Конспект урока русского языка на тему Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью (5 класс)


Урок-практикум "Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью". 5-й класс
Тип урока: закрепление изученногоВид урока: урок-практикум
Технология: традиционная с элементами личностно ориентированного подхода
Цели урока:
проверить знания по теме “прямая речь”;
закрепить навыки построения схемы предложения с прямой речью;
Задачи:
отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей до и после слов автора; работать над интонацией в предложениях с прямой речью;
развивать познавательные интересы, самостоятельное мышление, умение анализировать языковой материал;
воспитывать культуру учебной деятельности.
Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный.
Приемы: беседа, самостоятельная и индивидуальная работа, работа в группах, взаимопроверка.
Оборудование: проектор, экран, карточки, презентация
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Слово учителя.
- Добрый день, уважаемые гости и ребята!
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Снова сесть за парты рады. Приступать к учебе надо.
Открываем тетради, записываем дату, классная работа.
2. Объявление темы урока.
На уроке сегодня проверим свои знания по теме “Прямая речь”, вспомним, как построены предложения с прямой речью, будем учиться составлять предложения и схемы предложений с прямой речью, самое важное – повторим пунктуацию при прямой речи до и после слов автора.
Тема урока: “Прямая речь. Знаки препинания в предложениях с прямой речью” 
3. Фронтальный опрос. Беседа по вопросам:
1) Что такое прямая речь?
2) Из каких частей состоит предложение с прямой речью? 
3) Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора? 
4) От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (в каком порядке идут прямая речь и слова автора)
5) Как пишется прямая речь? 
6) Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после слов автора? Перед словами автора? 
На письме прямая речь имеет довольно сложную пунктуацию. Главная ее задача – по-разному обозначить слова автора и чужую речь.
Постановка знаков препинания зависит от взаимного расположения двух частей.
Теоретический материал повторили, теперь перейдем к практике.
II. Тренировочные упражнения
1. Схематический диктант (один ученик у доски).
1.“А, старая знакомая, здравствуй!” - ласково проговорила Лиса.
2.“Уходи, пожалуйста, я совсем не хочу с тобой разговаривать”, - ответила Серая Шейка.
3. Заяц сказал: “Берегись, Серея Шейка, она опять придет”.
4. “Ведь вы весной вернетесь?” - спрашивала Серая Шейка.
Проверяю себя (слайд 11).
2. Расставьте пропущенные знаки препинания
Тренажер (Виртуальная школа “Уроки русского языка Кирилла и Мефодия”, 6 класс) (слайд 12)
Все это верно согласился строитель
А как вы думаете обратился председатель к залу
Вот бы мне покататься на таком корабле мечтательно воскликнул юнец
3. Расставьте пропущенные знаки препинания.
Запись на доске: (слайд 13) (Приложение №1)1. Максим Горький говорил Хорошая книга – праздник
2. А.С.Пушкин писал Что за прелесть эти сказки
3. Учитель спросил Вы читали сказки А.С.Пушкина4. Запишите в колонки номера предложений с прямой речью, соответствующие данным схемам. Расставьте знаки препинания.
(взаимопроверка по образцу)
А: “П”. А: “П?” “П”, - а. “П?” - а. “П!” - а.
5 1 2 3 4
1. Серая Шейка спрашивала Ведь вы весной вернетесь
2. Ты держись вон около того берега, где в реку сбегает ключик советовала старая утка.
3. Неужели река замерзнет думала Серая Шейка.
4. Ах, как ты меня напугала, глупая проговорил заяц.
5. Лисичка сказала Я тебя съем
5. Работа в группах.
Составьте предложения на тему “Зима и птицы” 
Из двух предложений составьте одно с прямой речью. Составьте схемы.
1. Пишут птицы и зверушки. Сделай нам кормушки!
2. Под глубоким снегом трудно найти корм маленькой птице. Сказала девочка.
Дополните предложения прямой речью. Составьте схемы. 
1. Мальчик весело крикнул: “ ___________________________________ ”.
2. “ __________________________________________ ,” - сказал учитель.
Составьте и запишите предложения по схемам.
1. “П!” - а. 2.А: “П?”
III. Физкультминутка 
IV. Прочитайте текст. Определите его основную мысль. Укажите предложения с прямой речью. Объясните постановку знаков препинания. Какие глаголы “говорения” использованы в тексте?
Семь дочек.
Было у матери семь дочек. Однажды она поехала к сыну. Вернулась через неделю. Дочки стали говорить, как они скучали. Первая сказала: “Я, мамочка, скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу”. “Я ждала тебя, как сухая земля ждет воды”,- проговорила вторая. “Родная я плакала то тебе, как маленький птенчик плачет по птичке”, - сказала третья дочь. “Мне было без тебя, как пчелке без цветка”, - щебетала четвертая. “Ты снилась мне, как розе снится капля росы”, - промолвила пятая. “Я высматривала тебя, как вишневый сад высматривает соловья”, - прошептала шестая. А седьмая дочка ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды – помыть ноги. (По В.Сухомлинскому)
Как можно охарактеризовать девочек? Какие они? (добрые, ласковые, нежные, скучали. Седьмая дочка заботливая, внимательная).Как догадались? (по речи, поведению и поступкам).
Функция прямой речи – служить средством речевой характеристики персонажа, отражать внешнюю действительность.
Речь характеризует героя. Нам надо об этом помнить.
Автор, передающий чужую речь, называет сам факт речи (мысли), использует для этого глаголы речи-мысли (говорить, сказать, ответить, подумать и др.), отглагольные существительные того же значения (голос, крик, мысль и др.), а также называет субъекта речи (кто говорит). В словах автора может характеризоваться речь (тихо, печально, с жаром и т.п.)
V. Работа в группах.
В данных предложениях поставьте недостающие знаки препинания, в местах пропусков впишите глаголы “говорения” и обстоятельства, отвечающие на вопрос как? и выраженные наречиями. На темы какого произведения составлены данные предложения? 
1. Буратино _______________ _____________ Как посадить золотые в землю
2. Где же мой деревянный мальчик ____________ ____________ папа Карло.
3. Идемте скорее, ключик подходит _______________ _____________ всех Буратино.
Для справки: переспросил, повторял, звал; удивленно, растерянно, радостно.
VI. Самостоятельная работа. Тест 
1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.
“П”,- а. 3. “П!” - а.
А – “П?” 4. А: “П”.
2) Какое предложение соответствует схеме?
“П”, - а.
1. Старший молвил Что за диво!
2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.
3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.
4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.
3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.
Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”
“Спасибо тебе” : сказал доктор.
“Звери, собирайтесь!” - крикнул он.
“Что там случилось?” - спросил Крокодил.
4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.
Куда же вы спросил Андрей _________________
Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________
Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________
В известной песне поется С чего начинается Родина _________
VII. Вывод.
Что узнали сегодня на уроке?
Из каких двух частей состоят предложения с прямой речью?
Как пишется прямая речь? (с большой буквы, в кавычках)
Как ставятся знаки препинания в предложениях с прямой речью?
VIII. Домашнее задание: (по выбору) 
1 подобрать 6 предложений с прямой речью из народных сказок;
2) сочинить небольшую историю с использованием предложений с прямой речью;
3) упражнение 241.
VI. Самостоятельная работа. Тест 
1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.
“П”,- а. 3. “П!” - а.
А – “П?” 4. А: “П”.
2) Какое предложение соответствует схеме?
“П”, - а.
1. Старший молвил Что за диво!
2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.
3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.
4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.
3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.
Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”
“Спасибо тебе” : сказал доктор.
“Звери, собирайтесь!” - крикнул он.
“Что там случилось?” - спросил Крокодил.
4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.
Куда же вы спросил Андрей _________________
Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________
Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________
В известной песне поется С чего начинается Родина _________
VI. Самостоятельная работа. Тест 
1) Укажите схему построения предложения с прямой речью, в которой допущена ошибка в постановке знаков препинания.
“П”,- а. 3. “П!” - а.
А – “П?” 4. А: “П”.
2) Какое предложение соответствует схеме?
“П”, - а.
1. Старший молвил Что за диво!
2. Там, в лесу, стоит одна отвечает ей она.
3. Вы у меня в гостях, ребята сказал дедушка.
4. Ну, трогай громко скомандовал вожак.
3) Указать предложение с пунктуационной ошибкой.
Попугай кивнул головой, засмеялся и сказал: “ Хорошо!”
“Спасибо тебе” : сказал доктор.
“Звери, собирайтесь!” - крикнул он.
“Что там случилось?” - спросил Крокодил.
4) Расставьте знаки препинания при прямой речи. Составьте схемы данных предложений.
Куда же вы спросил Андрей _________________
Держись за лодку успел крикнуть мальчик. ____________
Расскажи, что ты знаешь о звуке мягко обратился ко мне экзаменатор.__________
В известной песне поется С чего начинается Родина _________