, беге, метании, требующих участия большого числа мышц. Например, развитию выносливости способствуют упражнения направленные на формирования дифференцировочной, ориентационной способности выполняемых поточным способом в виде бега с прыжками через «условные рвы: расположенные на разном расстоянии и т.д.
Развивая ловкость, важно использовать упражнения с быстрой сменой различны: положений по звуковому сигналу, применяемых для формирования реагирующей способности, а также упражнения и задания, которые содействуют развитию умения распределять движения в пространстве и во времени.
При организации коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями по целенаправленному развитию координационных способностей учебные задания разработанные нами комплексы упражнений включаются не только в занятия по лечебной физической культуре, но и в другие формы воспитания проблемных детей. В частности упражнения для мелкой моторики рук, игровые комплексы самомассажа, танцевальные упражнения, «пальчиковые» игры проводятся на утренней гимнастике, физкультурные минутках, занятиях по фонетической ритмике и музыке.
В связи с указанными выше особенностями физического развития и физической подготовленности детей с ограниченными возможностями в педагогической работе большое внимание уделяется формированию правильной осанки, коррекции профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата и плоскостопия, развития дыхательной и сердечно-сосудистой систем, которое осуществляется посредством обще подготовительных и специальных упражнений.
Одной из важных коррекционных задач лечебной физической культуры детей ограниченными возможностями является развитие их ориентирования в пространстве. Для этого используются упражнения, связанные с изменением местонахождения детей размещения инвентаря в зале, изменением направления и условий движения. И двигательную реакцию воспитывают в играх, для этого изменяются условия применения сформированных навыков и умений. На занятиях также используется звуковое сопровождение, которое помогает развитию чувства ритма, вибрационной чувствительности, развитие медленных и быстрых звучаний, а также способствует развитию слухового восприятия и макро моторики тела.
В систему упражнений входят движения корпуса тела (наклон в разные стороны), вводной части занятия применяют элементы следующих движений: ходьба (по кругу, на месте), бег, прыжки на месте, приседания, подскоки. При этом рекомендуется то, что характер этих движений должен быть разный: плавный, отрывистый, медленный быстрый, с музыкальным сопровождением (во время музыкально-ритмических отрезков занятий использовался слуховой аппарат), а также без речи и с речью, используют считалки, слова и фразы, сочетая их проговаривание с движениями.
В процессе занятий (особенно на начальных этапах) у детей развивают произвольно внимание, умение действовать по подражанию взрослому и по наглядному образцу (наглядно-образный характер). Например: воспитатель показывает красный шар ил! картонку - дети стоят; зеленый - начинают движение или прыгают, желтый - марширую' на месте. Затем они самостоятельно выполняют упражнения, ориентируясь на словесные инструкции воспитателя.
С целью формирования ручной ловкости особое внимание уделяется формировании умений владения мячом руками, которое осуществляется посредством соответствующих комплексов специальных упражнений, последовательно способствующих становлению умений в: катании мяча; отбивании и ловле мяча после его отскока от поля; передаче, ловле и метании, в подбрасывании и ловле мяча падающего сверху. Для более успешного развития ручной ловкости каждое из предложенных упражнений модифицируется, т.е. одних изменяется направления катания мяча (по прямой, «змейкой», вокруг ног); по другой с расстояния (от 1 до 3-х м) между занимающимися каким-либо инвентарем (корзиной, обручем, дугой, мишенью и др.); в третьих - мяч ловится двумя или одной рукой выполнением хлопка, приседания или поворота и т.п. При обучении детей с ограниченными возможностями новому движению, кроме обязательного показа требуется словесная инструкция и совместное проговаривание одновременным использованием пассивных движений, т.е. в постоянной помощи двигательном стимулировании. Одновременно следует учитывать замедленные темп усвоения ими новых движений и не отказывать от намеченных целей, а иногда сузить задачу и уменьшить требования, предъявляемые к технике упражнения. Поэтому процессе обучения новым и закрепления ранее изученных движений рекомендуется постепенно изменять условия их выполнения, чтобы научить обобщению. Таким образом, словесная инструкция - обязательный показ - совместное проговаривание, вплоть до использования метода пассивных движении и упражнений с постепенным усложнением приемов их выполнения. При этом особо внимание обращается на ознакомление с новыми упражнениями, т.е. необходим и медленный показ зеркальным методом, совместное проговаривание, возможно даже пассивное выполнение задания.
При этом рекомендуются разнообразные методические приемы, способствующие развитию двигательной сферы. Из них, для детей с особыми образовательным потребностями наиболее целесообразны следующие: применение необычных исходных положений (бег из положения, сидя, прыжок и положения, стоя спиной к направлению движения), быстрая смена различных положения (сесть, лечь, встать);
изменение скорости или темпа движений, введение различных ритмических сочетаний, различной последовательности элементов;
смена способов выполнения упражнений: метание сверху, снизу, сбоку; прыжки на одной или обеих ногах;
использование в упражнениях предметов различной формы, массы, объем; фактуры способствующих развитию умения распределять движения в пространстве и во времени, сочетать их с движениями тела, требующей разносторонней координации тонких мышечных ощущений;
выполнение согласованных действий несколькими участниками (держась, за руки или за предмет, вдвоем, группой);
более сложные сочетания основных движений. Например: использовать бег змейкой, обегая кубики, перепрыгивая на ходу неширокую канавку, доставая в прыжке до мяча. Например, пробежать по извилистой дорожке, пролезть в обруч. Причем, старшие дети способны выполнить и достаточно сложные гимнастические упражнения - точные движения с мячом, скакалкой, обручем и т.д.
на занятиях ЛФК желательно использовать подвижные игры, имитационные и подражательные движения с яркими предметами, что повышает эмоциональное состояние детей. Учитывая повышенную возбудимость, снижение двигательных способностей детей, занятия нужно проводить спокойно, не требуя сразу точного выполнения задания, поощрять у них старательность и настойчивость.
на занятиях ЛФК в начальных классах необходимо использовать специальное оборудование, которое обеспечит избирательное воздействие физических упражнений. Рекомендуется в процессе занятий лечебной физкультурой пользоваться тренажерами (велотренажером, тренажером «Здоровье» и др.) с целью повышения функциональных способностей занимающихся и направленного коррекционного воздействия упражнений. Необходимость использования тренажера особенно возрастает в осенне-зимний период.
Календарно-тематический план на первый год обучения
Задачи:
коррекция и профилактика вторичных двигательных нарушений;
обеспечение максимальной подвижности ребенка в условиях помещения;
№ Название раздела Количество часов
Всего Теория Практика
1 Профилактика и коррекция плоскостопия 11 1 10
2 Развитие мелкой моторики 10 1 9
3 Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата 13 1 12
4 Коррекция нарушений равновесия 11 1 10
5 Коррекция дыхания и зрения 5 1 4
6 Игротерапия (коррекционно-развивающие подвижные игры) 12 1 11
7 Тестирование физической подготовленности 6 2 4
8 Итого: 68 8 60
Календарно-тематический план на второй год обучения
Задачи:
коррекция и профилактика вторичных двигательных нарушений;
развитие двигательных умений и навыков;
№ Название раздела Количество часов
Всего Теория Практика
1 Профилактика и коррекция плоскостопия 10 1 9
2 Развитие мелкой моторики 9 1 8
3 Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата 12 1 11
4 Коррекция пространственно-временной дифференцировки 10 1 9
5 Коррекция координации движений 11 1 10
6 Игротерапия (коррекционно-развивающие подвижные игры) 10 1 9
7 Тестирование физической подготовленности 6 2 4
8 Итого: 68 8 60
Календарно-тематический план на третий год обучения
Задачи:
коррекция и профилактика вторичных двигательных нарушений;
развитие двигательных умений и навыков;
№ Название раздела Количество часов
Всего Теория Практика
1 Профилактика и коррекция плоскостопия 10 1 9
2 Развитие мелкой моторики 9 1 8
3 Коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата 14 1 13
4 Развитие скоростных способностей 10 1 9
5 Коррекция координации движений 10 1 9
6 Игротерапия (коррекционно-развивающие подвижные игры) 9 1 8
7 Тестирование физической подготовленности 6 2 4
8 Итого: 68 8 60
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Главной целью Программы «Лечебная физическая культура» (для детей с ограниченными возможностями,), является создание благоприятной интегративной средь с максимально всесторонним развитием ребенка в соответствии с его возможностями Поскольку ребенок познает мир через движение, то ни одна образовательная дисциплин; не обладает таким потенциалом для реализации широкого комплекса педагогически? задач, как лечебная физическая культура.
Многообразие физических упражнений и игровых методик, варьирования методических приемов позволяют педагогу формировать у детей знания и умения касающиеся не только самого предмета занятий - физических упражнений, но и смежных дисциплин, являющихся неотъемлемой частью единого педагогического процесс; (ознакомление с окружающим, развитие речи и др.).
Таким образом реализация данной программы при рациональном ее использовании послужит стимулятором повышения физической активности и уровня физической подготовленности, коррекции двигательных нарушений, удовлетворения естественной потребности ребенка в эмоциях, движении и игре, развития познавательны способностей, а следовательно и фактором гармоничного развития личности, что создает реальные предпосылки социализации этой категории детей.
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Азбука здоровья: Программа специальной (коррекционной) школы по лечебно! физической культуре для детей с нарушением слуха 1 -4 классов / Сост. Г.И. Гербцова СПб.: Образование, 1994. - 65 с.
2. Астафьев Н.В. Концепция дополнительного физкультурного образования умственж отсталых школьников / Н.В. Астафьев, А.С. Самыличев. - Омск, 1997. - 40 с.
3. Бубен С.С. Интеграция в общество детей с особенностями психофизического развития проблемы и перспективы // Дефектология. — 1996. — №5.-С. 3-11.
4. Веневцев С.И. Оздоровление и коррекция психофизического развития учащихс; начальных классов специальных (коррекционных) школ в процессе обучения Автореф. Дис. - Красноярск, 2000. -43 с.
5. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики: учеб. пособие для студ. высш. пед учеб. заведений / А.Д. Гонеев, Н.И. Лифинцева, Н.В. Ялпаева; под ред. В.А. Сластина 2-е изд., перераб. — М.: Академия, 2002. - 272 с.
6. Дмитриев А.А. Дифференцированный подход в физическом воспитании учащихс: вспомогательных школ // Дефектология, 1989. - №5. - с. 41-44.
7. Дмитриев, А.А. Коррекционно-педагогическая работа по развитию двигательно! сферы учащихся с нарушением интеллектуального развития / А.А. Дмитриев. - М. Моск. психол.-соц. ин-т, 2004. - 223 с.
8. Евсеев С.П. Адаптивная физическая культура: учеб. пособие / С.П. Евсеев, JI.B Шапкова. - М.: Сов. спорт, 2000. - 240 с.
9. Коваль В.В Коррекционные игры во вспомогательной школе // Дефектология, 1995, №5 - 5 с.
10. Курамшин Ю.Ф. Координационные способности и методика их развития // Педагогика физическо] культуры / Под ред. Б. А. Ашмарина - СПб., 1999. -128 с.11. Коррекционные подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии под общ. ред. Л.В. Шапковой. - М.: Сов. спорт, 2002. - 212 с.
12. Люблинская А.А. О преемственности учебной работы в школе/ Преемственность i процессе обучения // СПб 1993. - Т. 372. - С. 5 - 32.
13. Литош Н.Л. Адаптивная физическая культура: Психолого-педагогическа; характеристика детей с нарушениями в развитии: учеб. пособие лля ВУЗОВ сЬиз15. Лях В.И. Координационно-двигательное совершенствование в физическом воспитанш и спорте: история, теория, экспериментальные исследования // Теория и практик; физической культуры. - 1995. - № 11. - С. 16-23.
16. Мирошников А.А., Гониянц С.А. Содержание и методика воспитания двигательно координационной способности дошкольников 3-6 лет / Методические рекомендацш для студентов ИФК. - М.: Принт-центр РГАФК, 2000. - 32 с.
17. Молчанов Э.В. Повышение эффективности усвоения отдельных параметров движенш глухими дошкольниками. Дисс. ...канд. пед. наук: 13.00.04. - М., 2000. - С. 48-53; 78 105.
18. Ноткина Н.А. Двигательные качества и методика их развития у дошкольников. - СПб. 1993.-С. 10-14; 21-35.
19. Парамонова Л.А., Алиева Т.В., Арушанова. Л.И. Дошкольное учреждение и начальна школа: проблема преемственности. //Дошкольное воспитание. - 1998,- №4. - С. 97-104.
20. Плаксунова Э.В. Коррекционное значение средств адаптивной физической культуры в восстановлении двигательной функции детей с сочетанными нарушениями в развитш 10- 13 лет: Дисс. ...канд. пед. наук. -М. -2001. - 188 с.
21. Программа воспитания и обучения глухих детей дошкольного возраста (дл; специальных дошкольных учреждений). - М.: Просвещение, 1991. - 191 с.
22. Сермеев Б.В. Пути повышения эффективности физического воспитания детей < отклонениями в развитии // Дефектология, 1990. - №4. - С. 7-14.
23. Шапкова Л.В. Опорные концепции методологии адаптивной физической культуры учеб. пособие / Л.В. Шапкова. - СПб.: ГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 1997. - С. 45. 24. Шапкова Л.В. Коррекционная функция адаптивного физического воспитания / Человек и его здоровье. - СПб., 1998. - 44
25. Шапкова Л.В. Взаимосвязь адаптивной физической культуры и специальной педагогики // Адаптивная физическая культура, 2000, № 1 -2. - 75 с.
26. Шапкова Л.В. Средства адаптивной физической культуры // Методическое пособие. - М.: Советский спорт. -2001, - 11-18 с.
27. Шипицина, Л.М. Развитие навыка общения лиц с нарушением интеллекта (Руководство для родителей и программа для педагогов) / Л.М. Шипицина. - СПб. Ин-т специальной педагогики и психологии, 2000. - 84 с.
28. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. -М.