Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Мидритова Наталья Тойбогоевна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ» № 19
Тема: Создание ситуации успеха в учебно-воспитательном процессе.
Введение.
Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС) не только смещают акцент на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, но и предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие этот переход, а именно: изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный); изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных ЗУН, но и метапредметных и личностных результатов).
Современная общеобразовательная школа качественно обновляется, используя взаимосвязи традиционных и инновационных подходов к организации целостного учебно-воспитательного процесса как совместной творческой жизнедеятельности педагога и школьника. Учителя стремятся реально освоить теорию и технологию интеграции школьного и внешкольного образования, урочных и внеурочных занятий школьников.
Модернизация российского образования ставит перед учителями общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
Основная часть.
Актуальность данной проблемы заключается в следующем:
Педагоги в повседневной работе сталкиваются с нежеланием учащихся идти в школу, выполнять требования школы.
Какую роль играет при этом учитель? Может ли учитель сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?
Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызывать интерес к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости. Учитель, используя профессионально-личностный потенциал, способен создать условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение.
Каждый из Вас, осуществляя ежедневно свою профессиональную деятельность, в сущности, занимается творчеством. Творчество педагога неповторимо, это такое же искусство, как творчество композитора и художника – а может быть, и куда более сложное.
Успех – категория не абстрактная. Радость успеха младшего школьника отличается от радости подростка. Младший школьник не столько осознаёт успех, сколько переживает. Подросток и осознаёт, и переживает, но не всегда может докопаться до его источников, не всегда адекватно оценивает его. Старший школьник, как взрослый, подходит к своему успеху или неудаче аналитически, ищет их корни, пытается прогнозировать свои возможности.
Ни один ребёнок не приходит в школу неудачником. Лишь школа может сделать из него неудачника. Ребёнок приходит в школу преисполненный желания учиться. Если ребёнок теряет интерес к учёбе в этом нужно винить не только семью, бедность, но и школу и её методы обучения.
С педагогической точки зрения ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создаётся возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.
С психологической точки зрения - это состояние переживание радости, удовлетворение того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с её ожиданиями, либо превзошёл их.
Ситуация – это сочетание условий, которые обеспечивают успех.
Успех – это результат подобной ситуации.
Ожидание успеха – стремление заслужить одобрение, стремление утвердить своё «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее.
Важным принципом моей работы является принцип комфортности и стремление утвердить ребёнка в мысли, что тот хорошо учится на данном этапе обучения. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы на уроке необходимо для того, чтобы учащийся ощущал себя на занятиях комфортно и учился с удовольствием. Ведь если человек занят делом, которое действительно нравится, результаты будут самыми наилучшими. Многоэтапность и высокий темп уроков даёт возможность не только охватить больший объём материала, но и позволяет разнообразить виды речевой, игровой деятельности.
Для организации своей работы по созданию ситуации успеха я использовала систему И.А.Ларионовой, которая распределила ситуацию успеха на 3 этапа.
стимулирующе-мотивационный;
операционно-деятельностный;
оценочно-результативный.
I. Стимулирующе-мотивационный этап. Задачи этапа заключаются в стимулировании интереса учащихся, потребности в решении поставленных задач, настрое на работу.
Этап опеки. Задача учителя: пробудить любопытство, снять эмоциональное напряжение (неуверенность, страх, определить задачи урока, предусмотреть возможные трудности).
Приёмы: задания-разминки с необычным содержанием, нетрадиционное начало урока, «поглаживающее» общение, убеждение, проявление доброты и заботы.
Этап наставничества. Задачи учителя: пробудить любознательность, создать обстановку доверия, совместно с учащимися определить задачи урока, возможные трудности предстоящей работы.
Приёмы: «эмоциональное подкрепление», приём персональной исключительности, необычное начало урока.
Этап партнёрства. Задачи учителя: поддержать познавательный интерес, пробудить чувство ответственности, вселить веру в свои возможности. Определить план работы с активными учащимися.
Приёмы: «озадачивание», «спор» с педагогом.
Этап сотрудничества. Задачи учителя: совместно с учащимися обсудить задачи урока, предстоящей деятельности, проанализировать условия и пути их достижения, создавая творческую атмосферу.
Приёмы: «советы» с учащимися по поводу организации деятельности.
Итог этапа: снятие эмоционального напряжения, психологический настрой на работу.
II. Операционно-деятельностный этап. Задачи этапа сводятся к организации процесса познания, осваивания содержания задания и овладения учебными действиями и операциями.
Этап опеки. Задачи учителя: обеспечить учащихся заданиями, способствующими «заражению» успехом, обучить элементам коллективной учебной работы.
Приёмы: «даю шанс», задания по цепочке, облегчённый вариант задания, двойные задания, задания по желанию ученика, сокращение объёма работы.
Этап наставничества. Задачи учителя: обеспечить учащихся заданиями, дающими ощущение «вкуса победы», обучить способам коллективной учебной работы.
Приёмы: частичное проведение уроков, задания на выбор, «за
·ражение», «скрытая помощь», использование внешних опор.
Этап партнёрства. Задачи учителя: создать поле для самоопределения, побуждать самостоятельное обращение учащихся к словарям, энциклопедиям, другой справочной литературе, поддержать инициативу учащихся в организации совместной учебной деятельности.
Приёмы: работа в парах, в группах, упражнения на «редактирование».
Этап сотрудничества. Задачи учителя: помочь учащимся овладеть саморегуляцией своей деятельности, дать учащимся возможность самостоятельного поиска путей успешного выполнения задания, стимулировать внутреннюю потребность учащихся в привлечении справочного материала, оперирование вариантами коллективной учебной работы довести до свободного.
Приёмы: проблемные задания, создание противоречий в процессе изучения нового, ассистирование учителю.
Итог этапа: овладение учебными действиями и операциями, направленными на развитие познавательного интереса, совершенствование эмоциональной сферы, отработка навыков коллективной и самостоятельной работы, активизация учебной деятельности в целом.
III. Оценочно-результативный этап. Задачи этапа состоят в оценке педагогом и самими учениками достигнутых результатов, выявление причин обнаруживаемых отклонений.
Этап опеки. Задачи учителя: подробно обосновать учащимся оценку результата их деятельности, выделить те критерии, по которым идёт оценивание.
Приёмы: «авансирование» отметки, «отсроченная» отметка, фронтальный опрос без отметок, метод хоровых ответов.
Этап наставничества. Задачи учителя: организовать анализ результатов деятельности учащихся и их оценки с привлечением к этой процедуре самих учащихся.
Приёмы: ответ с опорами, с карточками-консультантами, «скрытая помощь», отметка за творчески поиск.
Этап партнёрства. Задачи учителя: организовать незначительную помощь в оценке результатов их деятельности, включение учащихся в рефлексивную деятельность.
Приёмы: рецензирование ответов одноклассников, «спор» с педагогом.
Этап сотрудничества. Задачи учителя: создать атмосферу адекватного восприятия оценки деятельности учителем и самооценки, ориентировать учащихся на самостоятельное выявление причин обнаруживаемых отклонений.
Приёмы: взаимный опрос-диалог, собеседование, дискуссия.
Итог этапа: эмоциональное подкрепление учащихся для включения в последующую деятельность, приобретение навыков адекватного восприятия и оценивания результатов деятельности.
Для наиболее успешной реализации приёмов по созданию ситуации успеха в работе педагога необходимо использовать сквозные меры: проявление доброты, внимания, заботы; доброжелательность интонации; фиксирование малейших удач школьника; проявление большого терпения; отказ от поспешных выводов о знаниях ребёнка. Кроме того, не злоупотреблять попрёками, замечаниями, «двойками», не стыдить перед одноклассниками.
Если ребёнок не успешен в учебной деятельности, необходимо раскрыть его способности во внеурочной деятельности. Во внеурочное время происходит неформальное общение с одноклассниками, а также новые знакомства, когда образуются смешанные группы по возрасту и интересам. Для успешной организации внеурочной деятельности необходимо использовать различные формы: участие в исследовательских проектах, ученических конференциях, предметных кружках, факультативах, олимпиадах, творческих фестивалях и конкурсах. Результатом таких занятий может быть участие школьника в открытых мероприятиях разного уровня, начиная с городского и заканчивая международным.
Типы ситуации успеха (А.С.Белкин)
Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ученика превзошли его ожидания.
Приёмы «неожиданной» радости:
«Лестница» или «Встань в строй». Речь идёт о ситуации, когда учитель ведёт воспитанника поступательно вверх, поднимаясь с ним по ступенькам знаний. Ученик обретает веру в себя и окружающих.
«Даю шанс». Учитель создаёт ситуации, при которых ребёнок сам для себя неожиданно раскрывает свои возможности.
«Исповедь». Применяется тогда, когда есть надежда, что обращение учителя к лучшим чувствам ребёнка получит понимание.
Общая радость – это когда ученик достигает нужной для себя реакции коллектива.
Приёмы:
«Следуй за нами». Заключается в том, чтобы разбудить спящую мысль ученика, помочь ему обрести радость признания умственных сил. Сигналом пробуждения для него будет являться реакция окружающих.
«Заражение» или «Где это видано, где это слыхано». Заключается в том, чтобы «заразить» коллектив интеллектуальной радостью. А это возможно, если успех отдельного школьника станет стимулом для радости других, а осознание этого успеха вызовет радость всех. Главное в том, чтобы окружающие видели результаты своего труда, а сам ребёнок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость состояния «своего среди своих».
«Эмоциональный всплеск» или «Ты так высоко взлетел». Главная роль отведена учителю. Вера в себя, вера в успех формируется от деятельности учителя, которому удаётся воспламенить интеллектуальный потенциал, скрывающийся в каждом ученике.
Радость познания. Её главное условие – общение. Познание опирается на самообразование, на самопознание.
Приёмы:
«Эврика». Учитель создаёт условия, выполняя которое ученик неожиданно приходит к выводу, раскрывая неизвестные для него ранее возможности. Педагог должен заметить личное «открытие», поддержать его. Поставить перед ним новые серьёзные задачи, вдохновить на их решение.
«Линия горизонта». Однажды открыв для себя увлекательность поиска, погружения в мир неведомого, школьник уже может постоянно стремиться к поиску, не считаясь с трудностями и неудачами.
Основной вывод по проблеме.
За последние десятилетия словосочетание «ситуация успеха в учебно-воспитательном процессе» стало привычным. Никто не оспаривает тот факт, что именно положительные эмоции могут стать важнейшим стимулом для ребенка в учебной деятельности. Когда говорят о ситуации успеха, то обычно подразумевают, что предназначена она для учащегося. Но ведь современное образование должно иметь двусторонний характер. Так, когда создаётся ситуация успеха для учащегося, наступит такой момент, когда учащиеся будут
создавать ситуацию успеха для своего педагога.
Ссылки на источники:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]













13 PAGE \* MERGEFORMAT 14515






15