Программа внеурочной деятельности Полезные привычки и навыки


Муниципальное образовательное учреждение
«Карпогорская средняя общеобразовательная школа №118»

Программа внеурочной деятельности
«ПОЛЕЗНЫЕ ПРИВЫЧКИ И НАВЫКИ»
(социальное направление)
Возраст обучающихся: 11-12 лет

Симкова Наталья Анатольевна,
учитель географии
МБОУ «Карпогорская СОШ №118»
Пинежского района

Карпогоры, 2014.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа внеурочной деятельности «Полезные привычки и навыки» разработана на основе программы, которая создавалась группой российских специалистов (под руководством кандидата психологических наук О.Л. Романовой) по инициативе Международной некоммерческой организации Project HOPE. Апробация программы осуществлялась в 2000 г. в школах г. Москвы, а с 2001 г. – в гимназии №6 г. Архангельска. Данная программа была утверждена Федеральным Экспертным Советом Министерства Образования РФ и получила гриф “Допущено Министерством Образования РФ”.
А также программа разработана в соответствии со следующими документами:
Закон РФ «Об образовании» № 3266-1 ФЗ от 10.07.1992 г. с последующими изменениями.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004 г. № 1089)
Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2000 №942 "Об утверждении Основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации до 2005 года (Национального плана действий в интересах детей)"
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано Министерством юстиции РФ 3.03.2011г., регистрационный №19993)» 
Методические рекомендации по реализации программ превентивного обучения «Полезные привычки – навыки – выбор» (МОУДПО «ИМЦ» №186 от 22.10.2008)
Программа “Полезные привычки и навыки” направлена на профилактику табакокурения и употребления алкоголя. Долговременная задача программы – предупреждение употребления наркотических, токсикоманических веществ и ВИЧ-инфекции. Первичная профилактика намного эффективнее среди тех, кто ещё не употреблял психоактивные вещества (далее ПАВ). Приобщение к наркотикам начинается с алкоголя, табака. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления ПАВ вообще. В этом случае реализуются главные принципы программы: “системность” и “спиральность”, т.к. параллельно с ростом, развитием, увеличением объёма школьных знаний, ребенок получает новые знания, расширяются и усложняются уже имеющиеся, а установки и поведенческие навыки усиливаются.
Цели и задачи изучения предмета
Цель:
формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Задачи:
Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке и алкоголе.
Способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с табаком и алкоголем.
Учить детей лучше понимать себя и критически относиться к собственному поведению
Способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.
Содействовать сохранению здоровья каждого школьника.
Сформировать у учащихся представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих.
Сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья.
Сформировать представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье, в том числе о влиянии на здоровье позитивных и негативных эмоций, получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх.
Дать представление, с учетом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровья детей (сниженная двигательная активность, инфекционные болезни, переутомления), о существовании и причинах возникновения зависимости от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье.
Сформировать навык позитивного коммуникативного общения.
Научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье.
Употребление табака и алкоголя – широко распространенное явление. Мы ежедневно сталкиваемся с ним в средствах массовой информации и в обыденной жизни. К сожалению, сегодня нельзя защитить детей от подобного рода информации — они видят на улице и по телевидению, как употребляют одурманивающие вещества люди, слышат разговоры взрослых, видят курящих и выпивающих родителей. И пятиклассники еще не способны адекватно оценить это. Поэтому очень важно дать им правильную установку, представление о том, что «хорошо», а что «плохо», и задолго до того, как возникнет опасность первого опыта или реального знакомства ребенка с табаком, алкоголем и психоактивными веществами, необходимо сформировать у него устойчивое негативное отношение к употреблению этих веществ. Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ связано с двумя явлениями. Первое – это наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая биологические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на ПАВ. Второе – это доступность ПАВ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к ПАВ предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Превентивное обучение служит средством сокращения спроса.
Школа как социальный институт обладает рядом уникальных возможностей для успешной профилактики употребления табака, алкоголя и других психоактивных веществ. Она может:
- прививать учащимся навыки здорового образа жизни;
- влиять на уровень притязаний и самооценку детей;
- осуществлять совместную работу с семьёй ребенка для контроля над ситуацией;
- привлекать специалистов — медиков, психологов, педагогов и др.
Программа внеурочной деятельности «Полезные привычки и навыки» направлен на то, чтобы помочь сформировать у детей здоровые установки и ответственное поведение.
В основе методики преподавания программы используются разнообразные методы, формы и технологии обучения.
Методы обучения
обучение в группе;
кооперативное обучение;
ролевое моделирование;
дискуссии;
упражнения-энергизаторы;
интерактивные методы обучения (мозговой штурм, ролевая игра).
Формы обучения
Лекция
Беседа
Семинар
Урок-путешествие
Урок-исследование
Технологии обучения
Традиционное обучение
Игровое обучение
Проблемное обучение
Развивающее обучение
Компьютерные технологии обучения
Разноуровневое обучение
Метод проектов
Программа “Полезные привычки и навыки” – это современная программа превентивного обучения, включающие элементы трех моделей профилактики: образовательной, медицинской, психосоциальной, являющиеся универсальной (первичной) профилактикой употребления ПАВ детьми и подростками. Поэтому ее целью является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя, наркотиков и др. ПАВ.

Принципы реализации программы:
систематичности и последовательности;
гуманизации (уважение к личности ребёнка, создание благоприятных условий для развития способностей детей);
сознательности и творческой активности учащихся;
наглядности обучения;
доступности;
связи обучения с жизнью;
рационального сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм и способов учебной работы и др.
 На реализацию программы отводится 17 часов в год в 5 классе. Занятия проводятся по 45 минут 1 раз в неделю во внеурочное время.
Планируемые результаты изучения курса
При изучении программы «Полезные привычки и навыки» обучающимися достигаются следующие результаты:
- формируется адекватная самооценка,
- снижается потребность в самоутверждении посредством демонстративного отклоняющегося поведения;
- формируется потребность к планированию своего поведения и прогнозу разрешения конфликтных ситуаций;
- выработаются позитивные жизненные цели и мотивации к их достижению;
- повышается правовая грамотность и ответственность за свое поведение;
- формируется представления о позитивных и негативных факторах, влияющих на здоровье;
- формируются представления об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих;
- формируются умения планировать, контролировать и оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- использование различных способов поиска необходимой информации в справочных источниках и в открытом информационном пространстве сети Интернет, сбора, обработки, анализа, передачи информации в соответствии с поставленными задачами;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
- определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Универсальные учебные действия
Личностные
проявление положительных качеств личности и управления своими эмоциями в различных ситуациях и условиях;
проявление дисциплинированности, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
положительное отношение к учению;
желание приобретать новые знания;
способность оценивать свои действия
Познавательные
умение создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;
формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике;
развитие мотивации к овладению культурой активного использования различных поисковых систем.
Регулятивные
умение самостоятельно определять цели, ставить и формулировать новые задачи, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Коммуникативные
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ Тема раздела Количество часов
Я – неповторимый человек (7 часов)
1. Я - неповторимый человек 1 час
2. Чувства 1 час
3. Вкусы и увлечения 1 час
4. Мой характер 1 час
5. Самоуважение 1 час
6. Я и мои поступки 1 час
7. Дружба Курение, алкоголь и другие психоактивные вещества (7 часов)
8. Курение 1 час
9. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор 1 час
10. Правда об алкоголе 1 час
11. Алкоголь в компании 1 час
12. И снова алкоголь 1 час
13. Что такое психоактивное вещество 1 час
14. Кто и почему употребляет ПАВ? 1 час
Мое здоровье (3 часа)
15. Мое здоровье 1 час
16. Решения и здоровье 1 час
17. Я выбираю 1 час
Итого 17 часов
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КУРСА
5 класс (17ч.)
Я – неповторимый человек (7 часов)
Я - неповторимый человек. Положительное отношение к себе и окружающим людям, ощущение собственной значимости в глазах других людей, признание уникальности себя и окружающих.
Чувства. Эмоции и чувства, распознавание чувств и эмоций окружающих, выражение собственных чувств.
Вкусы и увлечения. Здоровые занятия, как альтернатива употребления табака, алкоголя и психоактивных веществ. Вкусы и увлечения окружающих.
Мой характер. Человеческие качества. Внешность и черты характера.
Самоуважение. Уважение. Самоуважение. Собственные достоинства.
Я и мои поступки. Образ Я. Взаимодействие с окружающими. Отношение к самому себе.
Дружба. Дружба, появление дружбы, связь дружбы и социального здоровья.
Курение, алкоголь и другие психоактивные вещества (7 часов)
Курение. Никотин, смолы, вредное влияние курения на здоровье, привыкание, последствия употребления табака.
Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор. Никотин и окружающие люди. Пассивное курение.
Правда об алкоголе. Основные факторы об алкоголе, последствия о рекламе, мотивы употребления алкоголя в компании, последствия употребления.
Алкоголь в компании. Причины употребления алкоголя в компании сверстников и его последствия.
И снова алкоголь. Фактическая информация об алкоголе. Действие рекламы об алкоголе на детей. Осознаное принятие решений. Ответственное поведение в сложных ситуациях.
Что такое психоактивное вещество. ПАВ, наркотики, ингалянты, эффект, передозировка. Последствия употребления ПАВ.
Кто и почему употребляет ПАВ? Последствия употребления ПАВ. Лекарства. Допущенные к употреблению ПАВ.
Мое здоровье (3 часа)
Мое здоровье. Физическое, умственное и социальное здоровье. Здоровье, как высокое качество жизни
Решения и здоровье. Здоровье окружающих. Поддержка и сохранение здоровья человека. Внешние факторы среды влияющие на здоровье человека.
Я выбираю (повторительно-обобщающее занятие).
ЛИТЕРАТУРА
1. Современные профилактические программы: «Полезные привычки – навыки – выбор», «Полезная практика»: метод. пособие / авт.-сост. А.П.Лавринова. – Архангельск: АО ИППК, 2010
2. Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. Издание 3-е, улучшенное и дополненное. Пособие для учителя. Москва, 2000.
3. Учебное пособие для 5-7 классов по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Материалы для учителя. Москва, 2001.
4. Учебное пособие для 5-7 классов по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Рабочая тетрадь для 5 класса. Москва, 2001.
5. Учебное пособие для 5-7 классов по предупреждению употребления ингалянтов и наркотиков. Рабочая тетрадь для 6 класса. Москва, 2001.