Организованная образовательная деятельность. Тема: Математическая ярмарка



МБОУ «Ушьинская СОШ»















Воспитатель: Шишкина Татьяна Алексеевна












2016 год

Цель: Развивать элементарные математические представления дошкольников через формирование интереса к обычаям и традициям русского народа.


Задачи:
Образовательные:
Закрепить представление о геометрических фигурах их элементах и свойствах; формировать умение группировать по различным признакам;
Развивать умение считать в пределах десяти; формировать навыки счета по порядку; формировать навыки прямого и обратного счета;
Закреплять умение раскладывать предметы в порядке возрастания и убывания размера, пользуясь словами (самый высокий, поменьше, самый низкий);
Упражнять детей в выяснении, каких предметов больше (меньше) на основе счета;
Продолжать закреплять навыки порядкового счета в пределах 10;
Закрепить представление детей о днях недели;
Развивающие:
Развивать аналитические способности, логическое мышление;
Воспитательные:
Воспитывать умение работать в коллективе, проявлять коммуникативные способности.

Ход организованной образовательной деятельности:

Дети под музыку входят в музыкальный зал, их встречает воспитатель:
- Внимание, внимание народ собирается, ярмарка открывается. Добры молодцы да красны девицы! Собирайтесь, снаряжайтесь да на ярмарку приезжайте!
Ребята, в старину бывало люди отовсюду, съезжались на ярмарку, чтобы товар купить или продать, да свой показать! Вот и мы сейчас с вами отправимся на ярмарку.
Я вам сейчас раздам входные билеты, вы их внимательно рассмотрите и решите, на какую геометрическую фигуры похож ваш билет. Чтобы попасть на ярмарку, вам нужно пройти через ворота вложить свой билет в карман с соответствующей геометрической фигурой.
Воспитатель подводит детей к столу с кондитерскими изделиями.
- Дорогие гости, посмотрите какая чудесная выпечка здесь.
- Давайте подойдем поближе и рассмотрим.
- Что вы здесь видите? (дети называют хлеб, печенье, пряники, бублики).
- На какие геометрические фигуры они похожи?
- Какую форму имеет хлеб, печенье, бублик?
- Как вы догадались, что печенье похоже на квадрат, прямоугольник, треугольник?
- Сколько сторон, сколько углов?
- Чем отличается квадрат от прямоугольника и треугольника
- Круг от овала?
Воспитатель: А сейчас я проверю, насколько вы внимательны и наблюдательны. Посмотрите на этот поднос и скажите, какая фигура здесь лишняя и почему? (Игра что здесь лишнее)
Воспитатель подводит детей к столу. А вот на этом лотке посмотрите, продаются разные игрушки- сувениры, предметы посуды. А вот и русский сувенир «Матрешка» далее чтение стихотворения (Маршака)

Восемь кукол деревянных,
Круглолицых и румяных
На столе у нас живут
Всех матрешками зовут.
Кукла первая толста,
А в нутрии она пуста.
Разнимается она
На две половинки.
В ней живет еще одна
Кукла в серединке.
Эту куколку открой -
Будет третья во второй.
Половинку отвинти,
Плотную, притертую-
И сумеешь ты найти
Куколку четвертую.
Вынь ее и посмотри,
Кто в ней прячется внутри.
Прячется в ней пятая
Куколка пузатая.
А внутри пустая,
В ней живет шестая.
А в шестой седьмая,
А в седьмой восьмая.
Эта кукла меньше всех
Чуть побольше, чем орех.
Вот поставленные в ряд,
Сестры – куколки стоят.

- «Сколько вас?» - у них мы спросим, и ответят куклы: « Восемь»
- А кто назовет матрешек от самой высокой до самой низкой и наоборот?
Воспитатель: А посмотрите, какие красивые ложки здесь продаются. Раньше такими ложками ели, их делали мастера из дерева и расписывали замысловатыми узорами и ездили на ярмарку их продавали.
- Сколько ложек здесь больших?
- А сколько маленьких?
- Каких ложек больше или меньше?
- А как сделать, чтобы ложек стало поровну? (2 способа).
- Ребята, посмотрите, какая удивительная посуда здесь продается.
- Сколько предметов посуды, посчитайте их.
- Назовите их?
- Сколько предметов посуды, посчитайте.
- Назовите их?
- На котором по счету месте находится тарелка, поднос, половник? Игра на внимание « Чего не стало» (Посмотрите внимательно на все предметы, закройте глаза и скажите, чего не стало).
Воспитатель: А вот здесь у нас продаются ткани, ведь в старину люди сами шили одежду, а ткань покупали на ярмарке. У нас есть ткань и для платья, и для юбки, и для блузки.
Нам надо определить с помощью условной мерки, какая ткань подойдет на платье, юбку и блузку. Вот условная мерка. Известно, что на платье надо 5 таких условных мерок, на юбку 3, блузку 2. (Кто хочет измерить)
Ребята, а ткань еще различается по ширине. Давайте найдем самую широкую и самую узкую.
На ярмарку люди приезжают не только за покупками, но и чтобы повеселиться, песни попеть, да поиграть. Давайте и мы поиграем в русскую народную игру «Карусель» (сначала возьмитесь за ленточки правой рукой и затем левой).
- А сейчас давайте разделимся на две команды «Петрушки» и «Скоморохи»
Первое задание командам «Пройти по пенькам» (пройти по кругам с цифрами от 1 до 10 и обратно);
Второе задание «Построй дом» (каждый берет по одной палке), а кто скажет, сколько здесь геометрических фигур?
Третье задание «Накорми корову»
Дидактическая игра «Дальше называй» (дни недели)
А сейчас встаньте в круг, считалкой выберем водящего.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденья!
(Пока дети занимаются игрой, на столах все незаметно перекладывается).
Воспитатель: Ой, ребята да что это такое пока мы играли, кто все перепутал выпечка вместе с игрушками, тканями, что же делать? (Дети помогают группировать предметы).
Воспитатель: Ребята, а кто на ярмарке всех веселит и смешит? (Появляется Петрушка из за ширмы. Здоровается с ребята и говорит, что сейчас он узнает, кто из них самый сообразительный и загадывает загадки)

Семь воробьишек спустились на грядки,
Скачут и что - то клюют без оглядки,
Котик – хитрюга внезапно подкрался,
Мигом схватил одного и умчался.
Вот как опасно клевать без оглядки.
Сколько теперь их осталось на грядке?
(ни одного – все испугались и улетели).

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала.
Марьюшке – копеечку,
Марусеньке - копеечку,
Машеньке – копеечку,
Манечке – копеечку.
Вот такая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку пряник покупать,
А Кондрат задумался, глядя из угла,
Много ли копеечек бабушка дала?
(Одну, так как Марьюшкой, Марусенькой, Манечкой и Машенькой ласково называют девочку, чье полное имя Мария.)
Петрушка: Вы ребята молодцы, и я приготовил вам сюрприз. Хотите узнать какой, тогда закройте глаза и скажите: «Эне - бэне, рики, факс» хлопните в ладоши (зрители помогают) и снова посмотрите на столы ( дети находят настоящее угощение).
А сейчас и чай пора пить!



Организованная образовательная
деятельность.
Тема: "Математическая ярмарка"15