Статья «Дидактический материал и наглядность в работе с детьми с недостатками слуха в семье»


Статья «Дидактический материал и наглядность в работе с детьми с недостатками слуха в семье»
Учитель – дефектолог Никулина Г.А.
ГКОУ СО «Нижнетагильская школа – интернат»
Повышение качества образования является одной из главных проблем современного общества. Главная задача школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Для глухого ребёнка основной задачей является формирование у них устной речи и способности восприятия речи.
В развитии и понимании речи особую значимость приобретает принцип наглядности. Наглядность помогает ребёнку с недостатками слуха познание явлений, предметов окружающего мира, обеспечивает связь между словом и образом, создаёт условия для развития наблюдательности, воображения, стимулирует познавательный интерес.
Я хочу рассказать о дневнике выходного дня как эффективной форме в работе по развитию устной речи. Для полноценного эмоционального и речевого развития ребёнка с нарушенным слухом большое значение имеет описание его жизненного опыта совместно с родителями. Дневник можно назвать «Дневник событий моей жизни». Ведение таких дневников помогает налаживать контакты с родителями и близкими людьми. Вести дневник можно с любым ребёнком, как имеющим развёрнутую фразовую речь, так и ещё практически не говорящим, имеющим в речевом запасе лишь отдельные слова.
Дневник – это тетрадь (или альбом), в которой зарисованы жизненно важные для ребёнка ситуации. Под картинкой размещается подпись: слова, фразы, небольшой текст, написанные печатными буквами и описывающее какое – то событие. (Как известно, в обучении детей с нарушенным слухом широко используется письменная речь, их рано – с 1,5 – 2 лет учат читать, а затем и писать печатными буквами). Благодаря дневнику у детей возникает потребность рассказывать о случившемся, что способствует развитию их монологической речи. С помощью отдельных фраз, небольших рассказов ребёнок пройдёт путь от простых предложений (2 – 3 слова) до развёрнутой фразовой речи, будет понимать прочитанное. Но для этого работа с дневником выходного дня должна быть регулярной и последовательной, а начинаться она должна как можно раньше. Важно учить ребёнка именно рассказывать об увиденном, произошедшем, а не заучивать текст наизусть.
Так ситуация с заболевшим папой в дневниках младших детей может выглядеть следующим образом. Варианты подписей для детей с разным уровнем речевого развития:
А) Папа болеет. Б) Вот папа. Папа лежит. Папа болеет. Вика даёт лекарство. В) Папа болеет. У папы болит голова. У Вики лекарство. Вика лечит папу.
В подписях используются знакомые ребёнку слова и фразы. Постепенно следует вводить 1 – 2 новых слова, тем самым расширяя словарь ребёнка. В данном примере это слово ЛЕКАРСТВО, Новые слова следует подписывать или дополнять рисунком с подписью, который размещается рядом с основным. Важно также усложнять и структуру фраз.
Желательно, чтобы родители сами зарисовывали события на глазах ребёнка. Привлекая его к участию в рисовании (например, к раскрашиванию одежды). Родители могут использовать и готовые вырезанные картинки, отражающие событие. При этом крайне необходимо подписывать всех действующих лиц. Наилучшим способом фиксации события является его фотографирование, которое следует шире использовать в дневнике.
В старшем возрасте описание событий в дневнике выходного дня становятся более подробными. Но при этом также необходимо учитывать уровень речевого развития ребёнка.
Варианты подписей для детей с разным уровнем речевого развития.
А) Мама, папа и Вика играют. Папа бежит. Вика спряталась. Папа не нашёл Вику.
Б) Папа, мама и я гуляли во дворе. Мы играли в прятки. Я спрятался за маму, а папа меня искал. Папа меня не нашёл. Я рада.
Далее на страницах дневника появляются уже настоящие рассказы. Составляются рассказы по прочитанным дома текстам. Это могут быть простые сказки, рассказы. Важно учить ребёнка рассказывать о прочитанных дома текстам. Этот вид работы позволяет расширять словарь ребёнка, использовать в речи более сложные грамматические конструкции.
Далее дети могут уже сами совместно с родителями вести дневник выходного дня. Вначале обсуждается то или иное событие, оно зарисовывается и составляется устный рассказ. Затем ребёнку предлагается записать его самостоятельно. Родители помогают грамотно сформулировать каждое предложение и следят за тем, чтобы оно было записано без ошибок. Если уровень речевого развития ребёнка ещё относительно низок, то большую часть текста записывают родители, а меньшую - сам ребёнок.
Например (из дневника Олега Б., 10 лет):
Сегодня бабушка мне купила киндер - сюрприз. Я думал, что там лежит игрушка. Открываем мы коробочку, а там ничего нет. Вот так сюрприз! Я даже немного расстроился. Но потом решил, что это мелочи жизни.
Таким образом, ведение дневника выходного дня помогает ребёнку с недостатками слуха поделиться своими впечатлениями с близкими ему людьми. Но для этого ребёнок должен быть подготовлен к такому рассказу. Родителям же нужно специально создавать ситуации, когда школьнику есть, кому рассказать об интересном событии.
Работа с дневником продолжается и в школе. Так в понедельник все дети приносят свои дневники в школу, показывают друг другу и, самое главное, рассказывают о событиях. Рассказывают об этом и на уроках.
Дети любят свои дневники. Но не всегда родители правильно оформляют страницы дневника выходного дня. При его ведении допускаются ошибки. Остановимся на наиболее типичных из них. В дневнике отображены события, важные не для ребёнка, а для взрослых. Например. Мы с мамой и папой поехали на рынок машин. Там было много машин. Папе не понравились машины, и мы уехали домой.
При оформлении дневника родители должны учитывать, что интересы взрослых и детей не совпадают. Так в данном случае в дневнике отражена поездка на авторынок, важная для родителей. Ребёнок же в понедельник в классе пытался рассказать детям и педагогу о том, как он с большими ребятами катался с горки на санках.
Записи в дневнике могут быть в виде отдельных предложений, перечисляющих какие – то действия, например:
Я смотрел мультфильмы. Бабушка пришла в гости.
Такой дневник тоже может быть.
Бывают дневники, в которых ежедневно описываются одни и те же события, например:
Утром я встал, умылся, позавтракал и пошёл гулять.
Родители должны стараться акцентировать внимание детей на чём – то интересном, а не на действиях, которые сами собой предполагаются в повседневной жизни.
Практика показывает, что ведение дневников способствует речевому развитию глухих детей.
Полезно проводить с ребёнком дидактические игры:
Найди ошибку (курица лает, корова мяукает);
Отгадай, кто это: длинные уши, короткий хвост, красные глаза, прыгает;
Повтори слова в том же порядке: стол, шкаф, диван, окно; назови слова парами: (стол, чай, мыло, сахар, мочалка); Найди похожую фигуру (квадрат, круг, прямоугольник ) среди предметов: окно, стол, зеркало;
Съедобное – несъедобное; летает – не летает;
Что здесь неверно? (хлеб из шерсти; варежки из пластилина; сумка из муки; туфли из железа; мяч из стекла;
Скажи по – другому: койка (кровать), покрывало (накидка), сначала (сперва, прежде всего);Что лишнее? (трамвай, самолёт, пароход, колесо; малина, яблоко, калина, земляника; шляпа, пальто, шапка, панама; гроза, плащ, землетрясение, шторм; круг, треугольник, доска, прямоугольник; орёл, ласточка, индюк, воробей; умный, весёлый, честный, сладкий; Придумай способ запоминания цифр: 4, 8, 3, 6, 5, 10 (4 меньше 8 в два раза, 3 меньше 6 в два раза, 5 меньше 10 в два раза).