Технологическая карта урока по теме Разносклоняемые имена существительные


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ
УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская «Русский язык»
Тип урока: Урок «открытия» новых знаний.
Тема урока: Разносклоняемые имена существительные.
Цели урока:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (в схему, ключевые слова, рифмовки);
распознавать разносклоняемые имена существительные в тексте, правильно образовывать и писать формы косвенных падежей;
употреблять в речи конструкции с разносклоняемыми именами существительными в косвенных падежах.
Задачи урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:
закрепить навыки: орфографические, пунктуационные, орфоэпические;
рассмотреть особенности разносклоняемых имен существительных.
РАЗВИВАЮЩИЕ:
развивать поисковую и творческую деятельность учащихся, письменную и устную речь;
развивать умения анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
развивать мотивационные качества учащихся, мотивы учебной деятельности;
развивать интеллектуальные качества учащихся, познавательныйинтерес и способности, используя данные о применении изучаемых явленийв окружающей жизни;
развивать эмоциональные качества и чувства учащихся, создаваяна уроках эмоциональные ситуации занимательности;
воспитывать внимательное отношение к слову.
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширять их кругозор, воспитывать уважение к родному языку, его богатству, желание соблюдать его законы и правила;
воспитание ответственности, умения работать в коллективе, самостоятельности;
Методы: практический метод, беседа, упражнения.
Оборудование: компьютер, презентация, учебник.
Ход урока:
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
ОргмоментПриветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Проверяют готовность к уроку.
Включаются в деловой ритм. Языковая разминка 1. Запись под диктовку.
Дед Мороз с метелью ходит в поле чистом, обросли все ели инеем пушистым. (Н. Берендгоф)
Синтаксический разбор предложения, составление схемы.
Повторение орфограмм в окончании.
Выделяются имена существительные; определяется склонение; устанавливается, существительных какого склонения нет в предложении. Обучающиеся записывают предложение.
Схема: [- =]1,[= - ]2 .
Учащиеся называют несколько существительных 1-го склонения на тему «Зима» (снежинка, стужа, пороша, льдина и др.)
Подбирают синонимы к существительному метель (буран, пурга, вьюга), уточняются оттенки их значения, определяется склонение.
Проставляют балл на полях тетради, если задание выполнено без ошибок. Познавательные УУД
1.Анализировать, сравнивать, классифицировать, делать выводы.
2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (несплошной текст в схему)
Актуализация изученного1. Блиц­опрос. (выводится на слайде с помощью компьютера)
Если высказывание правильное, ученики ставят «+», если неправильное – «–» .1) В русском языке пять падежей.
2) В русском языке три склонения: женское, мужское и среднее.
3) Падеж – это непостоянный признак существительного.
4) Одно и то же существительное может относиться к разным склонениям.
5) Все падежи, кроме именительного и винительного, называются косвенными.
6) Чтобы определить склонение существительного, нужно знать его род и окончание.
7) У существительных, имеющих форму только множественного числа, нельзя определить склонение.
– Проверьте записи по ключам: – – + – – + +. – Исправьте высказывания, в которых допущены ошибки (учитель читает неправильные высказывания).
Дети отвечают на поставленные вопросы.
Проставляют балл на полях тетради, если задание выполнено без ошибок.
Познавательные УУД:
1. Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации.
Постановка учебной проблемы
Распределите имена существительные по группам: Плач, слава, изморозь, россыпь, поклон, Слава, сумрак, темнота, болото, верность, звездопад.Наблюдение за темой урока (тема «Разносклоняемые имена существительные»).
– Какую проблему будем решать?
-Можно ли выдвинуть гипотезу, почему они получили такое название?
После распределения имён существительных по группам – взаимопроверка:
1 скл. 2 скл. 3 скл.
славаплач изморозь
Слава поклон верность
темнотаболото россыпь
сумрак
звездопад
Проставляют балл на полях тетради, если задание выполнено без ошибок.
Формулировка проблемы и гипотезы учениками. Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
Физкультурная минутка. Проводит гимнастику для глаз. Выполняют упражнения. Открытие новых знаний. Решение проблемы. 1. Давайте просклоняем 2 существительных, выделим их падежные окончания. (1 вариант – плач, 2 вариант –россыпь). 2 человека склоняют по боковым сторонам доски, остальные – в тетради.
2. Попробуем просклонять существительное имя (1 ученик у доски)
– Запишите этот вывод в тетради в виде схемы.
III скл.II скл.
Р.п.
Д.п. и Тв.п. ем
П.п.
– Прочитайте название темы в учебнике. Как называются такие существительные? Запишите тему в тетрадь.
– Сравните свои выводы с определением в учебнике.
3. Чтение текста в учебнике с 87.
Почему же эти существительные получили такое название?
4. Упр. 206 – наблюдение над составом разносклоняемых имён существительных – наращением суффикса ­ен­ в основе.
– Сделайте 2­й вывод об особенностях разносклоняемых существительных и сравните с правилом в учебнике. Чтение правила на стр. 89.
Схема­подсказка для запоминания разносклоняемых существительных. ипутьпутьбремя время семя
стремязнамятемя
имяплемя
вымяпламя
путь путь
­ЕН­
Следует предложить учащимся создать свою форму запоминания этой темы.
Ученики склоняют существительные.
Делают 1­й вывод: у существительных на ­мя и слова путь есть окончания как II, так и III склонения.
Обучающиеся записывают тему в тетрадь.
Ученики проговаривают вывод.
Ученики делают вывод о необходимости суффикса –ен- в разносклоняемых существительных, в тетрадях предлагают свои варианты опорной схемы.
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
2. Создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели (создавать схемы-опоры).
3. Соотносить информацию, представленную в разных формах (текст со схемой-опорой), воспроизводить информацию в удобной для себя форме.
Развитие учебно-языковых умений.
Упр. 209 – развивается умение правильно писать формы разносклоняемых имён существительных.
Выпишите сначала словосочетания, в которых встречаются разносклоняемые существительные, а затем все остальные. Выделите орфограммы.
Взаимопроверка под руководством учителя.
– В каких словах добавился суффикс ­ен­? Почему? Выделите орфограмму.
2. – Что нужно запомнить во фразах в рамке внизу страницы учебника? Найдите ошибки, исправьте их (устно).
a) Время было в обрез.
б) У тебя нет время потолковать со мной?
в) Сколько время?
Выполняется самостоятельно с последующей взаимопроверкой.
Ученики устно исправляют речевые ошибки.
Познавательные УУД:
1. Владеть приемами отбора и систематизации материала.
2. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия группировать.
Коммуникативные УУД:
1. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
2. Соблюдать в практике речевого общения грамматические нормы
3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
4. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный речевой контроль.
5. Находить грамматические и речевые ошибки, исправлять их.
Итог урока.
Рефлексия. – Запишите ключевые слова урока.
– Назовите все 11 разносклоняемых существительных (по схеме в виде эстафеты несколько раз).
- С какими трудностями столкнулись? С чем это связано?
- Что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в дальнейшем?
- По каким критериям будете оценивать себя?
- Оцените свою работу на уроке (по желанию, т.к. изучался новый материал).
Ученики формулируют главные выводы по уроку.
Анализируют свою деятельность, определяют трудности в освоении нового материала, самостоятельно оценивают уровень освоения нового материала.
Сдают тетради с проставленными в них баллами за выполненные задания. Регулятивные УУД:
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
Домашнее задание. 1. Выучить разносклоняемые существительные. Пар. 37, 38.
2. Упр.212.
Записывают домашнее задание.