ТЕМА: Значение и место дождевых червей в биогеоценозах, в природе и истории развития животного мира

ТЕМА: Значение и место дождевых червей в биогеоценозах, в природе и истории развития животного мира
ЦЕЛИ: раскрыть значение червей в природе и жизни человека; обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся о плоских, круглых и кольчатых червях.
Оборудование: учебник; наглядные пособия;
Тип урока: комбинированный ХОД УРОКА
Этапы урока
Содержание деятельности
Методы, формы, приемы работы

I Орг.
момент
Приветствие, определение целей урока. Деление на группы.
Психологический настрой.
Беседа


II Актуализация знаний, повторение изученного материала
1)Какие системы органов впервые появляются у кольчатых червей? ( Вторичная полость тела(целом),замкнутая кровеносная система.) 2)Каково строение кожно-мускульного мешка кольчатого червя? Каково его значение? (Тонкая кутикула, кожный эпителий, кольцевые и продольные мышцы. Защита, передвижение. ) 3)Что такое вторичная полость тела? Каковы ее функции? (Целом заполнен жидкостью, давление которой поддерживает форму тела и служит опорой при передвижении, то есть целом служит гидроскелетом. Целомическая жидкость переносит питательные вещества, накопляет и выводит наружу вредные для организма вещества, а также выводит половые продукты .) 4)Каким образом кольчатые черви способны передвигаться? (При помощи параподий. Червь загребает параподиями спереди назад, цепляясь за неровности субстрата.) 5)Опишите строение кровеносной и нервной систем кольчатого червя.(Кровеносная система замкнутая. Имеются два главных сосуда - спинной и брюшной. Они соединяются полукольцевыми сосудами. Сердца нет, а движение крови обеспечивается сокращениями стенок спинного сосуда, в котором кровь идет сзади наперед, в брюшном- спереди назад. Нервная система состоит из парных надглоточных, или мозговых, узлов, парного брюшного нервного ствола и нервов, отходящих от них.)
Самостоятельная
работа в группах

II Изучение нового материала
Люди мало знают о дождевых червях, об этих робких и беззащитных обитателях почвы, нередко плохо к ним относятся.
А какой вред может нанести человек дождевым червям?
использует их для рыбной ловли,
в почву вносит химические удобрения и ядохимикаты,
строит города, на территории которых лишает червей пищи, уплотняет почву,
режет при перекопке земли,
вскармливает скоту и т.д.
Дождевые черви составляют от половины до трёх четвертей всей биомассы почвенных беспозвоночных и проделывают колоссальную работу по оздоровлению и улучшению почвы, поистине это "бойцы невидимого фронта", чей труд незаметен, и поэтому немногие ценят червей по достоинству. Один гектар не загубленной химией и пахотой почвы может содержать от 1 до 200 млн. особей дождевых червей, а вес их биомассы колеблется от 2 до 5 тонн на гектар. Если взять в расчёт, что червь за сутки пропускает через свой организм равный собственной массе вес земли с органикой, то при среднем весе червя в полграмма и их количестве 100 шт/кв. м (то есть 1 млн. на гектар), то получается, что за сутки они пропускают через себя 50 г земли на квадратный метр, или полтонны земли на гектар. С учётом того, что деятельность червей в средней полосе составляет 200 дней в году, то за сезон эта цифра возрастает до 10 кг/кв.м, или 100 т/га - комментарии излишни!

Беседа















Работа в группах

III Закрепление
знаний
Тест по теме “Плоские, круглые и кольчатые черви”
1-в,2-г,3-а,4-б,5-г,6-а,7-в,8-а,9-б,10-в,11-в,12-а,13-б.

Беседа

IV Заключительный
1. Подведение итогов урока. Рефлексия ЗУХ.Оценивание.
2. Д/з составить вопросы по пройденным темам черви
Подведение итога
и запись д\з
Записывают д/з


Тест по теме “Плоские, круглые и кольчатые черви”:
1. Двустороннюю симметрию тела имеет:
А) медуза Б) актиния В) белая планария Г) гидра.
2. Пищеварительную систему у планарии образуют:
А) тонкие разветвленные канальцы Б) семенники и яичники В) нервные стволы Г) рот, глотка, кишечник.
3. Планария – гермафродит, т.к.
А) у одной особи образуются женские и мужские половые клетки Б) у одной особи женские, а у другой – мужские половые клетки В) она не размножается половым путем Г) она размножается вегетативно.
4. Приспособление к паразитизму у плоских червей:
А) сплющенное тело Б) присоски В) развитая пищеварительная система Г) развитые органы чувств.
5. Круглый паразитический червь:
А) дождевой червь Б) бычий цепень В) печеночный сосальщик Г) человеческая аскарида.
6. У всех круглых червей:
А) вытянутое цилиндрическое тело Б) сплюснутое тело В) полость тела заполнена жидкостью Г) нет пищеварительной системы.
7. Все круглые черви:
А) паразиты Б) гермафродиты В) имеют кожно-мускульный мешок Г) не имеют нервной системы
8. Чтобы избежать заражения паразитическими червями:
А) нужно соблюдать правила личной гигиены Б) нельзя работать с землей В) нельзя пить кипяченую воду Г) нужно есть меньше овощей и фруктов.
9. К кольчатым червям относится:
А) белая планария Б) дождевой червь В) аскарида Г) бычий цепень
10. Слизь, покрывающая тело дождевого червя:
А) способствует поглощению питат. веществ Б) защищает червя от хищников В) облегчает передвижение в почве Г) позволяет изгибать тело.
11. Кровеносная система дождевого червя обеспечивает:
А) удаление вредных веществ Б) переваривание пищи В) перенос кислорода и питательных веществ Г) взаимосвязь с окружающей средой
12. Дождевой червь размножается:
А) откладыванием яиц Б) спорами В) почкованием Г) вегетативно.
13. Роль дождевых червей в почвообразовании состоит в том, что они
А) растворяют горные