Урок по окружающему миру для 3 класса Кто что ест. Цепи питания


Тема урока: «Кто что ест. Цепи питания»
Тип: изучение нового материала.
Задачи: познакомить учащихся с классификацией животных по типу питания, с понятием «цепи питания»;
научить моделировать цепи питания;
развивать умения самостоятельно формулировать гипотезы, кратко и четко формулировать свои мысли,
вырабатывать коммуникативные качества, прививать бережное и заботливое отношение учащихся к природе.
Планируемые результаты:
Предметные
• классифицировать животных по типу питания;
• приводить примеры животных различных групп;
• анализировать цепи питания;
• понимать роль хищников в поддержании равновесия в природе;
• знать защитные приспособления животных;
• обосновывать необходимость охраны животного мира.
Метапредметные
• понимать учебную задачу урока, стремиться ее выполнить;
• работать с разными источниками информации, находить информацию о животных и интерпретировать ее;
• оценивать достижения на уроке;
• моделировать цепи питания.
Формы урока: Фронтальная работа, работа в парах, индивидуально
Ход урока
1. Самоопределение к деятельности
- Здравствуйте. Меня зовут Е. В. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
- Говорят, как урок начнешь, так его и проведешь. Давайте наш урок начнем с улыбки, улыбнемся друг другу, улыбнемся нашим гостям, мне и с таким настроением проведем весь урок. Спасибо. Садитесь.
У вас на столах лежат маршрутные листы, в которых вы на уроке будете работать и в них же себя оценивать в графе «Мои достижения».
2. Актуализация знаний. Мотивация.
Посмотрите на слайд и назовите одним словом: ктоэто? (Животные)
Перед нами лишь некоторые виды животного мира. А без чего они все не могут жить? (Без воздуха, воды, питания, солнца)
3. Постановка учебной проблемы.
Недавно я была в Новосибирском зоопарке. И вот что там увидела. Заболел зоолог-человек, который кормил животных. Пока его не было лосю дали мясо, льву – рыбу, кукушке – траву и веточки, а белому медведю дали насекомых. Животные метались по клеткам, рычали и выли.
Что случилось? (Животные голодные, потому что корм, который им дали они не едят)
Попробуйте сформулировать тему нашего урока. О чем сегодня будем говорить? (Тема урока: «Кто что ест»)
Давайте определим, на какие вопросы нам надо сегодня найти ответы.
А можно ли всех животных разбить на группы в зависимости от того, чем они питаются?
Первый вопрос: научимся распределять животных на группы по типу питания.
А связаны ли между собой в природе все живые организмы? Значит, что еще узнаем?
Второй вопрос: узнаем о связи организмов в природе.
А еще сегодня будем учиться составлять цепи питания.
4. Открытие нового знания.
Давайте поможем животным зоопарка и накормим их правильно.
Практическая работа «Кто, чем питается?»
В маршрутных листах найдите 1 задании. С помощью стрелочек покажите, чем бы вы накормили животных?
Чем вы накормили лося? (Травой, веточками.)
А как называется группа животных, которые едят растительную пищу. А что еще едет травоядные? (Листья, плоды, семена, корни)
Чем накормили льва? (Мясом)
Как называется группа животных, которые питаются мясом? (Хищники). Другое название этой группы животных – плотоядные. Почему? Потому что они питаются плотью других животных.
Чем накормили кукушку? (Гусеницами). А гусеница – это кто?
А если животные питаются только насекомыми, как называется эта группа? (Насекомоядные) А чем еще питаются насекомоядные? (жуками, личинками)
А чем накормили белого медведя? (Рыбой) Скажите, а к какой группе по способу питания его отнесем? Почему?
А сейчас сравните с эталоном свою работу и оцените себя. Если вы все сделали правильно, то в маршрутном листе в своих достижениях наклейте на цветок 1 красный лепесток, если допустили ошибки – 1 желтый. Они у вас в коробочках.
А как вы думаете все ли медведи хищники?
Предлагаю вам выполнить 2 задание в маршрутном листе.
Можно ли по заголовку сказать о ком будем читать? О ком? Что бы вы хотели узнать о медведях?
А сейчас прочитаем рассказ «Медведи» делая в тексте пометки:
! – новое;
+ - уже знал;
Совпали ли наши предположения перед чтением? О каких медведях вы прочитали в тексте?
- Что из прочитанного вы уже знали?
- Какая информация для вас оказалась новой?
-Так чем же питаются медведи? (Белые полярные медведи живут на Севере, питаются рыбой, тюленями, морскими котиками. Бурые медведи едят не только рыбу и мясо, но с удовольствием полакомятся ягодами, корнями, орехами, клубнями, злаками, медом.)
Можно ли бурого медведя отнести к хищникам? (нет)
Догадайтесь, как называется группа животных, которые едят все? (предположения детей, вывод на понятие «ВСЕЯДНЫЕ»)
(А знаете ли вы еще всеядных животных? (белка, еж, кабан))
А вы знаете, что раньше люди употребляли слово ЯДА вместо слова ЕДА. От этого и такие названия: растительноядные, всеядные, насекомоядные.
Почему сотрудники зоопарка не смогли правильно накормить животных? (Потому что не знали, чем питается каждое животное)
Можно ли по внешним отличительным признакам животных, определить к какой группе по способу питания они относится? (Да. У животных есть внешние отличительные признаки)
Что помогает хищникам добывать себе пищу?
Вывод: У хищников хорошо развитые клыки, острые зубы, когти; хищники быстрые, сильные, выносливые, с хорошо развитым слухом, зрением.
А растительноядным? У растительноядных животных сильные губы, язык; быстрые ноги, хороший слух и зрение, защита от врагов: едкий запах.
А насекомоядным? У насекомоядных удлиненная мордочка с вытянутым хоботком, много мелких зубов.
У всеядных есть все отличительные признаки как у хищников, растительноядных, насекомоядных.
Практическая работа. А сейчас возьмите мультифору, достаньте шаблон модели и картинки животных Ваша задача, распределить животных по группам питания.
На экране эталон, проверьте свою работу, оцените себя.
Животные питаются и растениями, и животными, поэтому говорят, что живые организмы связаны с теми, кто живет рядом с ними. Говорят, что они связаны между собой в «цепи питания».
А сейчас обратимся к нашему главному помощнику – учебнику. Откройте с. 94. Найдите текст «Цепи питания»
Прочитаем текст. Что нового узнали?
С чего начинается цепь питания? Почему с растения? Только растения, используя энергию Солнца, производят питательные вещества (сахар, крахмал), а ими питаются растительноядные животные, а растительноядными питаются – хищники. Отдельно им друг от друга не прожить. Давайте посмотрим, как это происходит в природе.
Сценка «Цепи питания»
Действующие лица: Солнце - 1 человек. Растение - 1 человека, Мышка – 1 человек, Лиса - 1 человек.
Солнце свою «энергию» передает Растению –3 штуки. Одно печенье Растение расходует на себя, поддержание жизненных процессов Растения, а два – передает Мышке. Мышка 1 печенье расходует на себя, а второе печенье – отдает Лисе.
Кому свою энергию отдает Солнце? Почему?
А кто получает энергию от растения? (Травоядные животные - мыши)
Сколько бы мышки не загорали на солнышке, есть им все равно хочется!
Кто получает энергию от мышей? Хищные животные – лиса.
 В каком порядке расположены звенья в цепи питания? (Растение – растительноядные – хищник)
Мы с вами теперь знаем, как передается энергия от растений к животным, как возникает пищевая цепь.
5. Включение в систему знаний.
А сейчас работаем в парах. Возьмите на столах конверт. Достаньте из него текст, прочитайте и по тексту составьте цепь питания, чтобы было понятно «Кто, чем питается?»
В Крымском заповеднике расправились с волками. Скоро над лесом нависла угроза вымирания: расплодившиеся козы съедали молодые деревья.
Сравните с эталоном и оцените себя.
Ребята, что произойдет с цепью, если истребить всех волков? (Цепь порвется) (К чему это приведет?) Правильно. Если выпадет хоть одно звено из цепи, то нарушится вся цепь. Зачем человеку знать о цепях питания?
(Чтобы быть осторожнее и мудрее в обращении с природой)
Если поступать необдуманно, то это равновесие можно нарушить.
А вот при входе в один из зоопарков Нью-Йорка есть огромное зеркало, а над ним сверху такие слова: «Вы смотрите на самого опасного зверя на Земле. Из всех живущих зверей только этот способен истребить и уже истребил целые виды животных и растений…» Кто этот страшный зверь?
Почему хищники не приносят такого ущерба другим животным как человек? (Они истребляют в первую очередь больных, слабых животных и столько, сколько смогут съесть – не больше!)
А какими мы должны быть, чтобы не навредить животным? (Добрыми, бережно относиться к животным)
6. Рефлексия.
Давайте обратимся к задачам, которые мы поставили в начале урока. На все ли вопросы мы ответили?
Научился ли вы распределять животных на группы по типу питания? (убираю вопрос)
А что вы сегодня узнали о связи организмов в природе?
А кто научился составлять цепи питания?
Что сегодня получилось…
В чем были затруднения…
О чём можете рассказать дома родителям…
7. Домашнее задание. 1. Найдите в дополнительной литературе информацию о пищевых связях в природе и проиллюстрируйте их. 2. Написать сочинение с элементами исследования «Питание моего пушистого друга», ответив на вопросы: что любит кушать, какие приспособления имеет для питания.
Аутотренинг.
И напоследок, я попрошу вас встать. Положите, пожалуйста, руки к себе на грудь (одна под другой), закройте глаза и попробуйте послать частичку своего тепла в свои руки. Чувствуете, руки стали теплее? А теперь потихоньку дуньте на свои ручки и пошлите своё тепло во Вселенную. Пусть наш мир станет чуточку лучше от тепла наших сердец. Урок окончен.