Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО Несклоняемые имена существительные


Технологическая карта урока русского языка по ФГОС ООО
Дата проведения урока:
Предмет: русский язык
Класс: 6
Тема урока: Несклоняемые имена существительные
Тип урока: урок открытия нового знания
Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме.
Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения с использованием элементов проблемного обучения, элементов исследования, ИКТ-технологии.
Оборудование: компьютер, презентация , карточки с заданиями, «Толковый словарь русского языка» С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова, карточки с заданиями.
Цели урока:
Предметные: познакомить учащихся с понятием «несклоняемые имена существительные»; уметь находить несклоняемые имена существительные в предложениях и правильно употреблять их в речи; учить детей исследовать и анализировать, определять морфологические признаки несклоняемого имени существительного и разграничивать склоняемые и несклоняемые существительные (в том числе сложносокращённые слова); определять падеж несклоняемых существительных; обобщать и систематизировать полученные знания, делать выводы и заключения;
Метапредметные: способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности, способствовать развитию речи учащихся, расширению их словарного запаса;
Личностные: приобщения к духовному богатству русской культуры и литературы, уважительное отношение к русскому языку, стремление к речевому самосовершенствованию, способствовать формированию и развитию познавательного интереса учащихся к предмету.
Задачи урока:
1) Способствовать развитию умений учащихся обобщать полученные знания, проводить анализ, сравнение, делать необходимые выводы. Обеспечить ситуации, способствующие развитию умений анализировать и находить несклоняемые имена существительные. Обеспечить условия для развития умений грамотно, чётко и точно выражать свои мысли.
2) Создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русскому языку. Способствовать развитию творческого отношения к учебной деятельности. Способствовать формированию научного мировоззрения на примере изучения темы «Несклоняемые имена существительные».
Ход урока:
Этапы урока Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Универсальные учебные действия (УУД)
1.Организационный момент
Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха Приветственное слово учителя:
- Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.
– Ребята, начнем наш урок с игры.
Я, ты, он, она -
Вместе дружная семья.
Улыбнись соседу справа,
Улыбнись соседу слева.
Мы с тобой друзья.
- Давайте с хорошим настроением продолжим урок
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку
Регулятивные:
нацеливание на успешную деятельность.
Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.
Коммуникативные:
формирование умения слушать и слышать.
2.Мотивация к учебной деятельности.
Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. - Ребята, вы уже знаете, чтобы достигнуть успеха в любом деле, нужны старания и терпение.
Действительно, иногда стоит вложить свое время, приложить усилия для того, чтобы отточить свое мастерство . Сегодня на уроке мы будем с Вами добывать знания. Девизом нашего урока станут слова пословицы: « С малой удачи начинается большой успех» ( внимание на экран). Как вы ее понимаете?
Учитель читает притчу:
Короткая притча об учебе и знаниях, от Леонардо Да Винчи: Получив однажды сильный удар от огнива, кремень возмущенно спросил у обидчика: – С чего ты так набросилось на меня? Я тебя знать не знаю. Ты меня, видимо, с кем-то путаешь. Оставь, пожалуйста, мои бока в покое. Я никому не причиняю зла. – Не сердись попусту, сосед, – с улыбкой промолвило огниво в ответ. – Если ты наберешься немного терпения, то вскоре увидишь, какое чудо я извлеку из тебя. При этих словах кремень успокоился и стал терпеливо сносить удары огнива. И наконец из него был высечен огонь, способный творить подлинные чудеса. Так терпение кремня было по заслугам вознаграждено. Притча сказана для тех, кто поначалу робеет в учебе. Но если запастись терпением и проявить старание, то посеянные семена знания непременно дадут добрые всходы. Ученья корень горек, да плод сладок. (вывод)(https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-o-uchebe-kremen-i-ognivo/) Учитель создает положительный эмоциональный фон, создает условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность. Ученик осознанно подчиняет себя системе нормативных требований учебной деятельности и вырабатывает внутреннюю готовность к их реализации. Слушают притчу, высказывают своё мнение на заданный вопрос.
Познавательные: целеполагание; чтение и слушание с целью извлечения нужной информации; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
3. Актуализация знаний
Цель: актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия нового материала 1.Какую часть речи изучаем? (Имя существительное)
2.Что такое имя существительное? ( Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?)
3.Какие грамматические признаки имени существительного знаете? (Собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, тип склонения ,число, падеж. )
( Работа с таблицей)
Организует подготовку и мотивацию учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия. Проводит тренировку соответствующих мыслительных операций у учащихся. Отвечают на вопросы. Повторяют изученные способы действий, обобщают. Выполняют пробное действие, фиксируют затруднения в выполнении ими пробного учебного действия и обоснуют его. Коммуникативные: выражение своих мыслей, аргументация собственного мнения, учет мнения окружающих.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения
Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств ее реализации.
Знакомство с новым материалом.
 – А теперь давайте вспомним, сколько склонений в русском языке.
Чего мы еще не знаем?
  - Сегодня мы познакомимся с еще одной группой слов, которая   не подчиняется общему правилу.
1. Прослушайте стихотворение « Про то, как не надо говорить»:
        Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
               И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
               Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…
               А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
               Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
               И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
               Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
               Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
               Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
               В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!
- Употребление каких слов показалось странным? (кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду)
- Все значения слов вам понятны?
кашпо – декоративная ваза для цветочного горшка,
какаду – птица отряда попугаев с хохолком на голове,
кашне – шейный шарф,
 пенсне – род очков, держащихся при помощи пружинки, за переносицу,
 манто – широкое дамское платье.
фойе – помещение в театре, кино и т.п. для пребывания зрителей перед началом спектакля, фильма, концерта.
- А теперь каждый из вас поработает редактором. Нельзя же так оставлять стихотворение с ошибками. Возьмите листочки с текстом и исправьте ошибки. Каждый из вас сейчас создаст другой текст о том, как надо говорить (учащиеся исправляют ошибки и зачитывают текст) 
2. ОПРЕЛЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА, ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ
Что общего у всех слов, исправленных нами в стихотворении?
(Все они не изменяются, не склоняются, многие из них заимствованы из других языков).
Какова же тема нашего урока? Как бы вы предложили сформулировать?
Тема урока: Несклоняемые существительные»
 Какова цель урока? Что мы должны узнать? Чему научиться на уроке?
Мы должны познакомиться с этой группой существительных, научиться находить их в тексте, уметь употреблять в речи. Подводит учащихся к определению проблемы, цели, темы урока. Выдвигают предположение о теме урока, ставят цель, определяют задачу.
Строят проект будущих учебных действий, направленных на реализацию поставленной цели. Познавательные: целеполагание; выводы, обобщения. Личностные: самоопределение, смыслообразование, Коммуникативные: выражение своих мыслей, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
5. Реализация построенного проекта.
Цель: построение и фиксация нового знания.
( Отгадать загадку - внимание на экран)
Верхней одежде, чуть ниже колена,Рады зимой и Серёжка, и Лена,Тесно слегка, может быть, но зато,Очень тепло всем ребятам в (ПАЛЬТО).-Давайте новое словарное слово просклоняем. Что значит просклонять? (изменить по падежам) .
Как узнать написание данного слова? (Надо обратиться к орфографическому словарю).
-Запишите слово, выделите орфограмму
И.п. что? пальто
Р.п. чего? пальто
Д.п. чему? пальто
В.п. что? пальто
Т.п. чем? пальто
П.п. о чем? о пальто
-Что интересного заметили? Можно ли данное слово отнести к какому-нибудь склонению?
-Как вы думаете, как называется такое слово? Да, оно не склоняется, т.е. имеет для всех падежей одну и ту же форму. Такие существительные называются несклоняемыми.
-Ребята, откуда пришли к нам эти слова? ( из других языков). Верно, несклоняемые имена существительные пришли к нам из других языков. Мы каждый день употребляем их в нашей речи, допуская ошибки, не задумываясь о том, что эти слова являются иностранными. Поэтому нам надо учиться различать эти слова в нашей речи и учиться правильно их употреблять.
-Почему их назвали несклоняемыми? (- Имена существительные, которые употребляются в разных падежах, но при этом не меняют форму слова, называют несклоняемые имена существительные)
-Как распознать несклоняемые слова? (- Изменить слово по вопросам, если окончание не изменяется, значит, слово несклоняемое)
-Посмотрите, на что оканчиваются чаще всего данные слова? -Что можете сказать про окончания несклоняемых имен существительных ? (Его нет. )
-Почему ? (Нет изменяемой части слова. )
Физкультминутка. Выводится на экран. https://www.youtube.com/watch?v=DmvW_UmhCeEОрганизует выход учащихся в рефлексию пробного действия, на выявление места и причины затруднения. Изменяют слова по падежам (запись на доске), остальные учащиеся выполняют работу в тетради. Отвечают на вопрос учителя, побуждение к высказыванию своего мнения. Познавательные
поиск и выделение необходимой информации; подведение под понятие, выведение следствий;
установление причинно-следственных связей;
построение логической цепи рассуждений;
постановка и решение проблемы.
Регулятивные:
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения;контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
Личностные:
выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.
Цель: применение нового знания в в типовых заданиях. Развитие умения распознавать несклоняемые существительные - Давайте познакомимся с этими словами поближе.
Игра « Назови одним словом».
Верхняя одежда для зимы и осени.
Подземная железная дорога.
Клавишный музыкальный инструмент'.
Сорт мороженого на палочке.
Напиток из зёрен кофейного дерева.
-Как вы думаете это все слова, которые нельзя просклонять?
-А, чтобы легче запомнить данные слова, я хочу, чтобы вы послушали небольшое стихотворение про несклоняемые имена существительные и запомнили его.
«Колибри, кенгуру, шоссе,
Фламинго, пони, шимпанзе,
Какао, кофе, домино,
Алоэ, радио, кино,
Такси, метро, купе, пальто,
Кашне, кафе, трюмо, манто,
И какаду, драже, пари,
И интервью, рагу, жюри,
И пианино, и фойе,
Пюре, бюро и ателье –
Ты все слова запоминай,
Но никогда их не склоняй!»
Организует закрепление материала в виде игры
Раздаю стих-е, читают про себя, потом один вслух
Записывают слова:
-Пальто.
-Метро.
-Пианино.
-Эскимо.
-Кофе.
-Нет.
Читают стихотворение про себя, затем один ученик вслух.
Познавательные:
применять правила и пользоваться инструкциями;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результа-тов деятельности;
Регулятивные:
определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Цель: самопроверка умения применять новое знание в типовых условиях.V. Задание на карточках:
Вариант 1.
Вставить в предложения на месте пропусков слово пальто в нужном падеже, указать падеж.
В магазине продаются разные _____________. Мне купили новое зимнее ____________. У ________ меховой воротник. К _______________ пришиты красивые пуговицы. Мне было тепло в ____________. Я доволен своим _______________.

Вариант 2.
Вставить в предложения на месте пропусков слово кино в нужном падеже, указать падеж.
Вчера мы ходили в_________. В _______ было много народу. Из _________мы пришли поздно. Мы вспоминали про _______. Мы были очень довольны___________. Мы всем рассказывали о __________ .
- У кого возникли трудности? В чем причина затруднения?
Организует исполнительскую рефлексию хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур. Организует для каждого ученика ситуацию успеха. Самостоятельно выполняют задания на карточках и осуществляют их самопроверку (индивидуальная форма работы).
Личностные УУД: оценивание усваиваемого содержания, самоопределение, сравнение
Регулятивные УУД:
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; коррекция; оценка.
8. Включение в систему знаний и повторение.
Цель: включение нового знания в систему знаний, повторение и закрепление изученного.
- Из слов на карточке выбрать и записать несклоняемые имена существительные .
(Работа в парах )Задание.
-Из предложенных слов выбрать несклоняемые существительные.
Метро, пальто, село ,поле , кафе, какао, шоссе, филе, седло, горе, лото.(Самостоятельно)
Проверка.
-Какая буква на конце этих несклоняемых имен существительных ? Какого они рода?
Можно ли утверждать ,что они 2 склонения ? (Нет.)
-Почему ? (Нет окончания .) Молодцы!
Отгадайте загадку, найдите несклоняемое имя существительное.. ( внимание на экран. )
Он на палочке сидит
Ш…коладом весь облит
С..дят деточки в кино,
В ручках держат …..
( эскимо)
Организует работу групп.
Организуя этот этап урока , учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного материала.
Решают типовые задания на новый способ действий. Работа с карточками в парах. Регулятивные: оценка (все выше перечисленные УУД фиксируются на данном этапе), выделение того, что усвоено и что подлежит усвоению
Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи, высказывать и аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
формировать
привычку к самоконтролю.
Познавательные:
применение полученных знаний на практике, самостоятельно делать выводы на основе алгоритма.
9. Итог урока. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: организация рефлексии и самооценки учениками собственной учебной деятельности на уроке. - В конце урока надо подвести итог.
Какую цель мы ставили на уроке?
Достигли ее?
Каким способом удалось решить поставленную задачу?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать еще?
Что у вас на уроке хорошо получилось?
Над чем надо еще поработать?
-Всегда ли имена существительные меняют свою форму при изменении по падежам? (-Не всегда.)
--Как они называются? (-Несклоняемые имена существительные.)
-Какие запомнили? (называют существительные)
-Где можно посмотреть значения слов? (-В толковом словаре.)
-На какие вопросы сегодня ответили? ( -Что? Какие? Зачем?)
-Что будем делать на следующем уроке? ( -Как определять падеж несклоняемого имени существительного? )
-Оцените свою работу на уроке:
«!» - мне все понятно, все выполнил верно;
«+» - еще сомневаюсь, допускаю ошибки;
«-» - я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.
Организует рефлексию и самооценку учеником собственной учебной деятельности на уроке.
Соотносят цель и результаты учебной деятельности, фиксируют степень их соответствия. Дают самооценку собственной учебной деятельности на уроке.
Учитель комментирует выполнение домашнего задания: написать сочинение «Эти странные и несклоняемые имена существительные» Личностные: нравственно-этическое оценивание (формирование навыков самооценки и навыков рефлексии на основе исполнения критериальной системы оценки).
Регулятивные: оценка (осознание качества и уровня усвоения).
Список литературы:
1.Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др– М.:Просвещение, 2015.
2. https://www.stihi.ru/2012/12/23/5719 Владимир Марахин стихи.ру загадка про пальто.
3. https://elims.org.ua/pritchi/pritcha-o-uchebe-kremen-i-ognivo/)