Программа элективного курса для учащихся 9-х классов «Культура речи делового человека»

Федяева Ольга Валентиновна
МОУ «Лицей № 11 им. Т.И. Александровой г. Йошкар-Олы»
Республика Марий Эл

Программа элективного курса для учащихся 9-х классов
«Культура речи делового человека»

Пояснительная записка

Перспективы развития предпрофильной подготовки и профильного обучения в системе российского образования позволяют выделить особую роль русского языка. Подготовка ученика к выбору профессии предполагает привитие ему навыков грамотной речи и оформления деловых бумаг как части культурного и письменного общения.
Практика показывает, что старшеклассники не умеют правильно писать отзывы и рецензии, рефераты и аннотации, а выпускники школы зачастую не способны самостоятельно написать автобиографию, заявление в приёмную комиссию какого-либо учебного заведения. Каждый человек сталкивается с необходимостью написать характеристику, заявление, докладную и объяснительную записку, доверенность и другие деловые бумаги. Этим объясняется актуальность проведения элективного курса «Культура речи делового человека», которая связана с решением проблемы социализации личности, её речевой подготовки вне школы.
Разработка данного курса обусловлена особенностями программы по русского языку, в которой формированию основ составления письменного научного текста и деловых бумаг отведено ограниченное количество учебных часов.
Предлагаемый курс «Культура речь делового человека» ориентирует учащихся на совершенствование умений нормативного произношения, правильного и точного словоупотребления, составления научного письменного текста, оформления деловых бумаг.
Данный курс принадлежит к группе курсов, развивающих содержание базисных предметов. Он направлен на расширение и углубление знаний и навыков, которые приобретают обучающиеся на уроках русского языка, и является пропедевтическим по отношению к профильным курсам старшей школы. Может быть включён в систему курсов по культуре речи.
Цель курса: формировать у учащихся необходимые языковые и социокультурные знания в области коммуникативной компетентности делового человека.
Задачи:
- углубить знания учащихся по усвоению норм орфоэпии, лексической сочетаемости, употребления грамматических форм;
- познакомить учащихся со структурой письменного научного текста и его оформлением;
- совершенствовать умение учащихся составлять деловые бумаги в соответствии с нормами и правилами.
Отбор учебного материала продиктован требованиями, предъявляемыми к школе современным обществом, практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с социализацией личности и её речевой подготовки. Отбор дидактического материала обусловлен принципом коммуникативной ценности. Используются различные по назначению и характеру учебных действий задания и упражнения: аналитические, конструктивного свойства, коммуникативные. Важное место занимает работа со словарями и справочниками. Содержание курса создаёт условия осознанного и успешного выбора профиля.
В результате изучения курса учащиеся должны
знать:
- орфоэпические, лексические и грамматические нормы русского языка;
- структурные элементы научного письменного стиля и их языковое оформление;
- особенности официально-делового стиля;
- языковые и синтаксические средства деловой речи;
- типологию служебных документов и требования к их оформлению;
уметь:
- правильно, выразительно и точно строить собственную речь;
- оформлять письменный научный текст (аннотацию, реферат, рецензию, отзыв);
- редактировать и устранять типичные ошибки в языке деловых бумаг;
- грамотно составлять деловые бумаги;
- пользоваться справочной литературой в целях получения необходимой информации.
Проверка достигнутых учащимися образовательных результатов проводится в следующих формах:
текущий контроль – тестирование, самостоятельно подготовленные учениками сообщения, анализ примеров, редактирование и трансформация текстов, работы по созданию собственных текстов;
итоговая проверка знаний и умений – контрольное тестирование, стилистический анализ текста, зачёт (защита практических работ).
Элективный курс «Культура речи делового человека» адресован учащимся 9-х классов предпрофильной школы.
Для реализации программы используются различные методы и приёмы работы, активизирующие самостоятельную работу учащихся. При обсуждении теоретических вопросов применяются лекции, беседы, организуются устные сообщения учеников, используется наглядность, работа с учебной литературой. В практической работе для развития умений учеников грамотно строить свою речь применяется орфоэпический тренинг, в работе над письменным научным текстом и официально-деловым стилем используются стилистический анализ текста, наблюдение, сопоставление, редактирование, моделирование текста.
Основные формы работы: фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная.
Средства обучения: вербальные, печатные (словари, справочники, дидактический материал), проэкционные (слайды).
Элективный курс рассчитан на 34 часа в течение учебного года. По усмотрению учителя количество часов, предлагаемое на изучение каждой темы и в целом на изучение курса, может быть изменено. Курс является открытым, в него можно добавлять новый дидактический материал, совершенствовать методы и формы работы.
Материальные ресурсы, необходимые для усвоения курса, следующие: различные лингвистические словари; справочная литература; дидактический материал; образцы оформления научного текста, справочно-библиографического аппарата, деловых документов; интерактивная доска для показа слайдов.

Учебно-тематический план


п/п
тема занятия
кол-во
часов
вид занятий

1.
Введение. Цели и задачи, структура и содержание курса.
1
Лекция. Заполнение анкет.

2.
Нормативное произношение и ударение.
3
Лекция. Беседа. Составление опорного конспекта. Орфоэпический тренинг. Работа с орфоэпическим словарём.

3.
Правильность и точность словоупотребления.
4
Лекция. Составление опорного конспекта. Сообщения обучающихся. Работа со словарём иностранных слов, со словарём паронимов. Практикум.

4.
Правильное использование грамматических форм.
4
Лекция. Сообщения обучающихся. Составление опорного конспекта. Практикум.

5.
Письменный научный текст.
4
Лекция. Работа со справочной информацией. Практикум.

6.
Зачёт по теме «Письменный научный текст».
2
Составление аннотации, отзыва, рецензии.

7.
Служебные документы: языковое оформление и редактирование.
6


7.1.
Деловой стиль письменной речи.
2
Лекция. Составление опорного конспекта. Анализ текстов. Составление памятки.

7.2.
Основные требования к языку деловых бумаг и документов.
2
Лекция. Составление опорного конспекта. Практикум.

7.3.
Редактирование и устранение типичных ошибок в языке деловых бумаг.
2
Анализ текстов. Редактирование.

8.
Деловые бумаги: типология и образцы.
7


8.1.
Типы документов.
1
Лекция. Практикум.

8.2.
Документирование информационно-справочных материалов.
3
Наблюдение над текстами, их стилистическая оценка. Анализ текста. Моделирование текстов.

8.3.
Требования к оформлению частных деловых бумаг.
3
Работа с текстами-образцами. Сопоставление и анализ. Построение собственного текста по образцу.

9.
Зачёт по теме «Деловые бумаги: типология и образцы».
2
Работа с текстами деловых документов.

10.
Итоговое занятие. Рефлексия.
1
Тестирование. Анализ зачётных работ.


Всего
34




Содержание курса «Культура речи делового человека»

1. Введение. Практическая направленность курса. Жизненная необходимость вырабатываемых в процессе изучения курса умений и навыков. Принципиальное отличие официально-делового стиля речи от других функциональных стилей. Ограниченность сферы употребления и неукоснительное следование этим ограничениям.
2. Нормативное произношение и ударение. Орфоэпия. Фонетика. Графика. Орфография. Трудности звукоупотребления. Трудности ударения.
3. Правильность и точность словоупотребления. Значение слова и лексическая сочетаемость. Многозначность и омонимия. Плеоназм и тавтология. Паронимы. Синонимы. Антонимы. Функционально-стилевая принадлежность слова. Функциональные стили. Сфера употребления слов.
4. Правильное использование грамматических форм. Употребление форм имени существительного. Употребление форм имени числительного. Трудные случаи именного и глагольного управления.
5. Письменный научный текст. Структурные элементы научного письменного текста и их языковое оформление. Оформление цитат. Справочно-библиографический аппарат научного произведения.
6. Зачёт по теме «Письменный научный текст». Составление аннотации, отзыва, рецензии.
7. Служебные документы: оформление и редактирование.
7.1. Деловой стиль письменной речи. Подстили официально-делового стиля: законодательный, дипломатический, деловой. Языковые средства официально-делового стиля речи. Синтаксис делового стиля.
7.2. Основные требования к языку деловых бумаг и документов. Точность. Языковой стандарт. Канцелярит.
7.3. Редактирование и устранение типичных ошибок в языке деловых бумаг. Лексические и грамматические ошибки. Использование сокращений в текстах документов и корректирующих знаков при редактировании.
8. Деловые бумаги: типология и образцы.
8.1. Типы документов. Законодательные, дипломатические документы, административно-канцелярские бумаги.
8.2. Документирование информационно-справочных материалов. Справки, докладные и объяснительные записки, планы, протокол, объявления, афиша, реклама.
8.3. Требования к оформлению частных деловых бумаг. Автобиография, заявление, доверенность, расписка, характеристика, резюме.
9. Зачёт по теме «Деловые бумаги: типология и образцы». Редактирование текстов деловых документов. Написание деловых бумаг.
10. Итоговое занятие. Рефлексия. Подведение итогов работы по изучению курса «Культура речи делового человека», определение степени полезности и качества полученных учащимися знаний, выяснение степени прочности выработанных у них умений и навыков по грамотному составлению письменного научного текста и различных деловых бумаг.
Информационное обеспечение
Элективный курс предусматривает использование следующего оборудования: интерактивная доска, словари и справочники, образцы оформления научных текстов и документов.
Дидактические материалы: тексты для орфоэпического тренинга и тесты в формате Microsoft Word, справочный материал, презентации Microsoft Power Point.

Список литературы для учащихся
основной

Бабайцева, В.В., Чеснокова, Л.Д. Русский язык: Теория. Учеб. для 5 – 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М., 2008.
Галлингер, И.В. Культура речи: Нормы современного русского литературного языка / И.В. Галлингер. – М., 1994.
Головин, Б.Н. Основы культуры речи / Б.Н. Головин. – М., 1976.
Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум. – М., 2008.
Никитина, Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Е.И. Никитина. – М., 2008.
Розенталь, Д.Э., Голуб, И.Б. Секреты хорошей речи / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. – М., 1993.
дополнительный

Александрова, З.Е. Словарь синонимов русского языка / З.Е. Александрова. – М., 1986.
Бельчиков, Ю.А., Панюшева, М.С. Словарь паронимов русского языка / Ю.А. Бельчиков, М.С. Панюшева. – М., 2002.
Ефремова, Т.Ф., Костомаров, В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка / Т.Ф. Ефремова, В.Г. Костомаров. – М., 2000.
Крысин, Л.П. Толковый словарь иноязычных слов / Л.П. Крысин. – М., 2005.
Кудрявцева, Т.С., Шарапова, О.Ю. Деловее бумаги. Деловые качества. Деловой стиль речи. Тесты по психологии делового общения. Деловой этикет. – М., 1997.
Одинцов, В.В., Иванов, В.В., Смолицкая, Г.П. и др. Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, В.В. Иванов, Г.П. Смолицкая и др. – М., 1999.
Ожегов, С.И., Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. – М., 2005.
Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Аванесова Р.И. – М., 1989.
Панов, Б.Г., Текучев, А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка / Б.Г. Панов, А.В. Текучев. – М., 1996.
Правильность русской речи. Словарь-справочник / Сост. Л.П. Крысин и Л.И. Скворцов. Под ред. С.И. Ожегова. – М., 1965.
Розенталь, Д.Э., Теленкова, М.А. Словарь трудностей русского языка / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М., 1985.
Скворцов, Л.И. Теоретические основы культуры речи / Л.И. Скворцов. – М., 1980.
Скворцов, Л.И. Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи / Л.И. Скворцов. – М., 1996.
Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / Под ред. Денисова П.Н., Морковкина В.В. – М., 1978.

Список литературы для учителя
основной

Акишина, А.А., Формановская, Н.И. Русский речевой этикет / А.А. Акишина, Н.И. Формановская. – М., 1975.
Ахбарова, Г.Х., Скиргайло, Т.О. Деловое письмо / Г.Х. Ахбарова, Т.О. Скиргайло. – М., 2005.
Веселов, П.В. Как составить служебный документ / П.В. Веселов. – М., 1982.
ГОСТ Р 6.30-97. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. – М., 1997.
Демидова, А.К. Пособие по русскому языку. Научный стиль. Письменный научный текст. Оформление научной работы / А.К. Демидова. – М., 1981.
Единая государственная система документационного обеспечения управления: Общие требования к документам и службам документального обеспечения. – М., 1988.
Никитина, Е.И. Уроки развития речи: К учебнику «Русская речь. Развитие речи». 9 кл. – М., 2002.
Паневчик, В.В. Деловое письмо: практическое пособие / В.В. Паневчик. – М., 1999.
Рахманин, Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов / Л.В. Рахманин. – М., 1988.
Розенталь, Д.Э. Практическая стилистика русского языка / Д.Э. Розенталь. – М., 1998.
Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. Словарь-справочник / Ред. К.С. Горбачевич. – Л., 1973.
Щепинина, К.П. Обучение деловому письму на уроках русского языка: пособие для учителей / К.П. Щепинина. – М., 1980.

дополнительный

Аванесов, Р.И. Русское литературное произношение / Р.И. Аванесов. – М., 1972.
Васильева, А.Н. Основы культуры речи / А.Н. Васильева. – М., 1990.
Веселов, П.В. Аксиомы делового письма / П.В. Веселов. – М., 1993.
Голуб, И.Б. Сборник упражнений по стилистике современного русского языка: учебное пособие для вузов / И.Б. Голуб. – М., 1979.
Гольдин, В.Е. Речь и этикет / В.Е. Гольдин. – М., 1983.
Горбачевич, К.С. Нормы современного русского литературного языка / К.С. Горбачевич. – М., 1978.
Розенталь, Д.Э. Справочник по правописанию, произношению и литературному редактированию / Д.Э. Розенталь. – М., 1994.
Сенкевич, М.П. Практическая стилистика русского языка и литературное редактирование / М.П. Сенкевич. – М., 1980.
Соловьев, В.И. Составление и редактирование рефератов / В.И. Соловьев. – М., 1975.
Трудности словоупотребления и варианты русского литературного языка: Словарь-справочник. – Л., 1974.
Федянина, М.А. Ударение в современном русском языке / М.А. Федянина. – М.. 1976.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Материал к занятиям «Письменный научный текст»

Тема: «Научный текст. Структурные элементы научного письменного текста и их языковое оформление»

Справка 1. Аннотация – это краткое, обобщенное описание (характеристика) текста книги, статьи.
Перед текстом аннотации даются выходные данные (автор, название, место и время издания) в номинативной форме. Эти данные можно включить и в первую часть аннотации.
Аннотация обычно состоит из двух частей. В первой части формулируется основная тема книги, статьи; во второй части перечисляются (называются) основные положения.
Субъект действия в аннотации обычно не называется, потому что он ясен, известен из контекста; активнее употребляются пассивные конструкции (глагольные и причастные).
Образец аннотации:
Фролов, И.Г. Глобальные проблемы, человек и судьбы человечества / И.Г. Фролов // Философия и политика в современном мире. - М.: Наука, 1989. - С. 44-60.
Статья посвящена влиянию глобальных проблем на различные стороны жизни человека и на решение вопроса о будущем цивилизации.
В статье рассматриваются (анализируются, указаны) пути и методы решения глобальных проблем мыслителями различных направлений.

Справка 2. Образцы клишированных аннотаций.
В книге исследуется (что ?)... Показан (что ?)...
Большое место в работе занимает рассмотрение (чего ?)..
В монографии дается характеристика (чего?)... Исследование ведется через рассмотрение таких проблем, как...
В книге анализируется (что?)... Главное внимание обращается (на что ?)...
Используя (что ?), автор излагает (что ?)... Отмечается, что... Подчеркивается, что...
В книге дается (что ?)... Раскрываются (что ?)... Описываются (что ?)...
Особое внимание уделяется вопросам (чего ?)...
В работе нашли отражение разработка проблем (чего ?), вопросы (чего?)...
Показывается (творческий) характер (ч е г о ?)... Устанавливаются критерии (чего ?)...
В книге подробно освещаются (что?)... Характеризуется (что ?)... Рассматривается (что ?)...
В статье на основе анализа (чего?) показан (что ?)...
Констатируется, что...
Говорится о...
В заключение кратко разбирается (что?)...

Задание: написать аннотацию к научно-популярной книге.

Справка 3. Рецензия – это письменный разбор, предполагающий, во-первых, комментирование основных положений (толкование авторской мысли; собственное дополнение к мысли, высказанной автором; выражение своего отношения к постановке проблемы и т.п.); во-вторых, обобщенную аргументированную оценку и, в-третьих, выводы о значимости работы.
В отличие от рецензии отзыв дает самую общую характеристику работы без подробного анализа, но содержит практические рекомендации: анализируемый текст может быть принят к работе в издательстве или на соискание ученой степени.

Справка 4. Типовой план для написания рецензии и отзывов.
1. Предмет анализа. (В работе автора... В рецензируемой работе... В предмете анализа...).
2. Актуальность темы. (Работа посвящена актуальной теме..., Актуальность темы обусловлена..., Актуальность темы не требует дополнительных доказательств (не вызывает сомнений, вполне очевидна...).
3. Формулировка основного тезиса. (Центральным вопросом работы, где автор добился наиболее существенных (заметных, ощутимых...) результатов, является..., В статье обоснованно на первый план выдвигается вопрос о...).
4. Краткое содержание работы.
5. Общая оценка. (Оценивая работу в целом..., Суммируя результаты отдельных глав..., Таким образом, рассматриваемая работа..., Автор проявил умение разбираться в..., систематизировал материал и обобщил его..., Безусловной заслугой автора является новый методический подход (предложенная классификация, некоторые уточнения существующих понятий...), Автор, безусловно, углубляет наше представление об исследуемом явлении, вскрывает новые его черты..., Работа, бесспорно, открывает...).
6. Недостатки, недочеты. (Вместе с тем, вызывает сомнение тезис о том..., К недостаткам (недочетам) работы следует отнести допущенные автором длинноты в изложении (недостаточную ясность при изложении...), Работа построена нерационально, следовало бы сократить... (снабдить рекомендациями...), Существенным недостатком работы является..., Отмеченные недостатки носят чисто локальный характер и не влияют на конечные результаты работы..., Отмеченные недочеты работы не снижают ее высокого уровня, их скорее можно считать пожеланиями к дальнейшей работе автора..., Упомянутые недостатки связаны не столько с..., сколько с...).
7. Выводы. (Представляется, что в целом статья... имеет важное значение..., Работа может быть оценена положительно, а ее автор заслуживает искомой степени..., Работа заслуживает высокой (положительной, позитивной, отличной) оценки, а ее автор, несомненно, достоин искомой степени..., Работа удовлетворяет всем требованиям..., а ее автор, безусловно, имеет (определенное, законное, заслуженное, безусловное, абсолютное) право...).

Задание: проанализируйте композицию рецензии, обратите внимание на выделенные в ней слова и словосочетания, которые служат для организации этого типа речи.

Рецензия
Тема статьи доктора физико-математических наук В. Барашенкова - одна из самых актуальных в эпоху НТР: и ученых, и далеких от науки людей волнует мысль о возможности существования нечеловеческого интеллекта.
Тема раскрывается автором с научных позиций, но доступно и ярко.
Используя интересные примеры, иллюстрации, ученый рассказывает о новых кибернетических устройствах, способных сочинять стихи, музыку, создавать художественные полотна, анализировать человеческие заболевания, устанавливать режим технологических процессов и многое другое, что совсем недавно считалось интеллектуальной, духовной деятельностью только человека.
В ходе рассуждений автор убеждает нас, что, хотя современные ЭВМ находятся на качественно новой ступени интеллектуальной деятельности, их нельзя еще считать думающими, мыслящими.
В связи с этим на первый план правомерно выдвигается вопрос о феномене мышления, о том, что его характеризует, как представление о мышлении связано со способностью осознавать собственное "я". Убедительно звучит тезис о том, что главное, что характеризует феномен мышления, это способность ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение, а также способность к обобщению.
Видимо, не все бесспорно в рассуждениях автора, и его точка зрения, конечно же, не нова и отнюдь не сенсационна, что признает он сам, но стержень, ключ к проблеме, на наш взгляд, найден верный. Все дело, безусловно, не в непостижимых способностях суперсовершенной ЭВМ, а в мотивированности действий, и мышление машины - это, прежде всего, следствие масштабности, глубины разума человека.


Справка 5. Композиция научного письменного текста.
Композиция – это строение, соотношение и взаимное расположение частей произведения.
Композиционно любое научное произведение, независимо от области науки и жанра, содержит две взаимосвязанные части – описательную (обзорную) и основную.
В описательной (обзорной) части отражается ход научного исследования, при этом во введении дается обоснование актуальности научного исследования, формулируется предмет и избранный метод исследования, излагается история вопроса (если нужно) и ожидаемый результат.
В основной части научного произведения освещаются методика и техника исследования, достигнутый результат.
Все материалы, не являющиеся насущно важными для понимания проблемы, выносятся в приложение.
Выбор композиции научного произведения, ее детализация зависят от ряда факторов: от вида решаемой научной задачи, избранного метода исследования, области науки, жанра, традиций, индивидуального стиля автора и т.п.

Справка 6. Реферат – композиционно организованное, обобщенное изложение содержания источника информации (статьи, ряда статей, монографии и др.).
Реферат состоит из трех частей: общая характеристика текста (выходные данные, формулировка темы); описание основного содержания; выводы референта.

Справка 7. Требования к написанию реферата по специальности.
Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста. Реферативное изложение должно быть сжатым.
Реферат не должен превращаться в "ползанье" по тексту. Цель реферирования: создать "текст о тексте". Следует избегать связок типа: в 1 абзаце, во 2 абзаце и т.д. Реферат – это не конспект, разбавленный "скрепами" типа далее автор отмечает... Обильное цитирование превращает реферат в конспект. Реферат может содержать оценочные элементы (нельзя не согласиться, автор удачно иллюстрирует и др.).

Справка 8. Модель реферата научной статьи.
Вводная часть реферата.
Тема статьи, её общая характеристика.
Проблема статьи.
Композиция статьи.
Описание основного содержания статьи.
Иллюстрация автором своих положений.
Заключение, выводы автора.
Выводы и оценки реферата.

Задание: проанализируйте композицию текста реферата, обратите внимание на выделенные в нём слова и словосочетания, которые служат для организации этого типа речи.
Реферат
Статья под заголовком "Искусственный разум. Феном мышления" написана доктором физико-математических наук В.С. Барашенковым и опубликована в журнале "Человек" № 1 за 1991 год.
В данной статье речь идет о проблеме искусственного разума.
Автор рассказывает о современных ЭВМ и ставит вопрос о возможности создания разумных машин.
В начале автор отмечает, что современные кибернетические устройства выполняют операции, считавшиеся до недавнего времени привилегией человеческого мозга. На примере "экспертных систем" он объясняет действия таких машин и утверждает, что это качественно новая ступень интеллектуальной деятельности, когда на основе имеющей информации вырабатывается – именно вырабатывается, подчеркивает ученый, – новое знание. Однако автор не может назвать их думающими.
Далее говорится о том, что недостает ЭВМ, чтобы считаться мыслящими, разумными.
Автор пишет, что любая вычислительная машина действует по инструкции, работает на основе заранее составленной для нее программы, мотивированно изменить которую она не в состоянии. Всякая же интеллектуальная задача, подчеркивает автор, представляет собой поиск способа достижения поставленной цели. Ученый подводит нас к мысли, что феномен мышления характеризуется, самое главное, способностью ставить задачу и самопрограммироваться на ее решение, а так способностью к обобщению.
В конце статьи автор анализирует вопрос о связи между мышлением и чувством "я" и утверждает, что в сложной, быстро меняющейся обстановке существовать может только автомат, осознающий себя, способный выразить свое состояние. У не осознающего себя робота нет будущего.
Таким образом, можно прийти к выводу, что современные ЭВМ, не обладающие пока перечисленными характеристиками, нельзя назвать мыслящими, а значит нельзя еще говорить об искусственном разуме.












13PAGE 15


13PAGE 14115




15