Комплексная профилактическая программа Полезные привычки


КОМПЛЕКСНАЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
«Полезные привычки»
Пояснительная записка
Модифицированная программа «Полезные привычки» предназначена для обучающихся 1-4-х классов начальной школы и составлена на основе профилактической программы «Полезные привычки» под редакцией Т.Б. Гречаной.
Программа «Полезные привычки» является важнейшей частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе. Состояние здоровья школьников внушает обоснованную тревогу и требует принятия срочных мер по охране и укреплению здоровья в процессе обучения. Высокая интенсивность учебного процесса не позволяет в должной мере учесть индивидуальные особенности ребёнка и, таким образом, приводит к высокой заболеваемости детей, нервно-психическим нарушениям, снижению сопротивляемости заболеваниям, утомляемости, перенапряжению, а значит и к снижению качества обучения. В связи с этим программа «Полезные привычки» направлена на укрепление здоровья учащихся и предполагает овладение детьми навыка «здорового образа жизни».
Программа «Полезные привычки» воплотила в себе современный научный подход к превентивному обучению школьников, она не только предоставляет детям необходимые по возрасту знания о табак и алкоголе, но и формирует здоровые установки и ответственное поведение. Хотя «Полезные привычки» рассчитаны на учащихся начальной школы и сосредоточены на предупреждении приобщения к употреблению широко распространенных табака и алкоголя, их долговременная задача - предупреждение приобщения к наркотикам.
Цель программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других ПАВ.
Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ - вероятностный процесс, зависящий от стечения большого количества обстоятельств. Превентивное обучение направлено на снижение вероятности приобщения и основано на следующих научно установленных закономерностях:
Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу.
Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика.
Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные употреблению табака и алкоголя модели поведения.
Вероятность приобщения в группе снижается, если дети обучены распознаванию ситуаций группового давления и располагают навыками сопротивления давлению.
Превентивное обучение (профилактическое, направленное на будущее) особенно важно для детей младшего школьного возраста. Этому есть несколько причин. Во-первых, профилактика намного эффективнее среди тех, кто еще не употребляет психоактивные вещества. Во-вторых, приобщение к любым психоактивным веществам начинается с алкоголя и табака. Именно алкоголь и табак являются веществами-воротами приобщения. Предупреждение их употребления способствует предупреждению употребления психоактивных веществ вообще.
Задачи:
формировать объективные знания о табаке и алкоголе, соответствующие возрасту;
формировать негативное отношение к табаку и алкоголю, как к вредным факторам, влияющим на здоровье;
учить детей анализировать свои поступки и критически относиться к собственному поведению;
формировать коммуникативную компетентность;
формировать умение делать здоровый выбор и принимать ответственные решения;
формировать умение распознавать ситуации давления и навыки сопротивления давлению.
Воспитательное значение - воспитывать у детей сознательное отношение к сохранению своего здоровья, желания быть здоровым, противостояние отрицательному влиянию со стороны окружающих.
Просветительное значение - расширять кругозор детей в отношении полезных привычек, положительно влияющих на здоровье детей, вредных привычек, разрушающих здоровье, эффективных форм и методов сохранения здоровья.
Профилактическое значение - сформировать у детей умение выстраивать свой день в зависимости от режима питания, труда, отдыха и сна - как основы для сохранения и поддержания здоровья, физических сил, работоспособности детей, познакомить с комплексами упражнений, позволяющими снять напряжение во время занятий в школе и дома; развивать двигательную активность детей через подвижные игры физкультминутки.
Формы и методы работы:
Уроки, коррекционно-развивающие занятия.
Ролевые игры.
Беседы.
Экскурсии, викторины.
Создание проблемных ситуаций и их анализ.
Предметно-тематические недели и декады.
Мониторинги.
Конкурсы различного уровня.
Дидактические и демонстрационные материалы.
Совместная работа с социальными партнерами и др.
Условия реализации:
Цикл практических занятий «Полезные привычки» для учащихся 1-4 классов.
Программа мероприятий по вопросам профилактики заболеваний и пропаганде здорового образа жизни, реализуемая Центром медицинской профилактики.
План совместной работы с отделом по делам несовершеннолетних Кировского РОВД.
Коррекционно-развивающие занятия с педагогом-психологом.
План работы с родителями.
Участие школьников в соответствующих мероприятиях различного уровня.

Тематическое планирование программы (1 класс)
№ Название темы Количество часов
1. Я – неповторимый человек 2
2. Культура моей страны и Я 2
3. Чувства 2
4. О чем говорят чувства 2
5. Что такое мимика 2
6. Знакомство с жестами 2
7. Калейдоскоп эмоций 2
8. Радость 1
9. Грусть 1
10. Страх 1
11. Жалость 1
12. Гнев 1
13. Обида 1
14. Множество решений 2
15. Решения и здоровье 2
16. Быть здоровым модно! 2
17. Нужные и ненужные тебе лекарства 2
18. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор 2
19. Скажем курению «Нет!». Конкурс рисунков 2
20. Итоговое занятие 1
ИТОГО 33

Тематическое планирование программы (2 класс)
№ Название темы Количество часов
1. Вкусы и увлечения 2
2. Учусь находить новых друзей и интересные занятия 2
3. О чем говорят выразительные движения 2
4. Учусь понимать людей 2
5. Опасные и безопасные ситуации 2
6. Учусь принимать решения в опасных ситуациях 2
7. Реклама табака и алкоголя 2
8. Правда об алкоголе 2
9. Чем люди отличаются друг от друга? 2
10. Светлые и тёмные качества 2
11. Хорошие качества людей 2
12. Какой Я – какой ТЫ? 1
13. Итоговое занятие 1
ИТОГО 34


Тематическое планирование программы (3 класс)
№ Название темы Количество часов
1. Мой характер 2
2. Учусь оценивать себя 2
3. Учусь взаимодействовать 2
4. Я и мой учитель 2
5. Я и мои родители 2
6. Я и мои друзья 2
7. Учимся сотрудничать 2
8. Учусь настаивать на своем 2
9. Я становлюсь увереннее 2
10. Учусь отстаивать свое мнение 2
11. Когда на меня оказывают давление 2
12. Конфликт. Что это? 2
13. Учимся избегать конфликтных ситуаций 2
14. Курение 2
15. Табачный дым 2
16. Профилактика табакокурения2
17 Итоговое занятие 2
ИТОГО 34

Тематическое планирование программы (4 класс)
№ Название темы Количество часов
1. Самоуважение 2
2. Привычки 2
3 Дружба 2
4. Учусь сопротивляться давлению 2
5. Учусь говорить «Нет» 2
6. И снова алкоголь 2
7. Кто Я? 2
8. Какой я – большой или маленький? 2
9. Мои способности. 2
10 Мой внутренний мир. 2
11. Я расту, я изменяюсь. 2
12. Откуда берутся грязнули? 2
13. Чистота залог здоровья 2
14. Нужна ли отзывчивость человеку 2
15. Что такое равнодушие? Как жить с равнодушными людьми? 2
16 Добрый юмор и улыбка в вашей жизни 2
17. Итоговое занятие 2
ИТОГО 34

Литература
Алексеев, Д.В. Вредные привычки, их негативное воздействие. - М., 2003
Ваккер, А. Так ли труден здоровый образ жизни? / А. Ваккер // Здоровье и успех. – 2007. – № 5. 
Кулинич, Г.Г. Вредные привычки: профилактика зависимостей: 1-4 классы. – М. ВАКО, 2089. – 224 с.
Курамшина, О.Н. Школа оптимизма: внеклассные мероприятия, классные часы: 1-4- кл. / О.Н. Курамшина, А.М. Железкина. – М.: ВАКО, 2008. – 160 с.
Обухова, Л.А. Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья: 1-4 класс / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина. – М.: ВАКО, 2004. – 240 с.
Петриченко Г. Создание здоровьесберегающего образовательного пространства как условие повышения качества обучения // Начальная школа, 2008, № 9
Сборник методических материалов / Профилактика табакокурения у учащихся образовательных учреждений / Автторы-составители Н.Г. Одинец, Т.П. Аксютич и др. – Иркутск, 2008. – 120 с.
Учебное пособие для начальной школы по предупреждению употребления детьми табака и алкоголя. – Изд. 3-е, улуч. и доп. / Пособие для учителя. – М., 2000. - 94 с.
Учебные пособия «Полезные привычки», «Полезные навыки», «Полезный выбор», «Полезная прививка», авторский коллектив российских ученых (Т.Б.Гречаной, Л.Ю.Ивановой, Е.Н. Тимакиной, Е.В.Гедзь, Р.А.Туревской, Л.С.Колесовой, О.Л.Романовой, О.П.Васютиной)