Урок русского языка на тему Знаки препинания в предложениях с прямой речью. «Парад знаков»


Кладько Татьяна Ивановна
Фрунзенская средняя школа
Учитель русского языка и литературы
п. Фрунзе
Камыстинский район
Костанайская область
Знаки препинания в предложениях с прямой речью.
«Парад знаков»
8 класс
Цель: совершенствовать знания, умения и навык работы с предложениями с прямой речью;
развивать умения конструировать предложения с прямой речью.
развивать творческий потенциал учащихся;
активизировать интерес к изучаемому предмету, к данной теме;
формировать культуру общения.
Ключевая идея урока: создание на уроке колоборативной среды через использование нестандартных подходов к обучению, способствующих развитию самостоятельности, уверенности в своих силах, через создание атмосферы успешности.
Тип урока: закрепление изученного.
Форма урока: творческая мастерская «Парад знаков».
Оборудование: визитные карточки знаков препинания, презентация к уроку, тестовый материал.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка готовности к уроку. Записываем число и вид работы.
Мозговой штурм. Целеполагание.
На слайде отрывок из басни И.А. Крылова с пропущенными знаками препинания.
   Кумушка мне странно это
    Да работала ль ты в лето
    Говорит ей Муравей.
    До того ль голубчик было
    В мягких муравах у нас -
    Песни резвость всякий час
    Так что голову вскружило
    А, так ты... Я без души
    Лето целое все пела
    Ты все пела Это дело
    Так поди же попляши
("Кумушка, мне странно это:    Да работала ль ты в лето?" -
    Говорит ей Муравей.
    "До того ль, голубчик, было?
    В мягких муравах у нас -
    Песни, резвость всякий час,
    Так что голову вскружило". -
    "А, так ты..." - "Я без души
    Лето целое все пела". -
    "Ты все пела? Это дело:
    Так поди же, попляши!"
- Прочитайте представленный текст.
- Что мешает восприятию его смысла? (отсутствие знаков препинания)
- Как можно исправить эту ситуацию? (расставить их)
- Запишите стихотворение в тетрадь и расставьте недостающие знаки препинания.
( проверяем)
- Определите, чему будет посвящён сегодняшний урок? (закреплению правил постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью)
- Сегодня на уроке мы организуем «Парад знаков»!
Актуализация знаний.
- Какие знаки используются в речи для оформления письменных текстов? (перечисляют знаки препинания). (слайд 3)
- С какой целью они применяются на письме? (разграничивать части предложений и простые предложения в составе сложных, оформлять обособления в ПП, а также прямую речь в тексте).
Саморегуляция. Мини-презентации.
(в зависимости от численности детей в классе эту работу можно организовать в парах, группах или индивидуально; в моём случае – каждый учащийся работал самостоятельно).
Распределение ролей.
- У меня в руках бейджики и изображением всех знаков препинания; выберите себе тот знак, который вы будете представлять в течение урока. (учащиеся выходят, определяются с выбором знаков, одевают бейджики). На одной из карточек написано «Эксперт», это означает, что ему предстоит оценить ваши старания при выполнении предложенных заданий.
- Итак, каждый из вас должен представить себя – придумать мини-презентацию: кто вы и каковы, ваша роль в речи.
(на подготовку презентаций 2 – 3 минуты).
571881096520эксперт
00эксперт
50482502857500450659578740003895090971550033293059715500246570578105001544955787400045720011557000
Выступления ребят.
( Такие презентации подготовили ребята: ***
Я – вопросительный знак,
Без меня – просто никак!
Спрашивает он у вас:
Как дела? Который час?
***
Я простая запятая.
Захочу, я выделяю;
Захочу – перечисляю.
Без меня не обойтись!
***
А я точка. Я появляюсь в конце, когда мысль закончена точно.
И т. п.)- Слово эксперту: чьё выступление тебе наиболее понравилось и почему?
- Давайте поблагодарим друг друга за интересные презентации. (аплодисменты)
Игра «Потеряшка»
Предлагаю нашим героям сыграть в «Потеряшки». На мониторе предложения с пропущенными знаками препинания. Нужно определить, какой именно знак пропущен и со словами «Это я потерялся!» объяснить правило постановки вашего знака в этом примере.
(каждый случай постановки знаков препинания – на отдельном слайде)
И ему сказал отец (:)- Ты, Гаврило, молодец!  (П. Ершов)
Говорит ему девица:
- Но взгляни-ка, ты ведь сед;
Мне пятнадцать только лет:
Как же можно нам венчаться (?!)Все цари начнут смеяться,
Дед-то, скажут, внучку взял!
Моряк смотрел на нее спокойно, чуть насмешливыми глазами, будто спрашивал: («) Ну что ж? Неужели вы так и не припомните, где мы встречались? (») ( К. Паустовский)
Из кромешной темноты в ответ крикнули: «А ты ступай сюда (;) сам, проверь»
«Берегись!» (-) кричал кучер, не сдерживая лошадей. (А. Чехов)
«Дождь пойдёт: утки вон плещутся, да и трава больно сильно пахнет» (,) - заметил путник. (И. Тургенев)
Спрашиваю: «Где твой отец, Ваня?» Шепчет: «Погиб на фронте» (.) – «А мама?» – «Маму бомбой убило в поезде, когда мы ехали»(.) – «А откуда вы ехали?» – «Не знаю, не помню» (.) (М. Шолохов)
(в каждой речевой ситуации ребята аргументируют постановку того или иного знака препинания, свой случай записывают в тетрадь)
- Слово эксперту: как ты считаешь, все ли ребята справились с заданием? аргументы каких знаков препинания были наиболее полными и убедительными?
(ответ эксперта)
- Молодцы! Все достойно справились с поставленной задачей! (аплодисменты)
Составление «Живых схем». Интерпретация.
- На предыдущих уроках мы рассматривали варианты схем предложений с прямой речью. Сейчас я предлагаю вам представить «живые схемы» из присутствующих на нашем уроке знаков препинания. Вы образуете сочетание знаков, а затем все вместе составим предложения, соответствующие данной схеме.
(дети произвольно составляют схемы, а затем и предложения к ним, которые записывают в тетрадь)
- Слово эксперту: какая из живых схем была наиболее интересной?
Исследование. Деление знаков на группы.
- Сейчас я предлагаю вам разделиться на группы по способу применения на письме.
(совещательным путём ребята делятся на три подгруппы и определяют их по значению: знаки прямой речи («, -, :), разграничительные знаки (, и .)
эмоционально-целевые (! и ?)
- Молодцы, и с этим заданием вы справились.
- Слово эксперту: чья команда справилась с заданием быстрее и точнее других?
Тестирование.
- В завершении урока вам предстоит выполнить тесты по теме «Прямая речь».
Самопроверка выполненных работ проводится по ключу (слайд 11)
Итог урока. Рефлексия.
- В конце любого выступления принято оставлять отзывы об актерах. Давайте и мы поделимся впечатлениями.
- Закончите, пожалуйста, предложения: Сегодня на занятии мне удалось…. Самым интересным для меня было…. Особенно трудным мне показалось…. 
Выставление оценок.
Домашнее задание: в любых художественных текстах найдите и запишите 5 примеров постановки вашего знака препинания.
Тест по теме »Способы передачи прямой речи»
1. В схеме предложения с прямой речью «П – а. –П.»
1) точки
2) запятой
3) вопросительного знака
4) восклицательного знака
2. Укажите способ передачи чужой речи в предложении
По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки
1) предложение с прямой речью
2)предложение с косвенной речью
3) предложение с вводными словами и предложениями для указания источника сообщения
4) простое предложение с дополнением называющим тему чужой течи
3. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости», - сказала Валя необходимо употребить
1) союз что
2) союз-частицу ли
3) союз чтобы
4) союз как
4. Укажите какой схем соответствует данное предложение с прямой речью Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды
1) «П», - а.
2) «П, -а. -П».
3) «П, - а, - П».
4) «П, - а.- П!»
5. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»
2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку»
3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньём гнезде», - подумал Пепел.
4) «Ирина, ты опять плачешь», - с беспокойством спросил Литвинов.
6. Укажите способ передачи чужой речи в предложении
Максим Максимыч сказал, что нам придётся здесь ночевать потому что в такую метель через горы не переедешь.
1) сложноподчинённое предложение
2) предложение с косвенной речью
3) предложение с вводными словами и предложениями для указания источника сообщения
4) простое предложение с дополнением называющим тему чужой течи
7. Укажите недостающие знаки препинания Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал «Вы, Вера Матвеевна, не задавали нам то, о чем спрашивали».
1) точка
2) запятая
3)вопросительный знак
4) двоеточие
8. Укажите форму передачи чужих слов
Сидя над чертежами он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы»
1) предложение с прямой речью
2)предложение с косвенной речью
3) предложение с вводными словами и предложениями для указания источника сообщения
4) простое предложение с дополнением называющим тему чужой течи
9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой
1) «За всё ответите!» - грозно сказала мать.
2) Он тихо произнёс: «Можно я зайду к вам вечером?»
3) «Ужасная погода,- ворчала бабушка, - хороший хозяин в такую погоду собаку не выгонит».
4) «Уходите!», - твёрдо сказал Пашка.
10. «Ура» - закричали люди на площади
1) точка
2) запятая
3) восклицательный знак
4) двоеточие
Ключ к тесту
«Способы передачи чужой речи» (слайд 11)
1. 2 6. 1
2. 3 7. 4
3. 1 8. 1
4. 2 9. 4
5. 4 10. 4