Конспект урока по истории по теме: «Духовная жизнь советского общества в 20-е годы XXвека»


Автор: Агеева Светлана Васильевна
Место работы: МБОУ СОШ № 5 г. Владимира
Должность: Учитель истории и английского языка
Конспект урока по истории
по теме: "Духовная жизнь советского общества в 20-е годы XXвека"
(с использованием видеоматериалов)
Тема урока. Духовная жизнь советского общества в 20-е годы XX века.
Цели: познакомить учащихся с событиями, которые происходили в духовной сфере в 20-е годы, с именами учёных, писателей, прославившихсяв это время, познакомить с одной из самых драматичных и нераскрытых страниц истории отечества. Помочь учащимся разобраться в причинах эмиграции, развивать интеллект у учащихся, пополнять активный словарь, формировать умение логически, последовательно формировать материал, на примерах биографий и судеб деятелей культуры, их произведений воспитать у учащихся любовь к Родине, нравственную культуру, эстетический вкус.
После октября 1917 года большевики начинают строительство нового государства. В этом государстве нужно создать новые органы власти, проводить свою экономическую политику. Как всё это осуществлялось мы с вами разбирали на предыдущих уроках. Давайте разберёмся, как в новом государстве развивается такая сфера жизни общества как духовная. Мы с вами говорили, что, проводя экономическую политику, большивики ошибались, изменяли её. Наверное, не всё гладко складывалось и в духовной сфере. Чтобы разобраться во всём давайте составим таблицу "Духовная сфера советского общества в 20-е годы: достижения и просчёты".
Учащимся нужно, прослушивая сообщения, коротко записать их в одну из колонок.
Сообщения: 1) борьба с неграмотностью
Строительство советской школы (только достижения)
наука (привлечение учёных к сотрудничеству)
начало "нового искусства"(Пролеткульт, первый рабочий театр) Записать в таблицу в колонку "достижения".
Видеозапись о развитии кинематографа. Эйзенштейн. Монтаж.
Теперь давайте посмотрим такие факты: Учебник Данилов "История России. XX век"
самостоятельно прочитать и ответить на вопросы:
о чём идёт речь ? (обвинение в заговоре против болыпивиков видных учёных и деятелей культуры, расстрел учёного-химика Тихвинского и писателя Н.Гумилёва)
какими словами можно назвать эти события ? (репрессии)
С этими понятиями мы уже знакомились на уроках обществознания. Что такое репрессии ? (это карательные меры, наказания).
для чего большивики проводили репрессии ? (чтобы убрать "врагов", которые якобы мешали упрочнению их власти.)
Вывод: Вся культура должна была служить этой цели. Она имела жёсткую экономическую направленность.
Эти достижения болыпивиков имели просчёты ?Запишем в колонку "Просчёты" под чертой:
репрессии против учёных и деятелей культуры
выдворение 160-ти учёных и философов из страны.
Ценя свободу творчества, некоторые учёные и писатели избрали удел эмиграции.
Мне бы хотелось к этой части темы прочитать эпиграф
"Ты - в сердце, Россия!
Ты - цель и подножье,
Ты в ропоте крови, смятенье мечты!
И мне ли блуждать в этот век бездорожья ?Мне светишь по-прежнему ты..."
(В.Набоков)
Давайте посмотрим, кого Россия потеряла. Белая эмиграция - это люди, не принявшие Советскую власть и покинувшие Россию после октября 1917 года. Как вы думаете, кто входил в это число ? (капиталисты, писатели, помещики, генералы, офицеры, солдаты разбитых белых армий) Их выгнала гражданская война. В этот период выехало более 2 миллионов человек во Францию, Германию, Болгарию, Китай, США, Канаду. Среди тех, кто уехал из деятелей культуры певец Фёдор Шаляпин, композитор С.Рахманинов, писатель И.Бунин, М.Цветаева, К.Бапьмонт.
В какую часть таблицы запишем белую эмиграцию? (в просчёты)
Одной из самых ярких и трагических фигур, так и не понятой окружающими людьми, была поэтесса Марина Цветаева.
Слушаем доклад о поэтессе.
Как пример её творчества - стихотворение "Мне нравится" (читает наизусть один из учащихся).
Гордостью России, воплощением лучших черт русского народа, таланта является певец Фёдор Шаляпин. Доклад учащегося о Шаляпине. Видеозапись с его изображением и голосом.
Добавление учителя к докладу: примечательно, что Ф.Шаляпин не один раз бывал во Владимирской губернии. Он венчался с итальянсой актрисой Торнаги в селе Гагино Александровского уезда. Находясь в эмиграции старый, больной артист сказал своему другу: "А знаешь ли, живи я сейчас во Владимиркой губернии, в Ратухине, где ты мне построил дом, где я спал на вышке с открытыми окнами и где пахло сосной и лесом, - я бы выздоровел... как я был здоров! Я бы всё бросил и жил бы там не выезжая." (из книги Сафронов "Это интересно знать" стр. 87)
Эмигрировал из России в эти годы и композитор Сергей Рахманинов. Доклад о композиторе одного из учеников.
Все эти люди были очень талантливы, но вынуждены были уехать заграницу, где с тоской вспоминали о Родине. Как вы думаете, почему они уехали, даже если против них не проводились репрессии? (жесткая идеология болынивиков стремилась вписать творчество этих людей в определённые рамки, т.е. чтобы они создавали произведения большивиков и их политики, проводимой в стране).
Шаляпин ещё говорил, что в театрах стали хозяйничать коммунисты и их жёны, которые видели культуру по-своему, исходя из своего большивистского мировоззрения. А деятели той культуры, которую они называли "буржуазной", стали в этой стране никому не нужны.
Связь с современностью. В 1999 году численность наших соотечесвенников за рубежом составляла более ЗОмлн. человек, в США - Юмлн. человек. И среди них есть таллантливые учёные, деятели культуры, спортсмены и т.д. Как вы думаете, что надо сделать, чтобы таланты оставались в России ? (нужна соответствующая идеология, принимающая различные точки зрения, соответствующие материальные условия)
ВЫВОД ПО УРОКУ:Итак, мы сегодня с вами заглянули в историю духовной жизни советского общества в 20-е годы. Выяснили, что также, как и в экономической политике, в духовной сфере у болыпивиков также были достижения (борьба с неграмотностью, строительство бесплатной советской школы, формирование интеллигенции) и просчёты (репрессии против учёных и деятелей культуры, белая эмиграция)
Домашнее задание: параграфы 23-24 (Данилов), пункты 1,2,3,4, 5, 8, таблица по желанию: о деятелях - эмигрантах в 20-е годы XX века.
Оформление на доске.
Тема: Духовная жизнь советского общества в 20-е годы XX века.Вопросы: Достижения: Просчёты:
1.Образование 1.
2.
3. 2.Наука 1.
2. 3.Начало «Нового искусства» 1. Пролеткульт, Эйзенштейн, кинематография
2. 1.Репрессии
2._______________
Жесткая идеологическая направленность
3.Белая эмиграция, 2 млн. человек (Цветаева, Шаляпин, Бунин, Бальмонт, Рахманинов)"Ты - в сердце, Россия!
Ты - цель и подножье,
Ты в ропоте крови, смятенье мечты!
И мне ли блуждать в этот век бездорожья ?
Мне светишь по-прежнему ты..."
(В.Набоков)
Портреты М.Цветаевой, И.Бунина, К.Бальмонта, С.РахманиноваСписок используемых источников:
http://uchebniki.ws/186404046147/istoriya/kultura_sovetskogo_obschestva_kontse_1920-h_1930-ehttp://histrf.ru/ru/biblioteka/book/kontsieptsiia-novogho-uchiebno-mietodichieskogho-komplieksa-po-otiechiestviennoi-istoriihttp://www.newreferat.com/ref-16437-8.htmlhttp://istoria-russia.ru/full.php?article=643