Использование современных-информационных технологий на уроках казахского языка и литературы


Использование современных-информационных технологий  на уроках казахского языка и литературы
Тауекелова Гулбану Конысбайкызы
Учитель казахского языка и литературы
КГУ ОШ №57 города Алмаьы
Современное  общество ставит перед  учителями задачу развития личностно значимых качеств учащихся, а не только передачу знаний. Главной компетенцией преподавателя-предметника становится его обновлённая роль-роль проводника знаний, своего рода  «навигатора»,  помогающего учащимся ориентироваться в безграничном море информации.
В связи с этим возрастает потребность в учителях – словесниках, владеющих информационными технологиями, умеющих проектировать, моделировать новые идеи и направления в школьной практике преподавания, обладающего образованностью и культурой знаний. Применение информационных технологий в преподавании казахского языка и литературы   на данном этапе модернизации –это не дань моде, а необходимость , так как они способствуют совершенствованию практических умений и навыков; позволяют эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения; повышают интерес  к урокам ; активизирует познавательную деятельность учащихся, развивает интеллектуальные творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Сам факт проведения урока казахского языка и литературы  в кабинете, оснащенном техникой, интригует детей, у них появляется мотивация. Ребенок чувствует потребность в знаниях. Ему не терпится узнать, что будет дальше.  Из   внешней мотивации «вырастает » интерес к предмету. Ученику интересно при помощи компьютера усваивать новый материал, проверять  свой уровень компетенций, навыки  профессионального  общения.
Я убеждена, что задача любого учителя – сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным. Поэтому в целях достижения нового качества подготовки школьников по казахскому языку и литературе активно внедряю в учебный процесс современные проектные и информационные технологии.
Компьютер в урочной деятельности я использую на всех этапах обучения: при объяснении нового материала; закреплении; повторении; контроле знаний, умений, навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой средой.  В функции  учителя компьютер представляет источник учебной информации;  наглядное пособие;   средство диагностики и контроля.
С какой целью я применяю компьютер на уроках?
Во-первых, для того чтобы решать практические задачи, формирование  прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков; формировании   общеучебных  умений и навыков;
Во – вторых, при организации самостоятельной работы учащихся. Текстовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает  возможность быстрее  и объективнее, чем при традиционном способе, выявить, знает или не знает предмета обучающийся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработки информации.
В-третьих, применение информационных технологий позволяют формировать ключевые компетенции учащихся. Помогают решить эти проблемы и учебные компьютерные программы.
Учебные компьютерные программы позволяют мне как учителю одновременно решать ряд проблем:
-помогают повысить уровень своих знаний;
-повысить интерес учащихся к предмету;
-повысить успеваемость и качество знаний учащихся;
-сэкономить время на опрос учащихся;
-дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях.
К наиболее эффективным формам представления материала по казахскому языку и литературе следует отнести  мультимедийные   презентации. Одним из инструментов ИКТ на уроках является программа Power Point. В данной программе преподавателем и учащимися составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков, а так же во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование  мультимедийного  проектора.
  Презентации позволяют преподавателю иллюстрировать свой рассказ. Одним  из  достоинств  применения мультимедиа в обучении является повышения качества обучения за счёт новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.
Создание  мультимедийных  презентаций как педагогам, так и учащимся ,выполнение творческих и научно-исследовательских работ, а так же проектная деятельность учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий способствуют обучению сотрудничества, групповой  работе, формирование и развитию аналитических навыков учащихся, повышению информационной грамотности.
Мультимедийные  презентации я использую для того, чтобы выступающий смог на большом экране или мониторе наглядно продемонстрировать дополнительные материалы к своему сообщению, например, видеозапись отрывка  из художественного фильма, снимки, иллюстрации.
К примеру, при подготовке к открытому уроку по казахскому языку по теме «Обычаи и традиции  казахского народа» для реализации лексической темы, мною были представлены презентации, видео, слайды.
Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Использование мультимедийных  презентаций целесообразно на любом этапе урока.
Ученик при создании каждого слайда презентации превращается в компьютерногохудожника ( слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу).Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление .Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями ,выступления превращаются в яркие и запоминающие. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных  выступлений,  который безусловно пригодится в дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.
Программа Power Point дает возможность использовать на уроке рисунки, портреты , видеофрагменты, диаграммы.
На уроках казахского языка и литературы я использую электронные учебники. Эти учебники помогают мне решить следующие задачи:
-усвоить базовые знания по предмету;
-систематизировать усвоенные знания;
-сформировать мотивацию  к  учению предмета;
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернета в учебный процесс. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам. Интернет действительно становится доступным для использования в образовательном процессе. Например,  при изучении темы «Народные сказки»  учащиеся ,пользуясь  Интернетом  нашли  много дополнительной, интересной информации. Так же с помощью Интернета мы смогли  просмотреть казахские народные сказки. Здесь были задействованы все учащиеся класса. Появление Интернета  и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке.Ученики самостоятельно готовят доклады,рефераты, составляют проекты.
Применение Интернета так же  дает возможность учащимся  принимать  участие в различных видах олимпиад.
Использование  новых технологий на уроках литературы позволяют провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации, но и позволяют по–новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой ученик был активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, реализовать идеи развивающего обучения ,повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где она не нашла свое применение.
Использование информационных технологий в обучении – большая трудная работа. Она требует от учителя не только большой эрудиции, но и высокого методического уровня. Но эти  технологии оснащены всеми необходимыми компонентами, которые в совокупности с правильно отобранными другими технологиями обучения  становятся базой современного образования, гарантирующей необходимый уровень качества, вариативности, дифференциации и индивидуализации обучения и воспитания.
Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель делает урок интересным, содержательным и  увлекательным. Современная  школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать  ИКТ  в своей деятельности ,т.к.главная задача школы- воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.
Построение различных образовательных информационных систем основывается на картах развития умственных навыков учащихся и творческого потенциала учителя.