Обобщение опыта по теме самообразования здоровьесберегающие технологии на уроках истории и обществознания


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа-интернат основного общего образования г. Белебея
муниципального района Белебеевский район РБ
Выступление на районном методическом объединении
учителей истории и обществознания по теме:
«Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках обществознания»

Учитель: Петрова М.С.

Белебей
2015 год
Выступление на районном методическом объединении учителей истории и обществознания по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий
на уроках обществознания»
Здоровье человека — тема  достаточно актуальная для всех времен и народов, а сейчас она становится первостепенной. Школьное образование в наши дни предъявляет большие требования к здоровью учащихся. Поэтому сейчас, как никогда, актуальны здоровьесберегающие технологии в учебно-воспитательном процессе особенно в нашей школе-интернате, где почти каждый ребенок, который к нам приходит обучаться, уже имеет тот или иной медицинский диагноз. В следствии, этого я и выбрала данную тему самообразования
      А ведь  именно состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший показатель благополучия нашего общества и государства. Трудовые ресурсы страны, ее безопасность, политическая стабильность, экономическое благополучие и морально-нравственный уровень населения непосредственно связаны с состоянием здоровья детей, подростков, молодежи.
Цель нашей работы - это создание комфортных условий для обучения и воспитания учащихся. И ставим сегодня еще одну цель в рамках ФГОС обеспечить компетенцию, т.е. научить учиться. Задача образовательного процесса – раскрыть способности ребенка, готового выполнять правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Для этого необходимо создать такие условия, при которых дети не потеряют интерес к учебе и осознают, что чем дальше, тем интереснее будет учиться.
Достижение названной цели в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией (О.В.Петров) понимает систему, создающую максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.).
Следует отметить, что все здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно разделить на три основные группы:
·         технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
·         технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
·         разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности.
        Главный объект внимания учителя — его ученики. Учитель фиксирует свое внимание на соблюдение дисциплины и успешности выполнения учащимися заданий, при этом необходимо придерживаться принципов здоровьесберегающей педагогики, в конечном счете, ведь именно это так или иначе помогает нам добиться высоких результатов в обучении и воспитании.
От  правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной  деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное  наступление утомления.
Использование на уроках здоровьесберегающих   технологий – залог успешности учебно-воспитательного процесса. От каждого из нас, учителей, зависит состояние здоровья и душевного состояния  учащихся.
 В начале урока особое внимание уделяю гигиеническим условиям в классе: достаточно ли проветрен, достаточная ли освещенность, не мешает ли посторонний шум из окон или соседних кабинетов, чистота и порядок в кабинете, в соответствии с нормами СанПиНа.
Так же обращаю большое внимание на  сохранность зрения учащихся: рассаживаю детей на своих уроках с учетом состояния  их зрения, корректирую освещение в кабинете; провожу вместе с детьми утреннюю зарядку перед первым уроком, ведь пренебрежение этими элементарными требованиями приводит  к более быстрому утомлению учащихся, а в дальнейшем скажется на их здоровье.
Далее по звонку оцениваю эмоционально-психологическую атмосферу в классе на уроке:
- возбуждены, перевозбуждены (после урока физкультуры или динамической паузы), обеспокоены, тревожны, напряжены, уставшие;
- сосредоточены, настроены на урок.
С целью  укрепления психологического здоровья школьников добиваюсь на уроке благоприятного психологического настроения с помощью создания ситуаций успеха для учащихся,  корректности и объективности оценки деятельности учеников  на уроке, на основе искреннего уважения и доверия к обучающимся; избегаю в собственном поведении отрицательных эмоций для себя и для учащихся, так как они являются здоровьеразрушающими. Стремлюсь вызывать положительное отношение к предмету. Доброжелательный и эмоциональный тон – важный момент здоровьесберегающих технологий. Нахожу нужные слова для снятия напряжения, возбудимости и настроя на работу.
Решая проблему гиподинамии и снижения интеллектуальной активности школьников в течение урока, необходимо следить за посадкой учащихся (поза учащегося, чередование позы - смена вида деятельности);  провожу психофизические паузы, физкультурные минутки, зарядку для глаз, дыхательную гимнастику; использовать методы обучения, способствующие активизации и развитию инициативы школьников, их личного творчества: свободную беседу, исследовательскую работу, поисковую работу (с дополнительной литературой), поисковую беседу, выбор способа действия и т.п.
Для рациональной организации учебной деятельности учащихся  умело использую  на уроках видеоматериалы, средства ИКТ (важное значение, имеет место и длительность их использования) как средство для дискуссии, беседы, обсуждения,  так как это способствует развитию и стимулирует познавательный интерес учащихся;  обеспечивается индивидуальный  и дифференцированный  подход  в процессе обучения; обязательность дифференцированных  заданий.
Во избежание усталости учащихся  чередую различные  виды работ: самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию мыслительных операций памяти и одновременно отдыху ребят.
В соответствии с особенностями каждого обучающегося составляю задания, разные по степени сложности и требующие разнообразных видов деятельности:
обучающимся с высоким интеллектуальным, уровнем, хорошей работоспособностью и сильным типом нервной системы предлагаются сложные и большие по объему задания;
школьникам со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью, сильным типом нервной системы даются задания средней сложности, но большие по объему, эти учащиеся хорошо переносят   нагрузку, прекрасно работают самостоятельно, не теряются в трудных ситуациях.
Обучающимся со средним интеллектуальным уровнем, средней или низкой работоспособностью и слабым типом нервной системы предлагаются задания средней или низкой сложности, небольшие по объему. Эти ребята  быстро устают, им нужно часто менять виды деятельности.
Школьникам с неуравновешенным типом нервной системы не в состоянии длительное время сосредоточиться на одном виде деятельности. Таким детям необходимо предлагать больше разных нетрудных заданий и осуществлять систематическую поддержку и наблюдение за их выполнением (особенно у детей со слабым типом нервной системы).
         Не мало важным аспектов в сохранении здоровья наших учеников является внешняя мотивация: оценка, похвала,  поддержка, соревновательный момент, которая стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.  Необходимы и эмоциональные разрядки на уроке: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм и т.д.
На уроках учитель формирует физическое, психическое (духовное) и социальное здоровье обучающихся.
   К воздействию на физическое здоровье во время урока относится, как уже было сказано выше, прежде всего сохранение физических характеристик обучающихся: зрение, слух, осанка. Их сохранению способствует смена деятельности на уроке. Например, сначала устно пообсуждали какое-либо историческое событие, потом законспектировали в тетрадь, затем послушали учителя и т.д. Благодаря смене деятельности, урок, во-первых, проходит незаметно, быстро, потому что он интересен и многообразен. Во-вторых, это необходимое условие сохранения здоровья на уроке.
           Формирование психического здоровья на исторических уроках не менее важно. Здесь развивается мышление, память, нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром, Любовь и Вера. Все это достигается путем совокупности следующих компонентов: смена деятельности на уроке, эмоциональность, заинтересованность обучающихся, внутреннее спокойствие учеников, их стремление к познанию. Также  для развития благоприятен некоторый «стержень» на уроке, который позволяет поддерживать мобильность, собранность, дисциплинированность, аккуратность, интерес.
            Социальное здоровье также формируется на каждом уроке. К нему относится умение жить в обществе, коммуникативность, удовлетворенность социальным статусом. Это достигается посредством общения на уроке между учителем и учениками и учениками между собой, а также общественными событиями, знакомством с явлениями, известными личностями, на примере которых можно воспитать много положительных качеств у обучающихся. Обучающиеся, знакомясь с тенденциями становления и развития общества и государства, начинают лучше ориентироваться в социуме, реализовывать себя.
           Таким образом, здоровьесберегающий компонент на уроках необходим в современной школе с компетентностным подходом в обучении и гуманизацией образовательного процесса в условиях модернизации.