Конспект урока русского языка на тему Имена существительные собственные.Большая буква и кавычки в именах собственных


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 5
им. К. А. Ардашева г. Моздок РСО - Алания
урок русского языка в 5-м классе по теме:
«Имена существительные собственные и нарицательные
Большая буква и кавычки в именах собственных.» Данная разработка урока составлена
для УМК Т. А. Ладыженской в соответствии
с требованиями ФГОС второго поколения.
Разработка подготовлена учителем
русского языка и литературы
Тугановой Татьяной Николаевной
Тема:Имена существительные собственные и нарицательные. Большая буква и кавычки в именах собственных.
Тип урока. Урок обобщения и углубления знаний и умений.
Цели как деятельность учеников.
М/п: воспринимать на слух информацию, пользоваться разными видами аудирования и чтения, приёмами отбора и систематизации материала.
4ЛР: распознавать собственные и нарицательные имена существительные, различать имена собственные и собственные наименования, правильно оформлять собственные наименования на письме.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
I. Орг.момент. Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. II. Проверочная работа.
Проверочная работа № 10 (ТСР, с. 11).
ТОУУ
III. Языковая разминка.
1. Запись предложения:
Запечный Сверчок поднял свою волшебную скрипочку, вскинул смычок и заиграл. (Г. Цыферов)
– Какие орфограммы можно найти по опознавательному признаку – наличию буквы шипящего?
– Выпишите слова группами: с буквосочетаниями чк, чн, буквы о–е после букв шипящих в суффиксах существительных.
– Какие ещё виды орфограмм вы нашли?
2. – Произведите синтаксический разбор предложения, составьте его схему. Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать, строить рассуждения.
2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).
IV. Формулирование темы и целей урока.
– Послушайте отрывок из стихотворения Е. Измайлова и догадайтесь, о какой орфограмме пойдёт речь сегодня на уроке.
Буква обычная выросла вдруг,
Стала заметно выше подруг,
Смотрят с почтеньем на букву подруги.
Но почему? За какие заслуги?
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело –
Ставится в слове не зря и не просто
Буква такого высокого роста.
– Вспомните, когда употребляется большая буква. Проверьте ваши предположения.
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее,
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твоё, имя улицы, города.
Буква большая совсем не пустяк:
В букве большой уважения знак!
– Сформулируйте цель урока.
Регулятивные УУД
1. Определять характер деятельности на уроке.
2. Формулировать цель урока.
V. Обобщение и углубление изученного.
1. Чтение текста в упр. 374 – выявление новой информации об именах собственных.
Чтение текста в режиме изучающего чтения.
Следует спросить: как ученики будут читать текст, на что обращать внимание? (Сколько частей, какие слова выделены, какие вопросы можно задать по ходу чтения и т.п.)
Работа по вопросам и заданиям к упражнению.
2. Чтение определения в рамке.
– Назовите ключевые слова. Знакомы они вам?
– Что в перечне названий­имён собственных было для вас новым?
– Как отличить имя собственное от нарицательного?
3. – Послушайте шутку русского поэта XIX века Э. Минаева и назовите слово, которое он обыгрывает. (См. материал предметного диска – стихотворение-шутку к п. 43.)
– Почему возможна такая языковая игра? На чём она основана? (На омонимии.)
В полудённый зной на Сене1Я искал напрасно сени2,
Вспомнив Волгу, где, на сене3
Лёжа, слушал песню Сени4:
«Ах вы, сени, мои сени5…»
– Значение каких слов в шутке вам непонятно?
Сена1 – река во Франции.
Сень2 – тень, прохлада.
Сено3 – сухая трава.
Сеня4 – уменьшительное от имени Семён.
Сени5 (сенцы, сенки) – нежилая часть крестьянского дома, соединяющая жилое помещение с улицей.
– Какие из них имена собственные? (Сена – река во Франции, Сеня – мужское имя.)
– Как их нужно записать?
4. Чтение правила «Большая буква в именах собственных».
– Что нового узнали из правила?
– Каков опознавательный признак орфограммы?
– Приведите свои примеры.
– Дополните список ключевых слов урока.
Познавательные УУД
1. Владеть приёмами изучающего чтения.
2. Анализировать, структурировать, выстраивать последовательность, систематизировать.
Личностные результаты
1. Интерес к изучению языка на основе анализа языковой игры.
Коммуникативные УУД
1. Строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле.
2. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике.
VI. Развитие учебно­языковых, речевых и орфографических умений.
Упр. 375 (выборочное списывание) – развивается умение отличать имена собственные от нарицательных, правильно писать имена собственные – фамилии.
Упр. 376 (распределительное осложнённое списывание) – развивается умение классифицировать имена собственные по группам, правильно ставить кавычки и писать большую букву в именах собственных и собственных наименованиях.
– Какими своими примерами вы дополнили каждую группу собственных имён?
– Как написали имена собственные?
– Какие из них написали в кавычках? Почему?
Упр. 377 – устанавливается происхождение имён собственных, связь их с нарицательными названиями, развивается умение оформлять на письме собственные наименования – названия произведений писателей.
Упр. 378 – проверяется знание исторических событий и умение правильно писать собственные наименования – названия событий.
Выполняется самостоятельно с последующей самопроверкой с доски.
Самопроверка. (См. материал предметного диска – имена собственные в названиях исторических событий и именах исторических лиц к § 43.)
5. Самодиктант (ТСР, самостоятельная работа № 11, задание 5).
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, классифицировать.
2. Пользоваться приёмами отбора и систематизации материала.
Личностные результаты
1. Осознание ментальных связей языка, общества, культуры, любовь и уважение к Отечеству, его языку и культуре.
2. Интерес к изучению языка.
ТОУУ
VII. Итог урока.
Работа в парах.
– Придумайте задание по теме урока.
– Оцените свою работу на уроке, воспользовавшись алгоритмом самооценки.
Учитель выставляет оценки за конкретные виды работы отдельным ученикам на основе их самооценки.
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
ТОУУ
VIII. Домашнее задание.
1. § 43 (правило и определение).
2. Жизненная задача (см. учебник).
Регулятивные, познавательные коммуникативные УУД, личностные результаты, ТОУУ
Свободно пользоваться электронными ресурсами для преобразования, сохранения и передачи информации.