Рабочая программа факультатива «Мое здоровье в моих руках» для учащихся 8 классов.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа № 1»
Рассмотрено
Руководитель МО учителей биологии, географии, химии
_____________А.И. Резникова
Протокол №____
от «_____»___________2015 г
Согласовано
Заместитель директора по УВР
____________И.А. Середина
от «_____»_______2015 г. Утверждаю
Директор МКОУ «Богучарская СОШ № 1»
_____________Е.П. Богданова
Приказ № ____
от «____» ____________2015 г.
Рабочая программа
факультатива
«Мое здоровье в моих руках»
для 8а, 8б, 8в классов
на 2015-2016 учебный год
Учитель биологии О.С. Караповская
Оглавление
1. Пояснительная записка……………………………………………………………...…3
2. Общая характеристика курса…………………………………..………………………4
3. Описание места курса в учебном плане………………………………………..……..4
4. Личностные, метапредметные результаты освоения курса……………………...…5
5. Содержание курса…………………………………………..…………………………..7
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности……………………………………………………………………………....8
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса…………………………...………………………………....10
1. Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Фундаментального ядра содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 79 с. — (Стандарты второго поколения).
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с. — (Стандарты второго поколения).
Необходимость создания и ведения факультатива обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.
Факультатив «Моё здоровье в моих руках» для учащихся 8-ых классов посвящён одной из главных проблем – сохранению здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 70 часов.
Факультатив “Мое здоровье в моих руках” поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.
Основная цель – воспитание у подростков:
1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение). Курс имеет профильный упор на естественно – научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии.
2. Оказать помощь школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно-научном профиле.
Программа факультатива предлагает решение следующих учебно-познавательных задач:
расширение теоретических знаний школьников в образовательной области “Мое здоровье в моих руках”;
создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.
Рекомендуемые формы организации занятий:
cоставление проектов по темам исследований;
проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;
оформление и защита исследовательских работ учащихся;
проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.
Рекомендуемая тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций,
“Влияние сотовых телефонов на организм подростков”;
“Отношение подростков МКОУ «Богучарская СОШ № 1» к вредным привычкам”;
“Стресс и его воздействие на организм подростка”;
“Влияние шума на детский организм”;
“Влияние компьютеров на здоровье человека”;
“Как противостоять давлению среды”;
“Что значит быть счастливым?”;
“Наркотики, алкоголь и сигареты”;
“Я в этом мире”.
Выполнив программу факультатива “Мое здоровье в моих руках” школьники будут знать:
причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
мотивы здорового образа жизни;
отрицательное влияние вредных привычек, “болезней поведения” на организм подростка;
пути формирования здорового образа жизни.
Школьники будут уметь:
оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Школьники будут применять:
полученные знания на практике;
полученные знания для осознанного выбора профессии.
2. Общая характеристика курса
Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ. Данный факультативный курс не только расширит кругозор учащихся, но и повысит качество знаний по данному предмету.
Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13-14 -летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.
Программа предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.
3. Описание места курса в учебном плане
Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений, учащихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов организма человека, о психическом и социальном здоровье человека. Актуальность программы «Моё здоровье в моих руках» - это науки, изучающие биологическую сущность человека, являются фундаментом для медицины.
Программа факультативного курса рассчитана на 70 часов. Занятия проводятся по 2 часа в неделю. В данной программе предусмотрено проведение практических работ.
4. Личностные, метапредметные результаты освоения курса
Личностными результатами освоения курса являются следующие умения:
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение:
– осознавать современное многообразие типов мировоззрения, общественных, религиозных, атеистических, культурных традиций, которые определяют разные объяснения происходящего в мире;
– с учетом этого многообразия постепенно вырабатывать свои собственные ответы на основные жизненные вопросы, которые ставит личный жизненный опыт;
– учиться признавать противоречивость и незавершенность своих взглядов на мир, возможность их изменения.
Учиться использовать свои взгляды на мир для объяснения различных ситуаций, решения возникающих проблем и извлечения жизненных уроков.
Осознавать свои интересы, находить и изучать в учебниках по разным предметам материал (из максимума), имеющий отношение к своим интересам.
Использовать свои интересы для выбора индивидуальной образовательной траектории, потенциальной будущей профессии и соответствующего профильного образования.
Приобретать опыт участия в делах, приносящих пользу людям.
Учиться самостоятельно выбирать стиль поведения, привычки, обеспечивающие безопасный образ жизни и сохранение здоровья – своего, а так же близких людей и окружающих.
Учиться самостоятельно противостоять ситуациям, провоцирующим на поступки, которые угрожают безопасности и здоровью.
Выбирать поступки, нацеленные на сохранение и бережное отношение к природе, особенно живой, избегая противоположных поступков, постепенно учась и осваивая стратегию рационального природопользования.
Учиться убеждать других людей в необходимости овладения стратегией рационального природопользования.
Использовать экологическое мышление для выбора стратегии собственного поведения в качестве одной из ценностных установок.
Метапредметные результаты, включающие освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель.
Работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер).
Планировать свою индивидуальную образовательную траекторию.
Работать по самостоятельно составленному плану, сверяясь с ним и целью деятельности, исправляя ошибки, используя самостоятельно подобранные средства (в том числе и Интернет).
Свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся критериев, различая результат и способы действий.
В ходе представления проекта давать оценку его результатам.
Самостоятельно осознавать причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха.
Уметь оценить степень успешности своей индивидуальной образовательной деятельности.
Давать оценку своим личностным качествам и чертам характера («каков я»), определять направления своего развития («каким я хочу стать», «что мне для этого надо сделать»).
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия:
– давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;
– осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;
– обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать модели с выделением существенных характеристик объекта, преобразовывать модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой и выбирать удобную для себя форму фиксации и представления информации. Представлять информацию в оптимальной форме в зависимости от адресата.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Для этого самостоятельно использовать различные виды чтения (изучающее, просмотровое, ознакомительное, поисковое), приемы слушания.
Самому создавать источники информации разного типа и для разных аудиторий, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.
Уметь использовать компьютерные и коммуникационные технологии как инструмент для достижения своих целей. Уметь выбирать адекватные задаче инструментальные программно-аппаратные средства и сервисы.
Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
В дискуссии уметь выдвинуть контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен).
Учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его.
Понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.
5. Содержание курса
1. Введение (2 часа).
“Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования”. Пути формирования здорового образа жизни.
2. Вредные привычки, их профилактика (28 часов).
Алкоголизм. Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 “Работа со статистическими данными”. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употреблении алкоголя. Курение. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 “Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)”. Наркомания. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом-венерологом. Практическая работа № 3 “Работа со статистическими данными”. Токсикомания. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 “Работа со статистическими данными”.
3. Простудные заболевания (4 часа).
Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 “Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе”.
4. Стресс (4 часа).
Понятие о стрессе, причины, влияние на организм подростка, пути снятия стресса, “экзаменационный стресс”. Практическая работа № 6 “Работа над проектом по теме раздела”.
5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём (12 часов).
Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Воронежской области. Практическая работа № 7 “Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования. Встреча с врачами по проблеме. “Болезни поведения” подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия. Понятие о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.
6. Причины нарушения здоровья (8 часов).
Окружающая среда и здоровье человека. Неправильное питание - результат болезней. Компьютер и здоровье человека.
7. Сохранение здоровья (8 часов)
Закаливание организма. Культура питания. Витамины - круглый год.. Режим дня - залог здоровья.
8. Первая медицинская помощь (2 часов).
Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа № 8 “Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка.
9. Обобщение: “За здоровый образ жизни” (2 часа).
Научно-практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ п/пТема занятия Виды деятельности
Введение (2 часа)
1-2 Пути формирования здорового образа жизни подростка. Беседуют о том, что такое ЗОЖ, как правильно его формировать
Вредные привычки, профилактика (28 часов)
3-4 Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом Выясняют, что такое алкоголизм, каковы его особенности течения, последствия.
5-6 Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа “Работа со статистическими данными”.
7-8 Влияние алкоголя на здоровье девушки. Обсуждают влияние на организм девушек алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употреблении алкоголя
9-10 Состав компонентов табачного дыма. В лабораторных условиях изучают состав компонентов табачного дыма
11-12 Влияние сигарет на организм подростка. Изучают влияние курения на системы органов новорождённого, ребенка, подростка, на организм девушки, последствия курения.
13-14 Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм. Практическая работа “Проведение исследования и выявление курящих – подростков». Проводят анкетирование, обрабатывают полученные данные.
15-16 Понятие о наркомании, наркотических веществах Знакомятся с понятиями «наркомания», «наркотические вещества», «наркотики» и т.д.
17-18 Влияние наркотиков на организм подростка Изучают влияние наркотиков на организм подростков.
19-20 Виды наркомании. Знакомятся с видами наркомании.
21-22 Причины и последствия наркозависимостиОбсуждают причины и последствия наркозависимости23-24 Наркотическая зависимость, пути решения проблем. Обсуждают пути избавления от наркотической зависимости.
25-26 Токсикомания и подросток Знакомятся с понятиями «токсикомания», «токсические вещества» и т.д. Обсуждают причины токсикомании, влияние токсических веществ на организм подростка и пути избавления от зависимости.
27-28 Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании. 29-30 Последствия токсикомании на организм подростка. Простудные заболевания (4 часа)
31-32 Простудные заболевания Знакомятся с простудными заболеваниями, путями их передачи, мерами предостережения, отрицательным воздействием на организм
33-34 Бактериальные и вирусные инфекции. Учатся различать бактериальные и вирусные инфекции, разбирают методы борьбы с инфекциями
Стресс (4 часа)
35-36 Понятие о стрессе, причины Знакомятся с понятием «стресс», причинами появления стресса у подростков
37-38 Пути снятия стресса. Знакомятся с путями снятия стресса
Заболевания подростков, передающиеся половым путём (12 часов)
39-40 Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения. Знакомятся с понятиями «СПИД», «ВИЧ», причинами возникновения этих заболеваний, путями заражения
41-42 Распространение СПИДа в мире, стране, Воронежской области. Практическая работа “Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования.
43-44 Встреча с врачами Беседа с врачами Богучарской ЦРБ по теме.
45-46 “Болезни поведения” подростков. Знакомятся с понятиями о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательным влиянием на организм подростка, стадиями, симптомами, профилактикой. Обсуждают раннюю беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности; молодую семью и ее ответственность за воспитание детей.
47-48 Профилактика болезней поведения подростков. 49-50 Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы. Знакомятся с инфекциями, передаваемыми половым путём, их стадиями, симптомами.
Причины нарушения здоровья (8 часов)
51-52 Окружающая среда и здоровье человека. Выясняют, как окружающая среда влияет на здоровье человека.
53-54 Неправильное питание - результат болезней Выясняют, как неправильное питание влияет на здоровье человека.
55-56 Компьютер и здоровье человека. Обсуждают проблему «Влияние компьютера на здоровье человека»
57-58 Составление презентаций по причинам, нарушающим здоровье Самостоятельно готовят презентации о причинах, нарушающих здоровье, представляют их для публичного обсуждения.
Сохранение здоровья (8 часов)
59-60 Закаливание организма Знакомятся с принципами закаливания организма.
61-62 Культура питания Знакомятся с принципами правильного рационального питания подростка.
63-64 Витамины - круглый год. Знакомятся с витаминами, выясняют в каких продуктах они содержатся, в каком количетве, как витамины влияют на организм.
65-66 Режим дня - залог здоровья. Выясняют, что такое режим дня, какую роль он играет в сохранении здоровья подростка.
Первая медицинская помощь (2 часа)
67-68 Необходимость умения оказания первой медицинской помощи Учатся оказывать первую медицинскую помощь при передозировке табака, алкоголя, наркотиков, токсических веществ.
69-70 Обобщение “Мое здоровье в моих руках” Обобщают знания, полученные на занятиях в течение уч.года7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
(для учителя)
Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).
Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.
Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. – 224с. –
Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.
Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.
Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.
(для детей)
Коростылев Н.Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.
Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.
Тихонова А.Е. “Здоровье человека и экология Хабаровского края”. – Хабаровск: Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2004 – 160 с.
Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.