Календарно-тематическое планирование по предмету Окружающий мир 3 класс. УМК Школа России.


Календарно – тематическое планирование по окружающему миру
3 класс (68 ч.)
№ Дата Тема, тип и форма урока
Вид деятельности учащихся, элементы содержания Планируемые результаты Вид контроля Примечания, Д/ЗПредметные Метапредметные и личностные Вводный урок. Знакомство с учебником.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, ответы на вопросы, высказывание предположений.
Знакомство с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 3 класса
Чтение, определение толкования слов.
Формулировка выводов, обобщений. Познакомятся с разнообразием природы, делением на живую и неживую природу. П.: анализировать и прогнозировать содержание раздела,
Р.: понимать и принимать учебную задачу, решать ее под руководством учителя,
К.: составлять связное высказывание
Л.: осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке. текущий Раздел "Как устроен мир". Природа.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, ответы на вопросы, высказывание предположений.
Сравнение объектов неживой и живой природы, определение сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Научатся классифицировать объекты природы, устанавливать связи между живой и неживой природой. П.: определять главную мысль и тему текста,
Р.: планировать работу по теме,
К.: понимать позицию собеседника и выражать свою позицию,
Л.: осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке. текущий читать учебник стр. 4-9
Человек.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Извлечение из учебника необходимой информации о внутренних системах человека. Осмысление информации.
Формулировка выводов, обобщений.
Самооценка.
Самоанализ работы на уроке. Научатся отличать человека от других живых существ, различать внешность человека и его внутренний мир. П.: прогнозировать содержание раздела,
Р.: планировать работу по теме,
К.: строить понятные высказывания, аргументировать высказывания,
Л.: формирование целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
текущий читать учебник стр. 10-15
Общество.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Извлечение из учебника необходимой информации об обществе. Осмысление информации.
Формулировка выводов, обобщений.
Самооценка.
Самоанализ работы на уроке. Учащиеся научатся определять место человека в окружающем мире, узнают, что такое общество, из каких частей состоит. П.: осмысливать содержание прочитанного,
анализировать содержание,
Р.: планировать работу по теме,
К.: строить понятные высказывания, аргументировать высказывания.
Л.: осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке.
текущий читать учебник стр. 18-23
Что такое экология.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Извлечение из учебника необходимой информации о взаимосвязях в природе, между природой и человеком, рассказ о них с опорой на схемы, анализ схемы учебника, проведение классификации экологических связей, моделирование связей организмов, формулирование выводов из изученного материала.
Самооценка.
Самоанализ работы на уроке. Научатся обнаруживать взаимосвязи между природой и человеком и изображать их с помощью моделей. П.: строить рассуждения об объекте,
формулировать выводы, основываясь на тексте,
Р.: планировать работу по теме,
К.: формулировать высказывание,
устно строить понятный монологический текст.
Л.: осваивать роль ученика на основе выполнения правил поведения на уроке. текущий читать учебник стр. 24-28
Природа в опасности.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Устанавливать причинно – следственные связи между поведением людей, их деятельностью и состоянием окружающей среды, различать положительное и отрицательное влияние человека на природу,
готовить сообщение о заповедниках и национальных парках,
Самоанализ работы на уроке. Научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природе, узнают о Красной книге. П.: строить рассуждения об объекте,
формулировать выводы, основываясь на тексте,
Р.: планировать работу по теме,
К.: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Л.: овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу. текущий читать учебник стр. 29-34
Тела, вещества, частицы.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулировать тему и задачи урока.
Характеризовать понятия «тела», «вещества», «частицы»,
классифицировать тела и вещества, приводить примеры естественных и искусственных тел, твердых, жидких и газообразных веществ,
Чтение, пересказ.
Анализ текста.
Формулировка выводов, обобщений. Научатся различать тела, вещества, частицы, моделировать процесс растворения, расположение частиц в твердом, жидком и газообразном веществах. П.: использование таких видов чтения, как ознакомительное, изучающее, поисковое;
Р.: выполнение действий по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации,
К.: владеть диалогической формой коммуникации,
адекватно воспринимать предложения и оценку других людей.
Л.: овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу. текущий читать учебник стр. 36-40
Разнообразие веществ.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, ответы на вопросы, высказывание предположений.
Чтение, определение толкования слов.
Анализ текста.
Формулировка выводов, обобщений. Научатся различать вещества, их свойства, описывать изученные вещества, проводить наблюдения и ставить опыты. П.: устанавливать аналогии, сравнивать,
Р.: освоение способов решения учебной задачи,
К.: формулировать собственное мнение.
Л.: овладение начальными навыками адаптации в школе к школьному коллективу.
текущий читать учебник стр. 41-45
Воздух и его охрана.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулировать тему и задач урока.
Анализировать схему с целью определения состава воздуха,
наблюдать опыт о свойствах воздуха, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради. Научатся с помощью опытов исследовать свойства воздуха. П.: строить рассуждения об объекте,
формулировать выводы, основываясь на тексте,
Р.: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
К.: составлять монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. текущий читать учебник стр. 46-50
Тест.
Т. Урок проверки знаний.
Ф. Комбинированный. Обобщать и систематизировать знания.
обобщать и систематизировать знания по разделу П.: проводить анализ информации, делать выбор,
Р.: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
К.: составлять монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. тест Вода.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Исследовать свойства воды по инструкции учебника, фиксировать результаты исследования в рабочей тетради, объяснять свойства воды, Научатся с помощью опытов исследовать свойства воды. П.: строить рассуждения об объекте,
формулировать выводы, основываясь на тексте,
Р.: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
К.: составлять монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. текущий читать учебник стр. 51-54
Превращения и круговорот воды.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Проводить мини-исследование об использовании питьевой воды в семье. Научатся увязывать круговорот воды с ее свойствами, моделировать круговорот воды П.: использование различных способов поиска учебной информации,
Р.: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности
К.: формулировать собственное мнение,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. текущий читать учебник стр. 55-58
Берегите воду! Тест.
Т. Урок проверки знаний.
Ф. Комбинированный. Обобщать и систематизировать знания.
обобщать и систематизировать знания по разделу П.: проводить анализ информации, делать выбор,
Р.: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
К.: составлять монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. тест
читать учебник стр. 59-63
Что такое почва.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы,
анализировать рисунок учебника, схему связей почвы и растения, обсуждать вопрос о взаимосвязи живого и неживого в почве,
приводить примеры, наблюдать опыт, высказывать предположения о плодородии почвы. Научатся с помощью опытов исследовать основные свойства почвы, выдвигать гипотезы и доказывать их. П.: поиск информации, осмысление, краткий пересказ,
Р.: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
К.: формулировать собственное мнение,
Л.: формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ. текущий читать учебник стр. 64-68
Разнообразие растений.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Классифицировать группы растений, приводить примеры разнообразия растений, знакомиться с понятием «виды растений», определять растения с помощью «Атласа-определителя», подготавливать сообщение об одном из видов растений любой группы. Научатся классифицировать растения, определять их с помощью атласа-определителя. П.: использование различных способов поиска учебной информации,
Р.: планировать работу по теме,
К.: формулировать высказывание,
устно строить понятный монологический текст,
Л.: наличие мотивации к учебной деятельности. текущий читать учебник стр. 69-73
Солнце, растения и мы с вами.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Характеризовать процессы питания и дыхания растений, выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений, доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Научатся обнаруживать взаимосвязи между неживой природой, растениями и человеком П.: овладение общими способами решения конкретных учебных задач,
Р.: планировать свою работу,
К.: формулировать собственное мнение,
Л: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. текущий читать учебник стр. 74-77
Размножение и развитие растений.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Характеризовать условия, необходимые для размножения растений и их распространения,
приводить примеры распространения семян в природе, выявлять роль животных в распространении семян. Научатся объяснять. Что такое опыление, как распространяются плоды и семена. П.: прогнозируют содержание раздела,
читать в соответствии с целью чтения,
осмысление прочитанного,
Р.: освоение способов решения учебной задачи,
К.: формулировать собственное мнение, впечатление,
строить понятные высказывания,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. текущий читать учебник стр. 78-81
Охрана растений. Тест.
Т. Урок проверки знаний.
Ф. Комбинированный. Обобщать и систематизировать знания.
обобщать и систематизировать знания по разделу П.: проводить анализ информации, делать выбор,
Р.: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
К.: составлять монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. тест читать учебник стр. 82-86
Разнообразие животных.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать группы животных
классифицировать животных из предложенного списка, приводить примеры животных разных групп,
работать с электронным приложением к учебнику,
формулировать выводы из изученного материала. Научатся классифицировать животных по их групповым признакам, определять их с помощью атласа-определителя. П.: осознавать смысл прочитанного,
Р.: освоение способов решения учебной задачи,
К.: построение монологического высказывания,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. текущий читать учебник стр. 87-93
Кто что ест.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Характеризовать животных по типу питания, классифицировать животных по типу питания, приводить примеры цепей питания, наблюдать опыт,
высказывать предположения, обсуждать роль хищников в поддержании равновесия в природе. Научатся классифицировать животных по типу питания, моделировать цепи питания. П.: строить рассуждения,
осуществлять запись,
Р.: освоение способов решения проблем творческого и поискового характера,
К.: выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме,
Л.: воспитание уважения к иному мнению, умение договариваться. текущий читать учебник стр. 94-97
Размножение и развитие животных. Проект «Разнообразие природы родного края».
Т. Урок – запуск проекта.
Ф. Комбинированный. Характеризовать животных разных групп по способу размножения,
моделировать стадии размножения животных разных групп,
приводить примеры как заботятся домашние животные о своем потомстве, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Научатся обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой, пользоваться атласом-определителем. П.: прогнозируют содержание раздела,
читать в соответствии с целью чтения,
умение анализировать и оценивать содержание,
Р.: освоение способов решения учебной задачи,
К.: формулировать собственное мнение, впечатление,
Л.: воспитание уважения к иному мнению, умение договариваться.
проект читать учебник стр. 100-105
Охрана животных.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Характеризовать факторы отрицательного воздействия человека на животный мир,
обсуждать меры по охране животных. Научатся объяснять, почему многие животные стали редкими, как нужно охранять животных. текущий читать учебник стр. 106-111
В царстве грибов.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Характеризовать понятия строение шляпочных грибов,
классифицировать съедобные, несъедобные, ядовитые грибы,
приводить примеры грибов-двойников, наблюдать опыт.
высказывать предположения и обсуждать материал рассказа «Кому нужен мухомор» из книги «Великан на поляне». Научатся объяснять строение грибов, их значение в природе и в жизни людей, различать съедобные несъедобные грибы, правильно собирать грибы. П.: читать в соответствии с целью чтения,
умение анализировать и оценивать содержание,
Р.: освоение способов решения учебной задачи,
К.: формулировать собственное мнение, впечатление,
Л.: воспитание уважения к иному мнению, умение договариваться. текущий читать учебник стр. 112-117
Великий круговорот жизни.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Характеризовать понятия организмы-производители, потребители, разрушители,
приводить примеры круговорота веществ, наблюдать опыт,
обсуждать опасность исчезновения хотя бы одного звена цепи круговорота веществ, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на вопросы и оценивать достижения на уроке. Научатся объяснять участие каждого существа в едином круговороте веществ, моделировать круговорот веществ. П.: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач,
Р.: планировать свою работу,
К.: формулировать собственное мнение,
Л.: принятие и освоение социальной роли обучающегося.
текущий читать учебник стр. 118-121
Организм человека.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить,
характеризовать системы органов тела, обсуждать взаимосвязь наук анатомии, физиологии, гигиены, работать в паре во время проведения опыта, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Научатся объяснять, что такое органы и системы органов человека, устанавливать связь между их строением и работой. П.: использование знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) для решения учебных и практических задач,
Р.: планировать свою работу,
К.: формулировать собственное мнение, участвовать в диалоге, общей беседе,
Л.: формирование уважительного отношения к иному мнению. текущий читать учебник стр. 122-125
Органы чувств.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулировать правила гигиены органов чувств, работать в группе,
работать в паре, формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке. Научатся рассказывать об органах чувств по плану. П.: создавать и преобразовывать модели и схемы для решения учебных задач,
Р.: планировать свою работу,
К.: формулировать собственное мнение,
Л.: принятие и освоение социальной роли обучающегося.
проверочная работа читать учебник стр. 126-129
Надежная защита организма.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Характеризовать средства гигиены и уход за кожей, формулировать правила первой помощи при повреждениях кожи, осваивать приемы оказания первой помощи при повреждениях кожи, готовить рассказ об уходе за кожей, работать с терминологическим словариком. Научатся объяснять, что такое кожа и работа кожи, оказывать первую помощь при повреждениях кожи. П.: понимать значение текстов,
Р.: планировать свою работу, оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
Л.: воспитание уважения к иному мнению, умение договариваться. текущий читать учебник стр. 130-133
Опора тела и движение. Наше питание. Проект "Школа кулинаров".
Т. Урок-запуск проекта.
Ф. Комбинированный. Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма,
доказывать необходимость правильной осанки для здоровья человека, следить за правильной осанкой на уроке и вне его, выполнять физкультминутки. Научатся объяснять строение и принципы работы опорно-двигательной системы человека, держать правильную осанку. П.: прогнозируют содержание раздела,
читать в соответствии с целью чтения,
Р.: освоение способов решения учебной задачи,
К.: формулировать собственное мнение, впечатление,
Л.: воспитание уважения к иному мнению, умение договариваться. проект читать учебник стр. 134-143
Дыхание и кровообращение.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Извлечение из учебника необходимой информации о внутренних системах человека.
Рассказ о них
с опорой на схемы, анализ схемы учебника.
Самоанализ работы на уроке.
Научатся объяснять строение и принципы работы дыхательной системы, кровеносной системы. П.: умение анализировать и оценивать содержание, использование различных способов поиска учебной информации,
Р.: освоение способов решения учебной задачи,
К.: формулировать собственное мнение, впечатление,
Л.: формирование мотивации учебной деятельности. текущий читать учебник стр. 144-147
Умей предупреждать болезни. Здоровый образ жизни.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Извлечение из учебника необходимой информации о здоровом образе жизни, формулирование выводов из изученного материала.
Самооценка.
Самоанализ работы на уроке.
Научатся выполнять правила рационального питания.
Научатся закаливать организм, предупреждать болезни.
Научатся формулировать правила здорового образа жизни, научатся их выполнять. П.: читать в соответствии с целью чтения,
умение анализировать и оценивать содержание,
Р.: освоение способов решения учебной задачи,
К.: формулировать собственное мнение, впечатление,
Л.: воспитание уважения к иному мнению, умение договариваться. текущий читать учебник стр. 147-153
Проверим себя и оценим свои достижения.
Т. Урок проверки знаний.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Планирование выполнений учебных действий.
Осуществление учебных действий по намеченному плану: обдумывание, ответы на вопросы, обсуждение, запись.
Анализ и формулирование затруднений.
Самооценка и самоанализ знания раздела. Обобщать знания раздела П.: умение анализировать и выбирать информацию,
Р.: освоение способов решения учебной задачи,
К.: формулировать собственное мнение, впечатление,
Л.: формирование мотивации учебной деятельности. текущий учебник стр. 154-170
Презентация проектов «Разнообразие природы родного края», "Школа кулинаров".
Т. Урок-презентация проектов.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, высказывание впечатлений.
Формулировка отношения к деятельности и ее результату.
Научатся делать сообщения в устной форме. П.: восприятие смысла текстов,
Р.: умение выбирать один из способов для решения учебной задачи,
К.: учитывать разные мнения и интересы,
Л.: наличие мотивации к творческому труду. проект Огонь, вода и газ.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Извлечение из учебника необходимой информации об огне, воде и газе, формулирование выводов из изученного материала.
Самооценка.
Самоанализ работы на уроке.
Научатся правильно действовать при пожаре, аварии водопровода, утечке газа. П.: читать в соответствии с целью чтения,
умение анализировать текст,
Р.: освоение способов решения учебной задачи,
К.: формулировать собственное мнение, впечатление,
Л.: воспитание уважения к иному мнению, умение договариваться. текущий читать учебник ч.2, стр. 4-7
Чтобы путь был счастливым.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, высказывание впечатлений.
Извлечение из учебника необходимой информации о правилах дорожного движения, дорожных знаках, формулирование выводов из изученного материала.
Самооценка.
Самоанализ работы на уроке.
Научатся соблюдать правила безопасного поведения пешехода, велосипедиста, пассажира П.: осознавать смысл прочитанного,
Р.: освоение способов решения учебной задачи,
К.: построение монологического высказывания,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. текущий читать учебник ч.2, стр. 8-13
Дорожные знаки.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Научатся различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям П.: читать в соответствии с целью чтения,
умение анализировать текст,
Р.: освоение способов решения учебной задачи,
К.: формулировать собственное мнение, впечатление,
Л.: воспитание уважения к иному мнению, умение договариваться. текущий читать учебник ч.2, стр. 14-17
Проект «Кто нас защищает».
Т. Урок-запуск проекта.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, высказывание впечатлений.
Чтение, определение толкования слов.
Извлечение из учебника необходимой информации.
Формулировка отношения к теме проекта. Научатся брать интервью, узнают о родственниках, защищавших и спасающих людей П.: осознавать смысл прочитанного,
Р.: освоение способов решения учебной задачи,
К.: построение монологического высказывания,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. проект учебник ч.2, стр. 18-19
Опасные места.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, высказывание впечатлений.
Выборочное чтение. Анализ текста, описание опасных факторов.
Самоанализ работы на уроке.
Научатся правильно вести себя в квартире, доме и ближайших окрестностях. П.: использование различных способов поиска учебной информации,
Р.: освоение способов решения учебной задачи,
К.: формулировать собственное мнение, впечатление,
Л.: воспитание уважения к иному мнению, умение договариваться.
текущий читать учебник ч.2, стр. 20-24
Природа и наша безопасность.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Научатся правильно вести себя во время грозы, распознавать ядовиты растения и грибы, избегать опасности при встречах и общении с животными. текущий читать учебник ч.2, стр. 25-30
Экологическая безопасность.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Извлечение из учебника необходимой информации об экологической безопасности, формулирование выводов из изученного материала.
Самооценка.
Самоанализ работы на уроке.
Научатся соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни, обнаруживать взаимосвязи между живой и неживой природой. П.: осознавать смысл прочитанного,
Р.: освоение способов решения учебной задачи,
К.: построение монологического высказывания,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. текущий читать учебник ч.2, стр. 31-37
Для чего нужна экономика.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Извлечение из учебника необходимой информации о товарах и услугах, сравнение понятий, выявление существенных различий.
Формулирование выводов из изученного материала.
Самооценка.
Самоанализ работы на уроке. Научатся делать сообщения в устной форме. П.: использование различных способов поиска учебной информации,
Р.: работать по плану,
К.: контролировать действия партнёра, оказывать в сотрудничестве необходимую помощь,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. текущий читать учебник ч.2, стр. 38-41
Природные богатства и труд людей — основа экономики.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, высказывание впечатлений.
Извлечение из учебника необходимой информации природных богатствах.
Формулирование выводов из изученного материала.
Самооценка.
Самоанализ работы на уроке. Научатся раскрывать роль природных богатств и труда людей в экономике, осознать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека. П.: понимать значение прочитанных текстов,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять
понятные высказывания,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. текущий читать учебник ч.2, стр. 42-45
Полезные ископаемые.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Извлечение из учебника необходимой информации о полезных ископаемых, растениеводстве.
Формулирование выводов из изученного материала.
Самооценка.
Самоанализ работы на уроке.
Научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике П.: понимать значение прочитанных текстов,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять
понятные высказывания,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. текущий читать учебник ч.2, стр. 46-50
Растениеводство.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Научатся сравнивать культурные растения и описывать их по плану, объяснять, что такое растениеводство. текущий читать учебник ч.2, стр. 51-55
Животноводство.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, ответы на вопросы, высказывание предположений.
Чтение, определение толкования слов.
Анализ текста учебника, систематизация информации о животноводстве. Научатся классифицировать домашних животных, объяснять, что такое животноводство. П.: анализ текста,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
формулировать собственное мнение, впечатление,
Л.: развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
текущий читать учебник ч.2, стр. 56-59
Какая бывает промышленность.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Извлечение из учебника необходимой информации об отраслях промышленности.
Формулирование выводов из изученного материала.
Самооценка.
Самоанализ работы на уроке. Научатся различать отрасли промышленности, обнаруживать взаимосвязи между ними, различать продукцию каждой отрасли промышленности. П.: осмысление прочитанного текста,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
формулировать собственное мнение, впечатление,
Л.: развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. текущий читать учебник ч.2, стр. 60-63
Проект «Экономика родного края».
Т. Урок-запуск проекта.
Ф. Комбинированный. Систематизация знаний, прослушивание информации, анализ и систематизация информации. Научатся раскрывать роль экономики в жизни родного края, осознавать значение природных богатств в деятельности человека. П.: развитие творческо-поисковой деятельности,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
формулировать собственное мнение, впечатление,
Л.: развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. проект учебник ч.2, стр. 64-65
Проверочная работа.
Т. Урок проверки знаний.
Ф. Комбинированный. Систематизация знаний. ориентироваться в содержании изученных разделов,
проводить анализ изученного материала,
устанавливать взаимосвязь между событиями. П.: осмысление изученного материала,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
формулировать собственное мнение,
Л.: развитие самостоятельности и личной ответственности. Проверочная работа читать учебник ч.2, стр. 66-70
Что такое деньги.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, ответы на вопросы.
Чтение, определение толкования слов.
Извлечение из учебника необходимой информации о государственном бюджете.
Формулирование выводов из изученного материала.
Самоанализ работы на уроке. Узнают понятие «деньги», «бартер», «купля-продажа». П.: анализ текста,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
формулировать собственное мнение, впечатление,
Л.: развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения.
текущий читать учебник ч.2, стр. 66-70
Государственный бюджет.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Научатся объяснять, что такое государственный бюджет, из чего он складывается текущий читать учебник ч.2, стр. 71-74
Семейный бюджет.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Планирование выполнений учебных действий.
Извлечение из учебника необходимой информации о семейном бюджете, расчет бюджета.
Формулирование выводов из изученного материала.
Самооценка и взаимооценка.
Самоанализ работы на уроке. Научатся объяснять, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, как ведется хозяйство семьи. П.: восприятие смысла читаемых текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. текущий читать учебник ч.2, стр. 75-78
Экономика и экология.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Извлечение из учебника необходимой информации о воздействии человека на природу.
Формулирование выводов из изученного материала.
Научатся обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы, осознавать значение природных богатств в деятельности человека. П.: анализ текста,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
формулировать собственное мнение, впечатление,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. текущий читать учебник ч.2, стр. 79-85
Обобщение знаний по теме: «Чему учит экономика».
Т. Урок повторения и обощения.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Планирование выполнений учебных действий.
Осуществление учебных действий по намеченному плану: обдумывание, ответы на вопросы, запись.
Анализ и формулирование затруднений.
Самооценка и самоанализ знания раздела. Научатся делать сообщения в устной форме. П.: выбирать наиболее эффективный способ решения учебной задачи,
Р.: планировать свою работу,
К.: формулировать собственное мнение,
Л.: принятие и освоение социальной роли обучающегося.
текущий Золотое кольцо России.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, чтение, ответы на вопросы, обсуждение.
Извлечение из учебника необходимой информации о городах Золотого кольца России.
Формулирование выводов из изученного материала.
Самоанализ работы на уроке. Научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов.
П.: восприятие смысла читаемых текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов;
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. текущий читать учебник ч.2, стр. 86-90
Золотое кольцо России.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, высказывание впечатлений.
Систематизация знаний о городах Золотого кольца.
Научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов.
П.: прогнозировать содержание раздела,
выделение существенной информации из текстов разных видов,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
Л.: воспитание художественно-эстетического вкуса.
текущий читать учебник ч.2, стр. 91-97
Золотое кольцо России.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Научатся находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов.
текущий Проект «Музей путешествий».
Т. Урок-проект.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, высказывание впечатлений.
Обсуждение, оценивание.
Научатся находить и показывать на карте города и их достопримечательности. П.: использование различных способов поиска учебной информации,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
Л.: воспитание художественно-эстетического вкуса. проект учебник ч.2, стр.98-99
Наши ближайшие соседи.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, высказывание впечатлений.
Поиск заданной информации в учебнике.
Систематизация информации о странах.
Научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран. П.: понимать значение текстов, находить дополнительную информацию,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. текущий читать учебник ч.2, стр. 100-107
На севере Европы.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам. текущий читать учебник ч.2, стр. 108-117
Что такое Бенилюкс.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Планирование выполнений учебных действий.
Осуществление учебных действий по намеченному плану: обдумывание, ответы на вопросы, запись.
Анализ и формулирование затруднений.
Самооценка и самоанализ знания раздела. Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам. П.: умение строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, формулировать их,
Р.: планировать свою работу,
К.: формулировать собственное мнение,
Л.: принятие и освоение социальной роли обучающегося.
текущий читать учебник ч.2, стр. 118-124
В центре Европы.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, ответы на вопросы, высказывание предположений.
Чтение, определение толкования слов.
Формулирование впечатлений, отношения к изучаемым странам.
Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам. П.: прогнозировать содержание раздела,
читать в соответствии с целью чтения,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
Л.: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
текущий читать учебник ч.2, стр. 125-131
По Франции и Великобритании (Франция)
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Научатся рассказывать о стране по физической и политической картам. текущий читать учебник ч.2, стр. 132-137
По Франции и Великобритании (Великобритания).
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Планирование выполнений учебных действий.
Осуществление учебных действий по намеченному плану: обдумывание, ответы на вопросы, запись.
Анализ и формулирование затруднений.
Самооценка и самоанализ знания раздела. Научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран. П.: ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач,
Р.: планировать свою работу,
К.: формулировать собственное мнение,
Л.: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
контрольная работа читать учебник ч.2, стр. 138-141
На юге Европы.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, высказывание впечатлений.
Поиск заданной информации в учебнике.
Систематизация информации о странах и достопримечательностях.
Научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран. П.: использование различных способов поиска учебной информации,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
Л.: воспитание художественно-эстетического вкуса. текущий читать учебник ч.2, стр. 142-148
По знаменитым местам мира.
Т. Изучение нового материала.
Ф. Комбинированный. Научатся находить и показывать на карте страны и их столицы, приводить примеры достопримечательностей разных стран.
текущий читать учебник ч.2, стр. 149-153
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. Тест.
Т. Урок проверки знаний.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Обдумывание, ответы на вопросы, запись.
Анализ и формулирование затруднений.
Самооценка и самоанализ знания раздела. ориентироваться в содержании изученных разделов,
проводить анализ изученного материала,
устанавливать взаимосвязь между событиями. П.: читать в соответствии с целью чтения,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
Л.: становление гуманистических ценностных ориентаций. тест Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».
Т. Урок-презентация проектов.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, ответы на вопросы.
Обсуждение, обмен впечатлениями, оценивание. ориентироваться в содержании изученных разделов,
устанавливать взаимосвязь между событиями. П.: восприятие информации,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. проект учебник ч.2, стр. 154-163
Повторение и обобщение изученного в 3 классе.
Т. Урок повторения и обобщения знаний.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Слушание, чтение, ответы на вопросы, обсуждение.
Самооценка и взаимооценка.
Самоанализ работы на уроке.
ориентироваться в содержании изученных разделов,
проводить анализ изученного материала,
устанавливать взаимосвязь между событиями. П.: восприятие смысла читаемых текстов, выделение существенной информации из текстов разных видов; устная передача содержания текста,
Р.: оценивать свою работу,
К.: составлять понятные высказывания,
Л.: ориентация на развитие целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур, религий. текущий учебник ч.2, стр. 171-173
Повторение и обобщение изученного в 3 классе.
Т. Урок повторения и обобщения знаний.
Ф. Комбинированный. Формулирование темы и задач урока.
Планирование выполнений учебных действий.
Систематизация знаний.
Самооценка и самоанализ знания Научатся делать сообщения в устной форме. П.: ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач,
Р.: планировать свою работу,
К.: формулировать собственное мнение,
Л.: развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. текущий Учебно-методическое обеспечение курса.
Плешаков А. А. Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2. (2012г.)
Плешаков А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2 (2013г.)
Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д. Окружающий мир. Тесты. 3 класс.
Васильева Н.Ю.. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 3 класс. – М.: ВАКО, 2013.
Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005.