Создание видеоролика как одна из форм внеурочной деятельности


МКОУ ПОДДУБЕНСКАЯ ООШ
ДОКЛАД НА ТЕМУ
«СОЗДАНИЕ ВИДЕОРОЛИКОВ КАК ОДНА
ИЗ ФОРМ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ГЕОГРАФИИ И БИОЛОГИИ»
Выполнила учитель географии,
биологии, химии и краеведения
Патерикина Е.В.

Целью любого цивилизованного общества является всестороннее гармоническое развитие личности. Эта же цель стоит и перед современной школой. Сегодня в эпоху стремительного прогресса, век компьютеризации ребенок подчас не замечает окружающий его мир.
Научить ребенка видеть красоту родной природы, беречь и любить ее - одна из задач учителя географии и биологии. На уроке зарождается стремление к познанию, которое, прежде всего, должно быть направлено на знание природы, климатических особенностей, родного края.
Изучение природы страны и всего мира должно строиться на основе сравнения с природой своего края, что дает возможность опираться на личный опыт детей, их наблюдения, кругозор.
Любовь к Родине связана с любовью к родным местам - городу, селу, где человек родился, вырос, живёт. Каждому надо верить в себя, в силу и мудрость российского народа, в его могущество. Это особенно важно в нынешнее непростое время. И часть этой задачи решает краеведческий подход в преподавании географии, биологии и во внеурочной работе по данным предметам. И это имеет большое значение, он учит учащихся видеть, ощущать, наблюдать, создавать; ведь близкое в природе, в человеческой жизни, в хозяйстве понятнее, проще, яснее, чем чужое и далёкое. Примеры именно из местной природы, хозяйства более понятны и доступны, помогают перейти от книги к реальной жизни.
Школьная практика требует от учащихся серьезных знаний, в том числе краеведческих. Огромную помощь в сборе материала для уроков географии и биологии оказывает проведение краеведческих экскурсий, туристических походов и проведение летних экспедиций по нашему краю. Это помогает собрать уникальный краеведческий материал, оживить содержание урока, сделать его более эффективным и познавательным.
При использовании современных компьютерных технологий, цифрового фотоаппарата, сканера и обширных Интернет-ресурсов можно сделать прекрасные электронные видеофильмы, презентации для уроков и внеурочных работ.
Большие возможности у краеведения для эстетического воспитания. Наблюдения многих природных явлений вызывают у школьников любознательность и желание больше вникать в тайны природы. Краеведение помогает видеть красоту природы, находить прекрасное в народном творчестве, с чем навсегда свяжутся незабываемые образы родного края. А это имеет огромное значение для воспитания российского патриотизма.
Одну из форм краеведческой работы я выбрала создание короткометражных видеофильмов. Наверное, сейчас нет такого учителя, который бы не использовал в образовательном процессе учебные видеофильмы научно-популярные, документальные.
Из психологии известно, что зрительные анализаторы обладают значительно более высокой пропускной способностью, чем слуховые. Глаз способен воспринимать миллионы бит в секунду, ухо только десятки тысяч. Информация, воспринятая зрительно, по данным психологических исследований, более осмысленна, лучше сохраняется в памяти. «Лучше один раз увидеть, чем сто pаз услышать», - недаром гласит народная мудрость.
Эффективность произвольной памяти старшего школьника:
10% – читает глазами;
26% – слышит;
30% – видит;
50% - видит и слышит;
70% - обсуждает;
80% – опирается на опыт;
90% – говорит и делает совместно;
95% – обучает других.
Однако в процессе обучения основным источником информации продолжает оставаться речь учителя, воздействующая на слуховые анализаторы. Следовательно, учителю надо расширять арсенал зрительных и зрительно слуховых средств подачи информации.
Русский физиолог И.П. Павлов открыл ориентировочный рефлекс, названный рефлексом «Что такое? »: если в поле зрения человека попадает какой-то объект, то человек непроизвольно начинает приглядываться, чтобы понять, что это такое. Даже услышав звук, человек пытается найти глазами его источник, что облегчает восприятие звуковой информации. Следовательно, нам более высокое качество усвоения достигается при непосредственном сочетании слова учителя и предъявляемого учащимся изображения в процессе обучения. А видеофильмы как раз и позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний - ощущения и восприятия. Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа процесса познания - осмысления.
Являясь составной частью комплексов средств обучения, видеофильмы должны использоваться, конечно же, в сочетании с печатными учебно-наглядными пособиями, приборами, макетами, натуральными объектами, действующими моделями и другими традиционными средствами обучения. Кроме того видеофильмы, не могут вытеснить из учебно-воспитательного процесса непосредственных наблюдений изучаемых явлений в природе или реальной жизни.
Эффективность технических средств воспитания и обучения определяется их соответствием конкретным учебно-воспитательным целям, задачам, специфике учебного материала, формам и методам организации труда преподавателя и учащихся, материально- техническим условиям и возможностям.
Достоинство любого фильма определяется, прежде всего, скоростью и точностью восприятия учащимися его основного содержания.
Основные преимущества использования учебных видеороликов:
- приоритет деятельностного подхода в учебно-воспитательном процессе;
- комплексное использование средств обучения для получения целостного представления об изучаемом объекте или явлении;
- перенос акцента с репродуктивных форм учебной деятельности на самостоятельные, поиско-исследовательские виды работы, аналитическую деятельность;
- формирование различных способов поиска и обработки информации;
- овладение современной инструментальной базой в границах заданной программы и образовательных целей;
- развитие коммуникативных умений учащихся.
Но все хорошо в меру - правило, которое применительно к педагогике можно было бы назвать вторым «золотым правилом» воспитания и обучения. Любое, самое великолепное средство или метод обречены на провал, если учитель теряет чувство меры в их использовании.
Высокая информационная емкость дидактических материалов, видеофильмов, компьютерных программ не должна идти в ущерб восприятию и усвоению учебной информации учащимися. Существует оптимальная информационная емкость восприятия, превышение которой неизбежно приведет к снижению качества усвоении учебного материала, и вследствие этого значительная часть информации останется неусвоенной. Поэтому беспредельно увеличивать информационную насыщенность педагогического процесса нельзя!
Ни одно из используемых в школе технических средств обучения, даже Интернет, с его поражающим воображением возможностями, нельзя противопоставить другому. Так как каждое из них относительно выигрывают перед остальными лишь в определенных учебных ситуациях. Поэтому необходимо их использовать как по отдельности, так и в сочетании одного с другим, что является одной из причин разработки мультимедийных средств обучения и воспитания, в том числе и создание видиороликов.