Урок по окружающему миру для 2 класса «Как разные животные готовятся к зиме»


Тема урока: Как разные животные готовятся к зиме.
Цели урока:
Познакомить детей с тем, как пресмыкающиеся, земноводные и лесные звери готовятся к зиме, показать связь жизни животных с состоянием неживой природы и растений;
Развивать мышление, наблюдательность, любознательность учащихся и умение анализировать, обобщать;
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе и животным.
Планируемый результат:
-знать, как животные готовятся к зиме в зависимости от того, впадают они в спячку или нет;
- устанавливать связь между сезонными изменениями в природе и жизнью животных;
- узнавать изучаемых животных по описанию.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Ресурсы: Учебник «Окружающий мир. 2 класс». А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, Интерактивный комплекс, карточки с заданием.
Ход урока.
Организационный момент.
Тихо, тихо на снежок
Снежиночка садится.
Пусть сейчас вот также тихо
Сядет ученица!
 
С неба упал снежок
И тихонечко лежит.
Пусть сейчас вот также тихо
Сядет ученик!
− Здравствуйте, ребята! Начинаем урок окружающего мира.
II. Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
- Посмотрите на экран. (Слайд 1) Появляются изображения времён года: весна, лето, зима, осень. Дети рассматривают картинки.
- Назовите одним выражением, что видите на картинах? (времена года)
- Какое время года идёт сейчас? (зима)
- Приход зимы – это хорошо или плохо? (ответы детей)
- Даже если мы считаем, что это плохо, зима всё равно приходит, к её приходу нужно готовиться.
- Как вы, готовитесь к зиме? (Покупаем теплые вещи)
- Как вы думаете, животные готовятся к зиме?
- На столах у вас лежат карточки с заданием.
- Сейчас вы будете работать в парах. Вспомним правила работы в парах.
- Вы должны на карточках написать, как готовятся к зиме перечисленные животные.
Карточка:
Напишите, как готовятся к зиме:
белка __________________________________
медведь ___________________________________
лягушка________________________________
бобёр______________________________
- Проверим, что вы написали. (Читают ответы дети)
- У вас были у всех правильные ответы. (Белка, медведь)
- Один ответ был у вас верным. Были ответы верные, но не все. Среди названых ответов, я не услышала правильного. (лягушка, бобёр)
- Почему нет точных ответов о том, как готовится к зиме лягушка, летучая мышь? (не знаем)
- Значит, какой вопрос возникает? (Должны узнать, как эти животные готовятся к зиме.)
- Какой будет тема урока?
- Сегодня на уроке вы узнаете «Как разные животные готовятся к зиме». (слайд 2)
III. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).
Отгадайте животное.
1 шаг: - Ребята загадают вам загадки. Отгадайте, о каком животном идёт речь. (слайд 3 картинки животных)
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка. (Лягушка)
Она, как змейка, В траве мелькает, Хвостом виляет.  Хвост потеряет -  Другой вырастает.(Ящерица)
Проползает кнут живой.
Приподнялся, зашипел:
Подходи, кто очень смел. (Змея)
- Что вы знаете об этих животных? (Лягушка земноводная, питается комарами, может жить и в воде и на суше. Змеи и ящерицы пресмыкающие, они питаются насекомыми.)- Откроем учебник на стр.98. Прочитайте вслух первый абзац, и вы узнаете, как эти животные готовятся к зиме.
- Как к зиме готовятся лягушки? (Впадают в спячку, зимуют на дне водоёмов, дышат при этом кожей).
- У лягушек, жаб, ящериц и змей температура тела равна температуре окружающей среды. Осенью температура воздуха понижается. Эти животные становятся сонными, вялыми, цепенеют и впадают в спячку.
- Что объединяет этих животных, по тому как они готовятся к зиме? (Эти животные впадают в спячку на зиму.)
(На слайде 3 появляется надпись – Впадают в спячку)
- А вы ещё знаете животных, которые впадают в спячку? (Медведь, ёж, барсук, бурундук)
– Что вы знаете про этих животных?
- Прочитайте вслух второй абзац учебника на стр.99. Узнайте, какие ещё животные впадают в спячку?
- Почему ни ёж, ни медведь не заготавливают корм на зиму?(Летом и осенью эти животные накапливают жир. Много питаются.)- У медведицы зимой рождаются медвежата, которые питаются её молоком, она продолжает дремать. (слайд 4 – медведь, бурундук, летучая мышь)
Бурундук делает запасы на зиму, но зимой он спит, а запасы съедает весной.
Летучие мыши забираются в пещеры, на чердаки. Уцепившись ногами, они повисают вниз головой, заворачиваются в свои крылья и засыпают.
В зимнюю спячку впадают сурки, суслики, барсуки.
- Какой вывод сделаем по этой группе животных? (Они тоже впадают в спячку) (слайд 4- Впадают в спячку)
2 шаг. – Посмотрите на экран. (Интерактивный слайд из ЦОР – интернет)
- Какие звери осенью линяют? (Белка, заяц. По одному ученику выходят к доске и выбирают по 1 зверю и читают про него.) - Зачем заяц и белка меняют цвет шерсти?
- У зайца и белки много врагов: лисы, совы, волки, а защита – только скорость ног. Поэтому им нужна защитная окраска.
- Что вы можете рассказать про других животных на экране? (медведь, волк, еж, мышь)(Рассматривают картинки и читают сообщения)
- Осенью у всех зверей происходит линька – вырастает подшёрсток, и мех становится более тёплым. У некоторых зверей изменяется окраска шерсти.
- Сделайте вывод по этой группе животных? (Тёплый мех, меняют окраску шерсти, линяют)
(слайд 5 – появляется картинки и запись - Меняют мех и окраску.)
IV. Физкультминутка.
3 шаг: - Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма. (слайд 6)
- Обратите внимание на то, как животные готовятся к зиме?
- Узнали мультфильм? (Дюймовочка)
- Какие животные встретились вам в мультфильме?(мышь, крот)
- Как они готовятся к зиме? (Делают запасы на зиму зерна, орехи, желуди.)
- Каких ещё знаете животных, которые делают запасы на зиму? (Бобры, белка, бурундуки, хомяки)(слайд 7 – Белка, хомяк, бобры)
- Белка делая запасы на зиму, закапывая орехи или желуди в землю или мох.
- Хомяк, устраивает в своих норках специальные кладовые, где хранит запасы зерна на зиму.
- Бобры заготавливают много веток, уносят их под воду и складывают в кучу возле своего жилья.
– Что объединяет этих животных? (Эти животные делают запасы на зиму.)
(слайд 7 – появляется надпись – Делают запасы на зиму.)
- На какие три группы можно разделить животных, по тому, как они готовятся к зиме?
( Слайд 8 - Впадают в спячку, меняют мех и окраску, делают запасы на зиму)
V. Первичное закрепление во внешней речи.Интерактивный тест ЦОР «Как животные готовятся к зиме?
- Сейчас мы с вами обобщим всё, о чём говорили на уроке.
- Предлагаю выполнить интерактивный тест.
- Укажите для каждого зверя действия, с помощью которых он готовится к зиме.
Заяц – линяет.
Белка – линяет, запасает корм, строит и укрепляет жилище.
Медведь – линяет, запасает жир, засыпает, укрепляет жилище.
Ёж – линяет, засыпает.
Полёвка – линяет, запасает корм, строит и укрепляет жилище.
VI. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- А вы когда-нибудь пробовали писать стихи?
- Вам понравилось сочинять стихи?
- Я вам предлагаю поиграть в поэтов.
- Начало каждой строчки стихотворения вам дано. Вы должны вместо точек поставить слова, чтобы получилось стихотворение и оно должно соответствовать теме нашего урока. ( слайд 8)
Наступила ….. (зима),
Пришли … (холода).
Голодно …. (зверятам)
Когда нас нет ….. (рядом)!
- Прочитаем какое стихотворение у вас получилось.
- Как вы думаете, как живётся зимой в лесу животным?(Им холодно, голодно, мало еды.)
- Зима – самое трудное время для лесных животных. Зимой холодно и голодно. Охотники и лесники помогают диким животным зимой. Они подкармливают зверей. (слайд 9)
- Для зайцев летом запасают веники с молодой листвой рябины, малины, тополя. Для лосей сооружают специальные кормушки для сена. Животные любят соль. Солью подкармливают лосей, зайцев, оленей. Подкармливают зимой и бобров. Им заготавливают ветки осины, дуба, тополя.
- Зимой все это раскладывают в кормушки, которые стоят на лесных полянах.
VII. Рефлексия. Итог урока.
Закончите предложения: (слайд 10)
- Теперь я знаю, что…
- Я понял, что…
- Я буду…