Урок математики на тему: Повторение изученного и умение применять знания в стандартных и нестандартных учебных и практических ситуациях.


Технологическая карта урока
математики в 1 классе
по УМК «Начальная школа XXI века»
Тема: Повторение изученного и умение применять знания в стандартных и нестандартных учебных и практических ситуациях. Тип: урок обобщения и систематизации предметных результатов.
Цель урока:
повторить знания учащихся о числах первого десятка, умение применять знания о составе чисел в стандартных и нестандартных учебных и практических ситуациях; закрепить умение сравнивать числа в пределах 9 и использовать знаки сравнения в записи равенств и неравенств.
Задачи:
Предметные:
– формирование умения пересчитывать предметы, имеющие различное пространственное расположение, и записывать их количество числом; сравнивать числа в пределах 9 и использовать знаки сравнения в записи равенств и неравенств;
– создавать условия для развития логического мышления, моделирования действий сложения и вычитания с помощью предметов и знания состава чисел;
–способствовать развитию навыков устного счёта и формированию вычислительных навыков; развитию умения ориентироваться в своей системе знаний.
Метапредметные:
– формирование умения определять и формулировать цель и задачи урока, высказывать предположения; проговаривать последовательность действий на уроке;
– создавать условия для самостоятельного планирования и организации деятельности;
– формирование умения устанавливать аналогии, сравнивать, обобщать;
отвечать на вопросы учителя с опорой на ключевые выражения, аргументировать свою точку зрения.
Личностные:
– формирование умения работать в паре, соединяя игровую и обучающую формы деятельности;
– обучение оцениванию своих достижений и успехов товарищей;
– способствовать формированию положительного эмоционального отношения к школе и учебной деятельности.
Планируемые результаты
Предметные:
Обучающиеся умеют пересчитывать предметы, имеющие различное пространственное расположение, и записывать их количество числом, сравнивать числа в пределах 9 и использовать знаки сравнения в записи равенств и неравенств. Научатся самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность, моделировать действия сложения и вычитания с помощью предметов и знания состава чисел, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, оценивать себя, границы своего знания и незнания.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: умеют определять и формулировать цель урока; проговаривать последовательность действий на уроке; развивают умение ориентироваться в своей системе знаний; использовать речь для регуляции своего действия.
Познавательные УУД: учатся
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, строить логические цепи рассуждения.
Формируют умения использовать знаково-символические средства.
Коммуникативные УУД: научатся формулировать собственное мнение; осуществлять рефлексию способов и условий действия, контролировать и оценивать процесс обучения и результаты своей деятельности и успехов товарища.
Личностные:
Формируют положительное
эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.
Проявляют заинтересованность в приобретении и расширении знаний; и способов действий, осуществляют системный подход к выполнению заданий. Научатся оценивать свои достижения и успехи товарищей.
Ресурсы урока: « Математика» (I часть) 1 класс С. С. Минаева, Л. О. Рослова, О А. Рыдзе- М.:Вентана- Граф, 2014 (Начальная школа XXI века) с.64-65;
карточки для индивидуальной работы и работы в паре;
компьютер, презентация, интерактивная доска.
Технологии, используемые на уроке: создание ситуации успеха, технология деятельностного метода обучения, самоконтроль и взаимооценка, метод «Самооценка», мультимедийные технологии.
Ход урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихсяМотивация к деятельности
Самоопределение к учебной деятельности.
Настрой на продуктивную работу и успешный результат.
Создание ситуации успеха
- Как вы думаете, каким будет наш урок?
- А какими должны быть мы, чтобы урок получился таким, каким мы хотим его видеть?
Урок будет:
интересным;
познавательным;
занимательным;
творческим;
увлекательным.
Постановка учебной задачи
- Математика – царица наук. Столько интересных и занимательных тайн открывает она нам на своих уроках! Вспомним, чему мы уже научились?
- Попробуем выделить наши первые 10 умений, которые мы усвоили за 1 четверть. Или же определим то, что ещё вызывает затруднение.
Метод «Самооценка»
Учить детей оценивать себя, границы своего знания и незнания (карточки для индивидуальной работы).
Знаешь ли ты …?
«Самооценка» знаний
учащимися Условные обозначения
Начало урока рефлексия 1. Умею считать до 10 и обратно. Я знаю « + »
Я не знаю
« – »
Хотелось бы узнать больше
« V »
Сомневаюсь в своих знаниях
« ? »
2. Могу определить «соседей» числа, предыдущее и следующее число. 3. Умею сравнивать числа. 4. Различаю равенства и неравенства. 5. Знаю состав чисел от 2 до 5. 6. Знаю состав чисел от 6 до 9. 7. Различаю геометрические фигуры. 8. Умею решать веселые задачи. 9. Знаю секрет вопроса «Сколько всего?» 10. Учусь быть внимательным, думать, соображать, на вопросы отвечать. - Очень хорошо, если на многие вопросы ответили положительно, значит, вы готовы к обобщению и систематизации своих знаний. Но если даже на некоторые вопросы вы не можете ответить утвердительно, то сегодня на уроке сможете закрепить свои знания. Математика – царица наук обязательно вам в этом поможет. Рассмотрите план урока и определим задачи каждого этапа урока:
Разминка.
Весёлый счёт.
Где чей дом?
Игровая.
Улица фигур.
Угадай- ка и сравни.
Рефлексия.
Итак, мы делаем первый шаг в увлекательный мир математики.
Участвуют в беседе. Выполняют анализ, мотивируют дальнейшую работу.
Предположения учащихся, включение в деятельность на личностно- значимом уровне.
Мы будем: (ответы детей)
•… (внимательными);
•… (старательными);
•… (активными);
•… (сообразительными);
•… (дружными).
Обучающиеся слушают вопрос и в левом столбике делают условные обозначения.
Делают самоанализ своих знаний, учатся оценивать себя, границы своего знания /незнания.
Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопросов, на которые предстоит найти ответ; самоопределение учащимися темы урока:
- Сегодня на уроке мы будем…,
повторим …, научимся…
Выдвигают предположение о цели и задачах каждого этапа урока.
Актуализация необходимых знаний
Математическая разминка.
- Назовите числа первого десятка в порядке возрастания.
- Какие числа закрыты карточками? (числовой ряд записан на доске, некоторые числа закрыты карточками)
- Запишите в тетради недостающие числа.
- Какие числа стоят в цепочке от 3 до 7?
- Назовите числа от 8 до 2 в порядке убывания.
- Назовите наибольшее однозначное число.
- Запишите в тетради все однозначные числа в порядке убывания.
- Первый шаг сделали, отметим в нашем плане.
- Что повторили и какие знания закрепили?
Весёлый счёт помогут провести
«волшебные доски»
- Сколько глаз у светофора?
- Сколько пальцев на руке?
- Сколько цветов у радуги?
- Определи соседей числа 7.
- Какое число следует за числом 8?
- Назови число предыдущее 5.
- Какое число на 1 меньше 4.
- Назови число на 2 больше, чем 5.
Весёлые задачи:
На забор взлетел петух.
Повстречал еще там двух.
Сколько стало петухов? (3)
Три цыпленка стоят
На скорлупки глядят.
Два яичка в гнезде
У наседки лежат.
Сосчитай поверней,
Отвечай поскорей:
Сколько будет цыплят
У наседки моей? (5)
Пять веселых поросят
У корытца в ряд стоят.
Два ушли в кровать ложиться,
А скольким еще не спиться? (3)
Пять весёлых медвежат
За малиной в лес спешат.
Испугался вдруг один,
Убежал – и след простыл.
Сколько смелых медвежат
За малиной в лес спешат? (4)
Как-то четверо ребят
С горки покатились.
Двое в саночках сидят,
А сколько в снег свалились?(2)
- Кто был внимателен: состав каких чисел мы повторили, решая весёлые задачки?
- Благодаря этим знаниям мы сможем помочь белочкам и зайчикам поделить гостинцы (учитель организовывает работу в парах на закрепление знаний состава чисел 4 и 5: задание №7 с. 65)
- Итак, какие знания мы закрепили на этом этапе урока? Обучающиеся повторяют написание чисел первого десятка, порядок их при счёте.
Самооценка учащимися результатов деятельности (среди каллиграфически написанных цифр выбирают лучшие и рисуют короны)
Формирование вычислительных навыков и закрепление изученных понятий. Обучающиеся показывают ответ на «волшебных досках».
Повторяют пройденный материал и закрепляют полученные знания.
Осуществляют самооценку этапа урока светофорами успеха: зелёный цвет – «все ответы были правильными»; жёлтый – «у меня возникли некоторые трудности, но я почти всё отвечал правильно»; красный цвет – «сделал много ошибок»; белый–
не знал, как выполнять задание.
Размышляют, отвечают на поставленный вопрос.
Выводы детей.
Основываясь на знании состава чисел 4 и 5, выполняют задание. Учатся
аргументировать своё мнение.
Самооценка выполненного задания. Ребята разукрашивают лепесток «ромашки успеха» в соответствующий цвет.
Организация познавательной деятельности
3. Активизация знаний учащихся. Где чей дом?
- Сегодня необычный и занимательный урок. Математика – царица наук приглашает нас в гости сразу к нескольким числам. Только сначала надо определить, где чей дом?
- Сделайте предположение, где какое число живёт?
Объясните свой выбор.
2503170161925?
00?

16744955715?
00?
769620-3810?
00?
17145110490?
00?

25031701422408 7 4
008 7 4
16744951327157 2
007 2
7696201422401
5 4 001
5 4
5 2
3 - Какие знания применили на данном этапе урока? Легко ли вам было выполнить это задание? При заселении какого домика возникли трудности? Как их преодолеть?
4.Игровая.
Игра «Сколько всего?» (нужно быстро, не пересчитывая предметы назвать их число)
- Какие знания нам помогли?
Игра «Поймай шестёрку» (хлопаем в ладоши над головой, если звучит пример состава числа 6; иначе молча присесть)
Игра «Собери букет»
Задача. Собери букет для мамы, состоящий из 7 тюльпанов двух цветов. Какие варианты возможны? Выполните практическое задание в группах: покажите разные варианты решения задачи, разукрашивая букеты.
Игра в «футбол» (работа в парах на карточках)
- Какой пример «лишний»? Почему?
Работа в тетради:
1вариант – записывают примеры с ответом 7;
2 вариант – с ответом 8 (если ошибаются, значит, забивают «гол» в свои ворота)
- Какие знания закрепили на игровой стации? Оцените свои успехи, закрасив лепесток в соответствующий цвет. Объясните свой выбор.
Физкультминутка
Раз – поднялись, потянулись;
Два – согнулись, разогнулись;
Тройка – трижды три хлопка,
Головою три кивка;
На четыре – руки шире;
Пять – руками помахать;
Шесть – на месте пошагать;
Семь и восемь – лень отбросим!
5. Улица фигур (работа на интерактивной доске)
- На какие группы можно разделить геометрические фигуры? Объясните свой выбор.
Игра «Кто быстрее?» (назвать не пересчитывая)
- Сколько всего фигур видим на рисунке?
- Назови число квадратов на слайде.
- Какое количество жёлтых фигур на рисунке?
Задача. Маша взяла 9 геометрических фигур, среди которых были треугольники и квадраты. Сколько треугольников и квадратов могла взять Маша? Назовите все возможные варианты (работают в паре, используя раздаточный материал)
- «Улицу фигур» мы прошли. Что повторили на данном этапе?
6. Угадай- ка и сравни
Игра «Найди ошибку» (среди записанных неравенств найди неверное; исправь ошибку, объясни)
Сравни числа (работа в тетради)
9* 8 3*9
9*7 5*9
9*4 1*9
- Что общего во всех этих неравенствах?
- Какой вывод можем сделать?
- Удалось ли вам успешно пройти этот этап урока? Что закрепили, какие выводы для себя сделали?
Обучающиеся самостоятельно определяют задание и повторяют состав чисел.
Дети отвечают на вопросы,
обосновывают свои ответы.
Ребята делают предположения, что чем больше число, тем больше вариантов его состава. Следовательно, и домик будет выше.
Обучающиеся «заселяют» домики, закрепляют знание состава чисел 6, 7, 8, 9.
Дети решают проблему и делают выводы о важности знаний состава числа.
Обучающиеся повторяют состав чисел и «секрет» вопроса «сколько всего?»
Делают выводы.
Активные методы обучения и отдыха.
Обучающиеся обсуждают в группах все возможные варианты решение задачи и на практическом примере показывают состав числа7 (разукрашивают предложенные заготовки «букетов»)
Обучающиеся повторяют состав
чисел 7 и 8; учатся работать в паре, аргументируют свой выбор.
Дети оценивают свои успехи и успехи товарища на этом этапе урока. Закрашивают очередной лепесток ромашки успеха в соответствующий цвет, объясняя причины успеха или неудачи в том или ином задании.
Активные методы обучения и отдыха.
Здоровьесберегающие технологии.
Ответы детей. Учатся формулировать мысли, обобщать, делать выводы.
Рассуждения, аргументирование своей точки зрения.
Светофорами успеха ребята оценивают свою деятельность.
Коллективная работа по исправлению ошибок на интерактивной доске.
Взаимооценка выполненного задания. Дети проверяют (по слайду презентации) и оценивают успехи своего товарища. Ребята предлагают разукрасить лепесток ромашки успеха в соответствующий цвет, при этом аргументируют свою оценку.
Познавательная деятельность учащихся.
Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.
Рефлексия деятельности
Организует беседу по уточнению и конкретизации новых знаний. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности на уроке (метод «Самооценка»)
- Какие вопросы вызывали затруднения в начале урока?
- Какую задачу ставили?
-Удалось решить поставленную задачу? Какими способами?
- Что на уроке у вас хорошо получалось?
- Над чем ещё надо поработать?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
(Слайд презентации)
Обучающиеся заполняют вторую колонку оценочного листа.
Отвечают на вопросы, обобщают, делают выводы.
Сегодня на уроке я повторил …
Мне особенно понравилось …
Мне ещё надо повторить …
Самооценка учащимися результатов учебной деятельности (используют светофорами успеха), словесно аргументируют оценку своей работы и всего класса.
Приложение 1
Метод «Самооценка»
Знаешь ли ты … ?«Самооценка» знаний
учащимися Условные обозначения
начало урока рефлексия 1. Умею считать до 10 и обратно. Я знаю « + »
Я не знаю « – »Хотелось бы узнать больше
« V »
Сомневаюсь в своих знаниях
« ? »
2. Могу определить «соседей» числа, предыдущее и следующее число. 3. Умею сравнивать числа.
4. Различаю равенства и неравенства. 5. Знаю состав чисел
от 2 до 5.
6. Знаю состав чисел
от 6 до 9.
7. Различаю геометрические фигуры. 8. Умею решать веселые задачи. 9. Знаю секрет вопроса «Сколько всего?» 10. Умею быть внимательным, думать, соображать, на вопросы отвечать. Приложение 2
Игра «Футбол»
Работа в парах. (У каждого участника цветной карандаш: важно правильно выбрать пример, обвести его своим цветом и этот «мяч» направить стрелкой в ворота соперника, чтобы получилось равенство; в случае ошибки - «гол в свои ворота». Если пример лишний, «мяч остаётся на поле». Выигрывает тот, кто больше «забьёт правильных мячей»)-5143520510500516826520510500 4+4 2+5
56635653632208
008
7+1
-813435666757
007
4+3
1+6 3+5
5+4
3+4
2+6