Отчёт по теме самообразования «Коммуникативно ориентированный подход в обучении чтению в начальной школе»











Отчёт по теме самообразования
«Коммуникативно ориентированный подход в обучении чтению в начальной школе»



Учитель английского языка
Блинникова Елена Сергеевна








г. Могилев 2013
Учиться читать, чтобы учиться, читая.
Л.С.Выготский

В современной ситуации развития общества владение иностранным языком становится чрезвычайно востребованным в практической и интеллектуальной деятельности человека. В условиях расширяющейся глобализации мирового рынка труда знание иностранных языков повышает статус специалиста, увеличивает профессиональную конкурентоспособность, облегчает научные и деловые контакты. Глобализация означает, что все более возрастает роль личных контактов, и, следовательно, – вербальной коммуникации, в том числе межнациональной, которая требует знания иностранных языков. Поэтому неудивительно, что в последнее десятилетие в нашей стране существенно вырос интерес к иностранным языкам, прежде всего – к английскому, без знания которого сегодня сложно устроиться на высокооплачиваемую работу и построить успешную карьеру.
Новый социальный заказ обучать иностранному языку как средству межкультурной коммуникации предполагает обеспечение условий для владения студентами разнообразными видами речевой деятельности, но особенно важной становится роль чтения. Чтение занимает значительное место в жизни человека – оно обогащает человека духовно, помогает глубже понять окружающий мир, является «мудростью многих веков» и живой формой общения со всем человечеством. Чтение на иностранном языке не является исключением. Благодаря научно – техническому прогрессу растет количество информации на разных языках, что, в свою очередь, ведет к возрастанию потребности в людях, способных эту информацию понять и использовать. Чтение как на родном, так и на иностранном языке играет исключительную роль в профессиональной деятельности специалиста – обеспечивает доступ к различным источникам информации, служит средством удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей.
Приоритетность данного вида иноязычной речевой деятельности в учебном процессе определяется и рядом других факторов:
– чтение может быть достаточно высоко мотивированным в процессе обучения в результате доступности источников информации, включая Интернет;
– чтение может способствовать дальнейшему овладению иностранным языком, обеспечивая непрерывность образования в самостоятельном режиме;
– чтение может использоваться как средство при обучении другим видам речевой деятельности.
Неслучайно поэтому владение чтением остается важнейшей составляющей коммуникативной компетенции. Таким образом, неслучайно в обучении чтению мы используем именно коммуникативно ориентированный подход.
Работа по данной теме самообразования ведется с 2011 года. За этот период времени изучено большое количество литературы, материалов Интернет. Как результат плодотворного труда над темой была разработана серия уроков по обучению чтению, а также были изложены обобщающие выводы и практические рекомендации в помощь учителям английского языка.
Работа по теме самообразования «Коммуникативно ориентированный подход в обучении чтению в начальной школе» велась в нескольких направлениях: настольные игры, кроссворды и ребусы, драматизация, внеклассное чтение, чтение и ИЗО, метод «Jigsaw Reading». В своей серии уроков мы отразили методы и приемы, которые способствуют совершенствованию навыков чтения, а также делают уроки интересными, нескучными, а самое главное – плодотворными.
Серия уроков состоит из 6 разработок:
Your Picnic Basket (Корзина для пикника, урок №9в теме «Food» в III классе) – чтение и ИЗО;
Liz’s House (Дом Лиз, урок №8 в теме «Houses and Flats» в III классе) – метод «Jigsaw Reading»;
My Friends (Мои друзья, урок №10 в теме «My Friends» в IV классе) – драматизация;
Shopping (Поход по магазинам, урок №9 в теме «Clothes» в IV классе) – настольные игры;
The Biggest and the Best (Самый большой и самый лучший, урок №8 в теме «The Pet of the Family» в IV классе) – внеклассное чтение;
Goodbye, Friends! (До свидания, друзья!, урок №11 в теме «Holidays» в IV классе) – кроссворды, ребусы;
Как результат, чтение у учащихся на сегодняшний момент (май, 2013 года) находится на достаточно высоком уровне.
Обобщающие выводы и практические рекомендации:
Кабинет английского языка должен погружать в мир чтения на английском языке. Обратите внимание на оформление доски. Во многих случаях – это единственное, что может служить вам опорой (особенно, если урок проводится не в специализированном кабинете английского языка). Постарайтесь поместить на доску как можно больше яркой информации – инструкции, новые лексические единицы, материал для повторения. Главное, чтобы этот материал вызвал определенные чувства у учащихся и служили мотивацией к обучению чтению.
Учащиеся должны знать алфавит (умение произносить буквы в алфавитном порядке), а так же знать варианты произношения гласных и согласных в зависимости от позиции в слове
Необходимо стремиться к тому, чтобы учащиеся получали тексты, при чтении которых имел бы место самый высокий уровень понимания. В противном случае чтение не будет доставлять чтецу удовольствия, а превратится в тяжелую обязанность учебного характера. Это значит, что на первом этапе обучения учащиеся должны знать перевод каждого прочитанного ими слова, иначе чтение для учащихся теряет всякий смысл, а превращается в бессознательное озвучивание иностранных букв.
Читать текст на ИЯ – не значит переводить каждое слово. Когда у учащихся будет сформирована четкая система букв и звуков, необходимо им объяснить, что для понимания речи на ИЯ не нужно переводить каждое слово, что отдельные слова (частицы, артикли, вспомогательные глаголы) и вовсе не переводятся, а лишь служат для построения высказывания.
Учителям необходимо понимать, что начальный этап обучения в средней школе выполняет роль фундамента в формировании коммуникативного ядра и является одновременно подготовительным этапом, в ходе которого учащиеся приобретают комплекс основополагающих навыков и умений чтения. Отталкиваясь от известных звуков, учащиеся овладевают начертанием букв, техникой чтения вслух и про себя с полным пониманием текста, содержащего 2-4 % незнакомых слов. К концу этого этапа чтение приобретает относительно самостоятельное значение как способ иноязычного общения.
Даже на первых этапах чтение выступает как средство обучения (для извлечения информации, оперирования ею). Здесь мы говорим о формировании основных общеучебных умений, о формировании коммуникативной, а именно – информационной компетенции.
В начальной школе приоритет имеют следующие умения при чтении:
– выделять главные мысли текста
– выделять детали, специфическую информацию
– соблюдать структуру текста, связанность его логических частей
– чтение и понимание емкой инструкции к заданиям.
Учителям необходимо включать учащихся в активную творческую деятельность путем применения активных методов обучения; давать им возможность проявлять самостоятельность и инициативу; учить преодолевать трудности в учебной деятельности. Соответствующим образом отобранные тексты и задания к ним способствуют развитию интереса школьников к чтению на иностранном языке.
Учителям на уроке необходимо использовать всевозможные разрезные азбуки, игрушки, игры, сказки, скороговорки, рифмовки, картинки, кроссворды и ребусы, интересные истории, анекдоты и шутки. Не бойтесь выходить за рамки учебника, пробуйте найти свой собственный подход. Подобраться к учащемуся, к его некоторым мыслям вы сможете, если сами будете чувствовать себя комфортно при выборе тех или иных средств обучения.
Не забываем о технических средствах обучения. Вы скажете, что просто учите читать, но все не так уж и просто Самое главное – увлечь. Компьютер увлекает и завлекает. У учащихся есть возможность послушать образец аутентичной речи, просмотреть красочные картинки из мира иностранного языка, посмотреть интересный и доступный пониманию мультфильм на английском языке (возможно с субтитрами).
Вам просто необходимо достучаться до учащегося, чтобы он все еще раз переосмыслил и понял, что это ему просто нужно, просто нужно усердно работать, еще раз проработать, переспросить, если непонятно.
11. Необходимо помнить, что начальная школа – это не просто мир игр и развлечений, а каждодневный усердный труд, фундамент дальнейших знаний.









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215