Обобщение педагогического опыта по теме Здоровьесберегающие технологии в начальной школе


филиал МБОУ
«Первомайская средняя общеобразовательная школа»
в с. Иловай-Рождественское

Майсейчик Ирина Михайловна
учитель начальных классов
Базовая модель опыта
«Стратегический приоритет в сфере детства – это формирование и развитие ценностей здорового образа жизни. Разумеется, этот вопрос касается не только детей. Мы, старшие, сами должны подавать соответствующий пример. Всему нашему обществу пора преодолеть инфантилизм в вопросах здорового образа жизни. «Не воспитывая себе, сложно воспитывать своих детей», - отмечал еще Лев Толстой. Между тем в России 80 % граждан не занимаются физкультурой и спортом, это четыре пятых населения.
У нас в стране один из самых высоких в мире уровней курения. При этом возраст приобщения к табаку и алкоголю постоянно снижается».
Из Послания Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации. 30 ноября 2010 г.
В XXI в. основным фактором, обеспечивающим стабильность и прогресс развития любой страны, становится человек. Возрастание роли человека, превращение человеческого капитала в главный ресурс развития общества повышает значимость наук о человеке. В пределах социокультурных наук выделяется специальная область знаний, определяемая учеными А.М.Пышкало, Г.И.Саранцевой, Т.А.Тороненко как методическая система обучения здоровью или методика обучения здоровьесбережению. Она исследует закономерности функционирования и развития методической системы здоровьесберегающего образования детей дошкольного и школьного возраста и охватывает цели, содержание, методы, средства, формы обучения способам сохранения, укрепления и развития здоровья с одной стороны, и целостному видению системы здоровьеобеспечения с другой.
Новое качество образования может быть достигнуто лишь при создании определенных условий, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Это требует от учителя особых подходов в образовании и воспитании. Знание здоровьесберегающих технологий – важная составляющая профессиональной компетентности современного учителя. Учитель, использующий эти технологии, разрешает проблему перегрузки и переутомления обучающихся на уроках. Это способствует развитию внимания, памяти, воображения, формированию мышления, свободы суждений. От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависят функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.
Нельзя забывать и о гигиенических условиях урока, которые влияют на состояние здоровья обучающихся и учителя.
Критерии здоровьесбереженияХарактеристика
Обстановка и гигиенические условия в классе.Температура и свежесть воздуха, освещение класса и доски, монотонные неприятные звуковые раздражители.
Количество видов учебной деятельности. Виды учебной деятельности: опрос, письмо, чтение, слушание, рассказ, ответы на вопросы, решение примеров, рассматривание, списывание. Средняя продолжительность и частота чередования видов деятельности.
Количество видов преподавания. Виды преподавания: словесный, наглядный, самостоятельная работа, аудиовизуальный, практическая работа. Чередование видов преподавания.
Наличие и место методов, способствующих активизации. Метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, свобода творчества).
Активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловая игра, дискуссия). Методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки.
Место и длительность применения мультимедийных средств обучения. Умение учителя использовать мультимедийные средства обучения как средство для дискуссии, беседы, обсуждения.
Поза обучающегося, чередование позы.Правильная посадка ученика, смена видов деятельности требует смены позы.
Наличие, место, содержание и продолжительность на уроке моментов оздоровления. Физкультминутки, динамические паузы, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, массаж активных точек.
Наличие мотивации деятельности обучающихся на уроке.
Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный момент. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Психологический климат на уроке.Взаимоотношения на уроке: учитель — ученик (комфорт— напряжение, сотрудничество — авторитарность, учет возрастных особенностей); ученик — ученик (сотрудничество — соперничество, дружелюбие — враждебность, активность — пассивность, заинтересованность — безразличие).
Эмоциональные разрядки на уроке: шутка, улыбка, юмористическая или поучительная картинка, поговорка, афоризм, музыкальная минутка, четверостишие.Темп окончания урока.
Технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников.
Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих технологий.
Правило 1. Правильная организация урока
Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне. Во-вторых, главная цель учителя - научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес мотивацию к познанию, обучению, осознание того что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является:
- показателем включенности ученика в обсуждаемую проблему и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности;
- проявлением и тренировкой познавательной активности;
-показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.
Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служат одними из индикаторов его психофизического состояния, психологического здоровья, а также тренируют его успешность в учебной деятельности.
Организация урока должна обязательно включать три этапа:
- 1-й этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы);
- 2-й этап: ученики формулируют и задают вопросы
-3-й этап: учитель и ученики отвечают на вопросы.
Результат урока - взаимный интерес, который подавляет утомление.
Правило 2. Использование каналов восприятия.
Особенности восприятия определяются одним из важнейших свойств индивидуальности — функциональной асимметрией мозга: распределением психических функций между полушариями. Выделяются различные типы функциональной организации двух полушарий мозга:
- левополушарные люди — при доминировании левого полушария. Для них характерен словесно-логический
стиль познавательных процессов, склонность к абстрагированию и обобщению;
- правополушарные люди — доминирование правого полушария, У данного типа развиты конкретно-образное мышление и воображение;
- равнополушарные люди — у них отсутствует ярко выраженное доминирование одного из полушарий.
На основе предпочтительных каналов восприятия информации различают:
- аудиальное восприятие;
- визуальное восприятие;
- кинестетическое восприятие.
Знание этих характеристик детей позволит педагогу излагать учебный материал на доступном для всех учащихся языке, облегчив процесс его запоминания.
Правило 3. Учет зоны работоспособности обучающихся.
Экспериментально доказано, что биоритмологический оптимум работоспособности у школьников имеет свои пики и спады как в течение учебного дня, так и в разные дни учебной недели. Работоспособность зависит и от возрастных особенностей детей. Характеристики работоспособности учащихся представлены на диаграммах.
Правило 4. Распределение интенсивности умственной деятельности
При организации урока выделяют три основных этапа с точки зрения здоровьесбережения, которые характеризуются своей продолжительностью, объемом нагрузки и характерными видами деятельности.
Эффективность усвоения знаний обучающихся в течение урока такова:
5-25-я минута — 80%;
25-35-я минута — 60-40%;
35—40-я минута — 10%.
Практически все исследователи сходятся во мнении, что урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не должен приводить к тому, чтобы обучающиеся заканчивали обучение с сильными и выраженными формами утомления.
Утомление — возникающее в результате работы временное ухудшение функционального состояния человека, выражающееся в снижении работоспособности, в неспецифических изменениях физиологических функций и в субъективном ощущении усталости. Но утомление не следует рассматривать только как отрицательный феномен. Это защитная, охранительная реакция организма, стимулятор его восстановительных процессов и повышения функциональных возможностей. Действительно, отрицательное влияние на организм оказывает постоянно возникающее и хроническое утомление, особенно перерастающее в переутомление.
Интенсивность умственной деятельности обучающихся в ходе урока.
Часть урока
ВремяНагрузкаДеятельность
1-й этап. Врабатывание 5 мин. Относительно невелика.
Репродуктивная, переходящая в продуктивную. Повторение.
2-й этап.
Максимальная работоспособность20-25мин.Максимальное снижение на 15-й мин.Продуктивная, творческая, знакомство с новым материалом.
3-й этап. Конечный порыв10-15 мин.Небольшое повышение работоспособности.Репродуктивная, отработка узловых моментов пройденного.
Специальными исследованиями выявлено, что у обучающихся, заканчивающих занятия с сильным и выраженным утомлением, диагностируется неспецифическое напряжение организма — десинхроноз, являющийся основой формирования психосоматических заболеваний. Следовательно, снижая утомление, поддерживая и восстанавливая работоспособность обучающихся, контролируя ее изменение в ходе процесса обучения, мы будем способствовать здоровьесбережению.
Психолого-педагогические технологии здоровьесбереженияСнятие эмоционального напряжения
Использование игровых технологий, игровых обучающих программ, оригинальных заданий и задач, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку обучающихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности. Хороший эффект дает использование интерактивных обучающих программ, которые вызывают неизменный интерес у школьников, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения. Здесь же можно отметить и прием использования литературных произведений, иллюстрирующих то или иное явление.
Создание благоприятного психологического климата на уроке
Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой — появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.
Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор или небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.
Обучающиеся входят в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.
К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Педагог поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.
Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.
По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.
Охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. На сегодняшний день очень важно вводить вопросы здоровья в рамки учебных предметов. Это позволит не только углубить получаемые знания и осуществить межпредметные связи, но и показать ученику, как соотносится изучаемый материал с повседневной жизнью, приучить его постоянно заботиться о своем здоровье.
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности.
При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование обучающихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
использование проблемных творческих заданий;
стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
рефлексия. Обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
1. Противоречия в работе
1.1. Между требованиями современных стандартов образования и материально-технической базой школы.
1.2. Между осознанием обучающимися важности сохранения собственного здоровья и низким уровнем соответствующих знаний по формированию основ здорового образа жизни.
1.3. Между возможностями использования ИКТ для пропаганды здорового образа жизни и недостаточной готовностью младших школьников к этому виду деятельности.
2. Ведущая идея опыта
В своей педагогической деятельности считаю необходимым:
1. Использовать новый подход к вопросу формирования здоровья. Например, метод руководителя отдела сенсорных систем Института медицинских проблем Севера В.Ф.Базарного.
2. Объяснять обучающимся значение личной гигиены для общего здоровья.
3. Знакомить обучающихся с основными опасностями для здоровья, вызываемыми вредными привычками.
4. Формировать у обучающихся устойчивую привычку заботиться о сохранении собственного здоровья.
5. Содействовать массовому увлечению занятиями физкультурой и спортом.
3. Личная концепция
Свою задачу, как учителя начальных классов, вижу в формировании у младших школьников позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление здоровья, привитии навыков по гигиенической культуре. В результате у обучающихся должны быть сформированы социальные и жизненные навыки, обеспечивающие физическое и психическое здоровье, активную деятельную жизнь и долголетие.
Современные здоровьесберегающие технологии, новые образовательно-оздоровительные программы для дошкольного и младшего школьного возраста – наш шанс решить проблему сохранение здоровья детей осознанно, комплексно, постоянно.
Педагогическая технология
В своей педагогической деятельности учебный процесс строю с учетом возраста, пола, специфики развития организма, физиологических и психологических процессов младших школьников, с обязательным использованием мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья. Мой девиз – «здоровье через образование». Программа обучения здоровому образу жизни формирует отношение к своему здоровью и здоровью окружающих как к важнейшей социальной ценности, вырабатывает умения и навыки сохранения и укрепления здоровья, безопасного и ответственного поведения, закрепляет гигиенические навыки и привычки, приобщает к разумной физической активности, обучает умению противостоять разрушительным для здоровья формам поведения.
Использую здоровьесберегающие технологии на всех уроках. Для сохранения здоровья необходимы оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня. Именно комплексное использование оздоровительных мероприятий в учебном процессе позволяет снижать утомляемость, повышает эмоциональный настрой и работоспособность, а это, в свою очередь, способствует сохранению и укреплению здоровья.
Большие возможности в формировании установки на здоровый образ жизни предоставляют уроки окружающего мира. Изучение разделов «Время», «Осень», «Зима», «Весна» формирует у обучающихся не только знания по предмету, но и практические навыки по сохранению и укреплению собственного здоровья в течение дня, учебной недели, сезонов.
В пропаганде здорового образа жизни большую роль играют внеклассные мероприятия, родительские тренинги, выступления и мероприятия, проводимые в рамках работы сельского социокультурного комплекса.
1. Оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня.
1.1. Гимнастика до занятий.
Она служит организующим и мобилизирующим фактором. Во время занятий происходит настройка всех функций и систем организма на необходимый режим, что постепенно приводит к повышению общей работоспособности. Комплекс состоит из 4-7 общеразвивающих упражнений. Выполняется в течение 5-6 минут.
1.2. Физкультурные минутки.
Это кратковременные перерыв на занятиях (на 8-20 минуте занятия). Занимают 1-3 минуты для проведения физических упражнений, связанных с длительной статичной позой детей. Их цель – предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности, профилактика нарушений осанки. Виды физкультминуток: упражнения для снятия общего утомления; упражнения для кистей рук; гимнастика для глаз; упражнения на осанку; дыхательная гимнастика.
1.3. Динамические паузы.
Они, как правило, проводятся в середине рабочего дня, на третьем уроке. При хорошей погоде лучше проводить на свежем воздухе. В программу динамических пауз входят общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика и подвижные игры.
1.4. Уроки здоровья.
На уроках здоровья дети получают больше знаний о важности быть здоровым, обучаются практическим навыкам соблюдения гигиены (как правильно чисть зубы, как ухаживать за волосами и т.д.).
Вывод
Использование оздоровительных мероприятий в режиме реального учебного дня мобилизирует обучающихся, способствует снятию утомления, повышает общую работоспособность.
2. Нетрадиционные уроки.
Наряду с основной формой – традиционный урок, провожу уроки-игры, уроки-соревнования, уроки-путешествия, уроки-презентации, интегрированные уроки.
Нетрадиционные уроки несут нечто новое, пробуждают интерес к учебным предметам, развивают творческие возможности и самостоятельность каждого обучающегося. Такие уроки помогают обучающимся раскрепоститься, показать свои способности, самореализоваться.Вывод
Обучающиеся лучше успевают по предмету, т.к. учебный материал дается в доступной и интересной для них форме – игры, соревнования, КВН, путешествия.
3. Внеклассные мероприятия.
Вне уроков поддерживаю отношения с классом через различные формы работы: классные часы, совместные экскурсии, прогулки, динамические и спортивные часы. Проведение такой работы позволяет судить не только о склонностях и увлечениях обучающихся, делать прогнозы их развития. Посещая детей на дому, имею представление о том, как живет и работает ученик в домашних условиях, как соблюдает режим дня, чем заполняет свободное время, с кем дружит и какая атмосфера в семье.
Вывод
Внеурочная деятельность стимулирует развитие творческой активности, вырабатывает навыки здорового образа жизни, способствует всестороннему развитию обучающихся, развивает интерес обучающихся к важным проблемам здорового образа жизни, воздействует на эмоциональный мир ребенка.
4. Дополнительное образование.
С 2008 года провожу занятия по программе дополнительного образования детей «Экология для младших школьников». Данная программа актуальна в связи с тем, что ухудшение экологической обстановки наблюдается не только в отдельных регионах России, но и на планете в целом. Невозможно вырастить здоровых граждан в плохой экологической обстановке.
На занятиях обучающиеся в доступной и наглядной форме знакомятся с экологической обстановкой, получают практические умения в учебных и реальных ситуациях давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определяют необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения. Кроме того, обучающиеся получают дополнительные сведения из других образовательных областей: биологии, географии, истории, краеведения, этики и эстетики.
Вывод
Реализация программы дополнительного образования детей «Экология для младших школьников» способствует формированию у детей современной экологически ориентированной картины мира; расширяет кругозор обучающихся; развивает их воображение и эмоциональную сферу; пропагандирует здоровый образ жизни и личное участие в практической работе по охране природы.
Вывод педагогической технологии
Отнюдь не лишено основания, что мы, прежде всего, спрашиваем, друг друга при встрече о здоровье и желаем его друг другу: оно, поистине, главное условие человеческого счастья. Моя задача, как учителя начальных классов, состоит не только в формировании у обучающихся универсальных учебных действий и ключевых компетенций, и в воспитании готовности к образованию в основном звене школы и самообразованию, но, в первую очередь, в формировании у обучающихся осознанного принятия ценностей здорового образа жизни и регуляции своего поведения в соответствии с ними.Поэтому стремлюсь привить детям умения стремиться творить свое здоровье, применять знания и умения в согласии с законами природы и общества, реально воспринимать окружающий мир; учу оценивать различную обстановку и жизненные ситуации, свои возможности и сделать правильный выбор, направленный на здоровый образ жизни.