Урок по окружающему миру на тему: Кто что ест?(3 класс)


Предмет: окружающий мир
УМК «Школа России»
Класс: 3
Тема: «Кто что ест?»
Цели урока: познакомить с классификацией животных по типу питания, показать их взаимосвязь.
Задачи урока:
1) образовательные: узнать на какие группы, по питанию, можно разделить животные.
2) развивающие: уметь выделять и сравнивать признаки этих групп, делать выводы на основании рассуждений
3) воспитательные: учиться замечать и ценить красоту мира животных.
Личностные результаты:
-осознавать важность взаимосвязи в живой природе;
-осознавать роль животных в природе;
-осознавать необходимость бережного отношения к природе.
Планируемые результаты:
Предметные результаты:
-знать особенности питания разных животных;
-знать, что такое цепи питания.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
-освоение способов решения проблем исследовательского характера
-освоение основ познавательной рефлексии
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения, классификации по признакам
Регулятивные УУД:
-понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить
-формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации
Коммуникативные УУД:
-активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения познавательных задач
-готовность слушать собеседника и вести диалог
-умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
Тип урока: урок-исследование.
Основные термины и понятия: «растительноядные», «насекомоядные»,
«всеядные», «хищники».
Формы работы:фронтальная,групповая,
Оборудование:учебник:ПлешаковА.А.«Мир вокруг нас», таблички с названиями групп, конверты с заданиями для групп, сигнальные карточки, цепи питания, рисунки с изображением:дерева, насекомых,зверей,оценочное поле,бабочки для рефлексии,компьютер,проектор ,презентация.

Ход урока.
I. Мотивация к деятельности. (Слайд)
-Здравствуйте,ребята!Сегодня урок, окружающий мир, проведу я.Зовут меня Элла Николаевна. У нас на уроке гости. Давайте повернемся к ним и поздороваемся. Будем надеяться, что они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются нашим успехам.
-Садитесь. Посмотрите, друг на друга. Улыбнитесь. Я рада видеть ваши улыбки. Пусть этот день принесёт вам радость общения.
II. Самоопределение деятельности
-Ребята, сейчас у нас урок окружающего мира.
О чём на уроке будет идти речь, вы узнаете, собрав слова из букв на экране. (Слайд)
-Верно! Мы продолжим тему «Животные» (Слайд)
-Ребята, посмотрите внимательно на экран (Слайд).
-Кто по данному слайду определит тему нашего урока? (Мы будем говорить о том, кто как питается.)
- Отсюда тема нашего урока “Кто что ест? Цепи питания”.(Слайд)
III. Актуализация знаний. Повторение пройденного.
1)Фронтальная работа.
-Мы с вами знаем, что живая природа делится на несколько царств. Есть царства растений, животных, грибов, бактерий.
-О каком царстве мы говорили с вами на прошлом уроке? ( О царстве животных, разнообразном мире животных).
-На какие группы разделили учёные -зоологи всех представителей царства животных?
(Учёные - зоологи делят царство животных на большое число групп.)(Слайд)
Дома вы еще раз прочитали странички учебника об этом. Сейчас я хочу проверить как вы усвоили группы животных, с которыми мы знакомились.
2) Работа в группах.
-Я предлагаю вам выступить в роли ученых-экологов и заняться поисковой деятельностью
-На столе у вас лежат зеленые круги. Это лужок. За хорошую работу ,вы будете клеить туда цветок. В конце урока мы оценим работу каждой группы.
- От каждой группы приглашаю по одному человеку(получают конверты).
-Каждая группа получила изображения животных. Вы сейчас должны рассказать о них по плану, который увидите на экране.(Слайд)
-Ознакомьтесь с планом.
- На подготовку даю минуту. Выберите представителя для сообщения. Остальные группы внимательно слушайте. Вы должны,с помощью сигнальных карточек ,оценить работу каждой группы.
(от каждой группы выходит представитель для сообщения)
План.
1. К какой группе животных относится, почему?
2. Где живёт?
3. Чем питается?
4. Назовите животных, которые относятся к этой
группе.
(Оценка работы групп).
- Мы не зря сейчас повторяли прошлый материал. Знания о животных помогут нам при составлении цепей питания.
IV.  Открытие нового знания. Постановка учебной задачи.
-Давайте определим задачи нашего урока .(Ответы детей)
-Как мы будем это делать?(наблюдать,рассуждать,доказывать)
- Чтобы проследить разные цепи питания, нужно попробовать их составить самим.
- Прежде давайте подумаем, на какие группы по способу питания можно разделить животных и чем они отличаются друг от друга.
-У вас на столе лежат большие конверты.Откройте их и разложите картинки на столе. Они нам пригодятся для дальнейшей работы.
-Посмотрите на экран.(Слайд)
-Обратите внимание на это животное. Кто изображён? (Коала)
-Верно! Живут коалы в эвкалиптовых лесах Австралии. Они не могут, есть ничего кроме листьев эвкалипта.
(На доске вывешивается дерево )-Какие животные также питаются только растительной пищей?
-Найдите среди картинок на столе это животное.
( Учитель крепит их у дерева).
-Как называются животные,которые питаются растительной пищей?
-Верно! Животных, которые питаются растительной пищей, называют растительноядными.(Табличка с названием)
(Учитель оценивает работу каждой группы)
- Обратите внимание на это животное.(Слайд)
- Кто изображён? (Жаба)
-Верно! Жабы питаются насекомыми и их личинками, которых они ловят или в воздухе, или на поверхности почвы.
-Какие животные также питаются только насекомыми? Найдите у себя.
-Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся только насекомыми?
-Верно! Животных, которые питаются только насекомыми, называют насекомоядными. (Табличка с названием)
-Обратите внимание на это животное.(Слайд)
- Кто изображён? (Рысь)
-Верно! Рысь— свирепый хищник. Она охотится на зайцев, лисиц, крупных птиц, копытных. Добычу подкарауливает в засаде около троп и водопоев.
-Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных? Найдите их у себя.
-Как вы думаете, как можно назвать животных, питающихся другими животными?
-Верно! Животных, таких животных называют – хищники. (Табличка с названием)
-Скажите, а чем питаются эти животные? (Слайд )(Еж)
-Верно! В темное время суток ёж охотится на насекомых, мышей, лягушек, а также может полакомиться грибами, ягодами или стащить с огорода какой-нибудь овощ.
-Какие животные также добывают себе пищу охотой на других животных и едят растительную пищу? Найдите усебя.
-Как вы думаете, как можно назвать таких животных, питающихся всем – и растительной пищей, и другими животными?
-Верно! Животных, таких животных называют – всеядные. (Табличка с названием)
-Молодцы! Итак на какие группы ,по питанию, можно разделить животных?
- На экране слайд с классификацией животных по способу питания! (Слайд )V. Музыкальная физминуткаVI. Первичное закрепление знаний.
1) Работа по учебнику.стр94-95.
-Но прежде,чем продолжить наше исследование,откройте учебник на с.94-95. Давайте познакомимся со статьей учебника и проверим себя.
( Дети открывают учебник с. 94–95 и про себя читают статью “Цепи питания”.)
– Какие цепи питания приведены в учебнике?
(Осина – заяц – волк. Дубы – лесные мыши – совы.)
- В каком порядке расположены звенья в цепи питания?
I звено – растения;
II звено – растительноядные животные;
III звено – остальные животные.
2) Повторение правил поведения в лесу.
-Отгадайте загадку
Дом со всех сторон открыт,Он резною крышей крыт.Заходи в зелёный дом -Чудеса увидишь в нём! (лес)
- Прогуляемся немного по лесу.Хотите?
-  Вот мы и в лесу(Слайд).
-Послушайте звуки леса, посмотрите на разнообразие его обитателей. А знаете ли вы, как нужно вести себя в лесу?
1. Не ломать ветки деревьев и кустарников.
2.Не срывать и затаптывать цветы и лекарственные растения.
3.Не ловить бабочек, стрекоз и других насекомых.
4.Не уничтожать лягушек, жаб.
5.Не трогать птичьи гнезда.
6.Не приносить из леса животных домой.
-Молодцы! Если вы будете соблюдать все эти правила,то смело можете отправляться в лес погулять. Лес примет вас ,как настоящих друзей. Открывается (слайд ) с изображениями совы, мышей и желудей. Учащиеся составляют цепь питания, перемещая картинки на доске.
-Проверим(Слайд)
-  Кто крупнее в этой цепи питания?
-  Крупнее всех – сова, а мышь крупнее желудя.
- Если бы у нас были волшебные весы, и мы бы взвесили всех сов, мышей и желуди, то оказалось бы, что желуди тяжелее мышей, а мыши тяжелее сов. Как вы думаете, почему?
-  Потому, что желудей в лесу очень, очень много, мышей много, а сов – мало.
 -  И это не случайно. Ведь одной сове для питания надо много мышей, а одной мышке – множество желудей. Получается экологическая пирамида.(Слайд)
Обобщающий вывод:
- В природе все и всё связано между собой. Сети питания переплетаются и образуют пищевую сеть. Растения и животные образуют экологические пирамиды. В основании – растения, а на вершине – хищные животные.
3)Игра «Составь цепь питания»
Попробуйте сами составить цепи питания
-От каждой группы приглашаю по одному человеку.
( Эти же ребята получают листы со стрелками и по 4 карточки с изображением растений и животных.)
- А теперь послушайте задание. Каждая группа, используя карточки, должна составить цепь питания. Карточки прикрепляются к листу со стрелками. --Сразу договоритесь, кто будет представлять вашу цепь классу. Подумайте, все ли карточки вам понадобятся.
По сигналу ребята начинают работать в группах.
(Все готовые цепи развешиваются на доске).
Представитель от каждой группы выходит и объясняет свою работу.
Лес:сосна-жук-короед-дятел(лишняя-коза)
Поле: рожь – мышь – змея (лишняя – рыба).
Сад: яблоня – тля – божья коровка (лишняя – лиса).
Водоем: водоросли – карась – щука (лишний – заяц).
- Все цепи у нас на доске. Давайте понаблюдаем, из каких звеньев они состоят. Что есть в каждой цепи?
(Растение. Животное растительноядное. Животное хищное, насекомоядное или всеядное.)
(Оценка работы групп)
VII Подведение итогов урока
-Вот и подошел к концу наш урок .
- Что нового, необычного, интересного вы узнали?
– Что бы вы ещё хотели узнать?
- Кому что показалось трудным на уроке?
- Что на уроке было самым интересным?
(Учитель оценивает листочки групп)
VIII Рефлексия
На доске голубое небо.
- Прикрепите, пожалуйста, к небу бабочки. Кому всё понятно-красного цвета цвета, если возникли какие-либо трудности – желтого цвета.
- Спасибо за хорошую работу на уроке.
IX . Домашнее задание
- Дома еще раз прочитайте статью (с. 96–98).
-Подготовьте сообщение о любом животном.