Организованная образовательная деятельность образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (Музыка)» Тема: «Зимушка-зима»


Организованная образовательная деятельность образовательной области «Художественно-эстетическое развитие (Музыка)»
Тема: «Зимушка-зима»
Старший дошкольный возраст
Ковалёва Елена Викторовна, музыкальный руководитель, МАДОУ ДСКВ «Родничок», г.п. Междуреченский, ХМАО-Югра.В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом, опираясь на основную образовательную программу ДОУ и календарно-тематическое планирование, а так же рабочую программу образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» раздела «Музыкальная деятельность», разработанную мной для детей 5-6 лет, представлена данная организованная образовательная деятельность «Зимушка-зима».
Участники организованной образовательной деятельности (ООД) - дети старшей группы.
Актуальность. Тема здоровья актуальна для всех времен и народов, а в XXI веке она становится первостепенной. Но еще более актуальным становится вопрос о состоянии здоровья детей. Поэтому особое значение в системе образования приобретает проблема разработки и реализации современных технологий по охране и укреплению здоровья детей, формированию здорового образа жизни.
Инновационная направленность данной ООД. Музыкальная ООД с использованием здоровьесберегающих технологий:
− технологии сохранения и стимулирования здоровья: ритмопластика («Осторожный снег»), подвижная игра («Снежок»), речевая игра со звучащими жестами («Ты, мороз!»);
− технологии обучения здоровому образу жизни: коммуникативная игра, самомассаж, точечный самомассаж (распевка с оздоровительным массажем «Доброе утро!», массаж биологических активных зон «Наступили холода», массаж рук и ног «Я в ладоши хлопаю»);
− коррекционная технология: танец «Полька», пение песен «Что нам нравится зимой?», «Русская зима», психогимнастика «Лучик».
− технология музыкального воздействия, направленные на снятие напряжения, повышение эмоционального настроя: ритмодекламация «Осторожный снег».
Применение этих технологий благотворно влияют на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, речедвигательной. Дети с большим удовольствием выполняют дыхательные и оздоровительные упражнения, игровой массаж и самомассаж, играют в речевые и коммуникативные игры.
Практическая значимость. Занятие содержит различные виды музыкальной деятельности, упражнения для развития и координации движений, оздоровительные музыкальные игры. Оно наглядно показывает возможность и доступность использования здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях.
Цель  применения здоровьесберегающих технологий:
Укрепление психического и физического здоровья каждого ребенка.
Формирование привычки к здоровому образу жизни.
Повышение адаптивных возможностей детского организма (активизация защитных свойств, устойчивости к заболеваниям).
Тип организации деятельности:  нетрадиционная форма с использованием здоровьесберегающих технологий.
Форма организации деятельности: фронтальная.
Демонстрационный материал: мультимедийная презентация, снежок.
При проведении данной ООД мною была поставлена дидактическая цель: развитие музыкальных и творческих способностей детей в различных видах музыкальной деятельности, используя здоровьесберегающие технологии.
Интеграция образовательных областей была осуществлена с областями
«Социально – коммуникативное развитие» − развитие нравственно-коммуникативных качеств: способность к сопереживанию, умение работать в коллективе.
«Познавательное развитие» − развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира (звучание, ритм, темп).
«Речевое развитие» −обогащение активного словаря детей, развитие звуковой и интонационной культуры речи.
«Физическое развитие» − сохранение и укрепление физического и психического здоровья;
− создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
− повышение адаптивных возможностей детского организма;
− формирование правильной осанки, навыков ориентировки в пространстве.
При проведении данной ООД мною были поставлены следующие задачи:
1. Образовательные:
обогащение  музыкальных впечатлений детей, вызвать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера.
формирование музыкального вкуса, развитие музыкальной памяти.
развитие детского мышления, фантазии, памяти, слуха.
закрепление умения петь коллективно, с музыкальным сопровождением
2. Развивающие:
развитие танцевально-игрового творчества;
знакомство с творчеством великого итальянского композитора Антонио Вивальди;
расширение словарного запаса музыкальных характеристик.
3. Воспитательные:
воспитание культуры слушания музыки;
развитие у детей позитивной оценки действительности взглядов, вкусов с учетом ярко выраженных индивидуальных психофизических особенностей;
развитие и совершенствование коммуникативных навыков ребенка;
воспитание умения общаться через песню друг с другом и со взрослыми.
4. Оздоровительные:
− с помощью валеологической песенки-распевки с оздоровительным массажем «Доброе утро!», речевой игры со звучащими жестами, массажа биологических активных зон «Наступили холода», массажа рук и ног «Ладошки», ритмодекламации «Осторожный снег», психогимнастики «Лучик», музыкально-ритмических движений укреплять физическое и психическое здоровье детей;
− активизировать защитные свойства организма, устойчивость к заболеваниям;
− стабилизировать эмоциональное состояние детей через слушание классической музыки;
Совместно с воспитателями данной группы мною была проведена предварительная работа:
знакомство с понятием «оркестр», инструментами симфонического оркестра;
знакомство с творчеством А. Вивальди;
чтение и заучивание стихов о зиме, рассматривание иллюстраций по теме, разучивание песен на зимнюю тематику;
разучивание движений танца «Полька».
ТСО: мультимедийный проектор, муз. центр, синтезатор.
Музыкальный материал:
«Вальс снежных хлопьев» музыка П. Чайковского,
песня «Что нам нравится зимой?» м. Е. Тиличеевой, слова Л. Некрасовой,
песня «Русская зима» музыка и слова Л. Олифировой,
«Венская полька», немецкая народная мелодия.
Ход организованной образовательной деятельности
Дети под музыку «Вальс снежных хлопьев» (П. Чайковский) входят в музыкальный зал и встают полукругом.
Музыкальный руководитель:  Здравствуйте! Ребята, посмотрите, как много сегодня гостей у нас. Давайте поздороваемся с ними и пожелаем им здоровья. Ведь, когда мы говорим «здравствуйте», мы желаем здоровья.
Муз. приветствие «Здравствуйте»
Музыкальный руководитель:  А теперь давайте поздороваемся друг с другом.
Валеологическая песенка- распевка с оздоровительным массажем
«Доброе утро»
Доброе утро! (разводят руки в стороны)
Улыбнись скорее! (и слегка кланяются друг другу)
И сегодня весь день
Будет веселее. (хлопки в ладоши)
Мы погладим лоб, нос и щечки (выполняют движения по тексту)
Будем мы красивыми, как в саду цветочки! (движениями рук имитируют раскрывающиеся цветы)
Ушки мы сейчас потрём
И ладошки разотрём (движения по тексту)
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! (хлопки в ладоши)
Музыкальный руководитель:  Я предлагаю вам присесть на стулья. Ребята, напомните, пожалуйста, какое время года сейчас на улице?
Дети: Зима.
Музыкальный руководитель:  Замечательная пора! Ребята, а вы любите зиму? А за что? (ответы детей) Мне понятно, за что вы любите зиму. Многие поэты, писатели, композиторы и художники любили зиму просто за ее красоту! Красоту природы можно передать словами, как это делают поэты. Например, поэт А. С. Пушкин описал зимнее утро такими словами:
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Вот такую прекрасную картину зимы описал поэт!
Музыкальный руководитель: Посмотрите ребята, как светло и радостно в нашем зале. Ребята, напомните, пожалуйста, какое время года сейчас на улице?
Дети: Зима.
Музыкальный руководитель: Замечательная пора! Ребята, а вы любите зиму? А за что? (ответы детей) Мне понятно, за что вы любите зиму.
Я хочу сегодня посмотреть как вы умеете песни петь, играть, танцевать и веселиться. СЛАЙД
Вот хозяюшка зима
В гости к нам пришла сама.
В ярких звездочках, сережках,
Да в серебряных сапожках!
Рукавом махнет налево-
И поляна побелела.
Ручкой правою махнет-
Горы снега возведет.
Ребенок:
Намела сугробов белых?
Ну, а нам до них нет дела:
Кто умеет веселиться
Тот мороза не боится! СЛАЙД
Речевая игра со звучащими жестами
«Ты, мороз!»
Ты мороз, мороз, мороз, (идут по кругу, грозят пальцем)
Не показывай свой нос! (показывают двумя руками «нос»)
Уходи скорей домой (ладошками «отталкивают»)
Стужу уноси с собой. (кружатся на месте притопывая)
А мы саночки возьмем (бегут друг за другом, потирая ладошки)
И на улицу пойдем.
Сядем в саночки-самокаточки!
С горки у-у-ух упали! (Останавливаются, поднимают вверх руки)
От мороза убежали! (разбегаются, музыкальный руководитель догоняет) ! СЛАЙД
Дети садятся на стульчики.
Распевка и массаж биологических активных зон
«Наступили холода»
Да-да-да, наступили холода. (потереть ладошки друг о друга)
Да-да-да превратилась в лед вода. (провести большими пальцами по шее сверху вниз)
Ду-ду-ду, я не поскользнусь на льду. (указательными пальцами помассировать крылья носа)
Ду-ду-ду, я на лыжах в лес пойду. (растереть ладонями уши)
Ды-ды-ды, вижу на снегу следы (приставить ладони ко льду «козырьком» энергично растереть)
Ди-ди-ди, ну заяц, погоди! (погрозить пальцем).
Музыкальный руководитель: Разогрели свои горлышки, а теперь споем нашу любимую песню. ?Пение песни «Что нам нравится зимой?» муз…….? СЛАЙД
Музыкальный руководитель: Иногда зимой бывает очень холодная и ветреная погода. Как это называется? СЛАЙД
Дети: Вьюга, метель, буря.
Музыкальный руководитель: Послушайте музыку, в которой изображается картина суровой, ненастной, вьюжной зимы.
Звучит первая часть концерта «Зима» муз. А. Вивальди.
Музыкальный руководитель: Кто автор этого произведения?
Дети: Вивальди. СЛАЙД
Музыкальный руководитель: Какая музыка по характеру?
Дети: Тревожная, колючая, грозная, вьюжная, холодная. СЛАЙД
Музыкальный руководитель: Ребята, один инструмент играет или много?
Дети: Много.
Музыкальный руководитель: А как называется когда играет много инструментов?
Дети: Оркестр. СЛАЙД
Музыкальный руководитель: Какой это звучал оркестр?
Дети: Симфонический.
Музыкальный руководитель: А какой инструмент исполняет главную партию?
Дети: Скрипка. СЛАЙД
Музыкальный руководитель: Ребята, как вы думаете, какое стихотворение перекликается с музыкой А. Вивальди?
Ребенок:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь она завоет,
То заплачет как дитя. (А. С. Пушкин)
Массаж рук и ног
Выполнять в соответствии с текстом, делая массаж следует обратить внимание на правильное его выполнение: поглаживать руки надо от кисти к плечу, ноги- от щиколотки вверх до бедра.
Я в ладошки хлопаю
И ногами топаю.
Ручки разотру,
Тепло сохраню.
Ладошки, ладошки,
Утюжки-недотрожки,
Вы погладьте ручки,
Чтоб играли лучше.
Вы погладьте ножки,
Чтоб бегали по дорожке.
Музыкальный руководитель: Что-то мы засиделись, я предлагаю спеть весёлую песню о зимушке-зиме и немного поиграть. . СЛАЙД
Дети исполняют песню «Русская зима», музыка и слова Л. ОлифировойМузыкальный руководитель:
Какие зимние забавы вы любите?
Становитесь все в кружок
Поиграем мы в снежок.
Дети: (отвечают)
Музыкальный руководитель: Есть игра, которую любят и взрослые и дети, это игра в снежки. Давайте слепим снежок и поиграем с ним. Сейчас мы выберем ведущего считалочкой:
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем мы в снежки играть.
Педагог даёт один снежок, выбранному ребенку, остальные дети лепят воображаемый снежок.
Выполняем движения под слова:
Давай, дружок лепи снежок,
Еще разок, лепи снежок.
По рукам снежок катаем,
Воеводу выбираем.
Воевода, воевода выходи из хоровода (ребенок у которого остался снежок, поворачивается к двум детям около которых остановился, вытянув руку со снежком перед собой)
Раз, два, три – не воронь
А беги как огонь. (двое этих детей бегут в разные стороны, кто быстрей возьмет снежок.)
Музыкальный руководитель: В наши холодные зимы снега выпадает много, и он всегда желанный и дети используют каждую возможность поиграть со снегом и слепить снеговика. СЛАЙД
Массаж биологически активных зон
«Снеговик»
Раз и два, раз и два (Имитируют лепку снежков)
Лепим мы снеговика.
Мы покатим снежный ком (Поочередно проводят ладонями по шее справа и слева)
Кувырком, кувырком.
Мы его слепили ловко. (Проводят пальцами по щекам сверху вниз)
Вместо носа есть морковка, (Растирают указательными пальцами крылья носа)
Вместо глазок угольки, (Прикладывают ладони ко лбу «козырьком» и энергично растирают лоб)
Ручки- веточки нашли. (Трут ладони друг о друга)
А на голову – ведро, (Раздвигают указательный и средний палец «вилочкой» и растирают точки перед ушами и за ними)
Посмотрите, вот оно! (Кладут обе ладони на макушку и покачивают головой)
Музыкальный руководитель:
Наши ноги не унять,
Хотят ноги танцевать.
Вставайте, ребята, в круг парами, исполним танец «Полька».
Дети исполняют танец «Полька», венгерская народная мелодия.
После танца дети подходят ближе к фортепиано, рассыпаются горошком.
Звучит звуковой эффект «Северный ветер». СЛАЙД
Музыкальный руководитель:
Зима наша добрая нянька
Весь двор для ребят уберет.
Как чисто на улице, глянь-ка!
Она все метет и метет.
А вечером будет баюкать
Метелью и воем пурги.
Волшебные сказки мурлыкать
Под шорохи снежной муки.
Ритмодекламация «Осторожный снег» СЛАЙД
Музыкальный руководитель: Вот и солнышко закатилось, наша встреча подошла к концу. Давайте встанем на ножки.
Психогимнастика «Лучик» СЛАЙД
К солнышку потянулись,
Лучик взяли,
К сердцу прижали,
Друг другу отдали
И улыбнулись!
Под песню про Зиму, дети выходят из зала.
«Снежный ком».
Дети по кругу передают «снежный ком» (из бумаги, и говорят о том, что получилось на занятии и о том, над чем еще стоит поработать. Если сегодня вам было весело, интересно, то выберете шарик красного цвета. Если вам понравилось, но не всегда было интересно, выберете шарик жёлтого цвета. А если вам сегодня было грустно и не интересно, то выберете шарик зелёного цвета. Прикрепите ваш шарик к корзине, которая полетит к новым приключениям. (вариант: развесить шарики на верёвке).
Муз. рук.: Хорошо потанцевали. Но нам уже надо возвращаться в детский сад. Понравилось вам наше зимнее путешествие? А что вам понравилось? (Ответы).
Ребята, посмотрите, здесь ещё снежки остались. Да они не простые, а волшебные! А почему? Да потому что их можно съесть. Кушайте на здоровье и угощайте всех своих друзей.