Методическая разработка урока МХК на тему Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века (архитектура)


Фундамент национальной классики: шедевры русской художественной культуры первой половины 19 века (архитектура).
Школа: МОУ «Гимназия №1» г. Воскресенска Московской области.
Предмет: МХК.
Цель урока: формирование мировоззрения учащегося на материале произведений мировой культуры.
Задачи:
-образовательные: формирование у учащихся представлений о фундаменте русской национальной культуры посредством изучения шедевров архитектуры первой половины 19 века;
-развивающие: формирование навыков познания через активный деятельностный подход к обучению;
-воспитательные: создание условий для духовно – нравственного развития учащихся, формирование ценностных ориентаций.Формируемые в ходе урока УУД:
-личностные: формирование художественного вкуса как способности чувствовать и воспринимать искусство во всём многообразии его видов и жанров.
-метапредметные: использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности умение применять искусство как один из методов познания окружающей среды.
- предметные: описывать и анализировать явления культуры, используя для этого специальную терминологию; формировать коммуникативную, информационную и социально – эстетическую компетенции.
Тип урока: комбинаторный.
Применённый тип анализа материала: сквозной анализ идеи вертикали.
Учебное оборудование: компьютер, проектор, экран.
Литература:
Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура. 11 класс. В 2-х частях. 1 часть. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
Е.С. Медкова. Искусствоведческие методики в преподавании МХК. М,: педагогический университет «Первое сентября», 2006.

План – конспект урока.
Организационный момент
Актуализация знаний учащихся
Вопросы учащимся:
Какие виды архитектурных сооружений вы знаете?
Что такое обелиск?
Какую знаменитую Древнегреческую колонну вы знаете?
Что такое ордер?
Как называется направление в искусстве, получившее распространениев России в XVIII –  начале XIX в., в основе которого было восприятие достижений античного искусства в качестве художественных норми идеального образца?
Изучение новой темы (сопровождается презентацией)
Если изученные на прошлом уроке литература и музыка начала 19 века являли собой отход от классицистских традиций конца 18 века, то архитектура продолжала развиваться в русле классицизма, углубляя то лучшее, что было найдено в предшествующую эпоху. Поэтому первую треть 19 века в зодчестве России именуют периодом зрелого классицизма или ампиром. Основой архитектурного языка классицизма становится ордер – свод правил, по которым строили здания в Древней Греции. Олицетворением классической архитектуры является фасадная сторона греческого храма с треугольным фронтоном (или портиком) с колоннами.
Имперский пафос классицизма очень подходил к настроению французов во время победного шествия наполеоновской армии, что отразилось на её архитектуре. Победив наполеоновскую армию, Россия переняла имперский пафос в архитектуре.
Его черты:
-парадность имперского величия;
-монументальность;
-использование атрибутов римской военной истории в качестве декоративных элементов.
Всё это мы можем проследить на примере Триумфальной арки в Москве и здании Адмиралтейства в Санкт – Петербурге.
Стройный вид Петербурга , отличающийся официальностью, торжественностью и близостью к западно – европейской школе создан благодаря творениям замечательных мастеров- А.Н. Воронихина (Казанский собор), А.Д. Захарова ( Адмиралтейство), К.И. Росси (Михайловский дворец), О. Монферрана (Александрийская колонна, Исаакиевский собор).
Что же предаёт стройность всем творениям перечисленных архитекторов? Её величество ВЕРТИКАЛЬ. Каждое из сооружений увенчано шпилем или само представляет обелиск-колонну. Давайте рассмотрим историю архитектуры сквозь призму выбранной нами позиции.
Для художественно – творческой деятельности большое значение имеет комплекс выработанных с незапамятных времён пар, в том числе и пара Верх – Низ.
В её основе лежат древние представления и Мировой оси. В древнеегипетском искусстве тема вертикали в виде обелиска осмысляется как символ божественного бессмертия и поэтому в более позднем искусстве используется как мемориальный памятник. Обелиск был органически включён в европейскую культуру. Площадь Согласия в Париже, площадь перед собором святого Петра в Риме – все они организуются вокруг аутентичных древнеегипетских обелисков. Обелиск как символ бессмертия переосмыслен в плане исторического бессмертия и славы в многочисленных памятниках героям отечественной войны в России 1941-45 годов
( стела на Поклонной горе в Москве, обелиск монумента Героическим защитникам Ленинграда на площади Победы в Санкт – Петербурге).
Историческое бессмертие и память потомков – основные символические смыслы другой мемориальной вертикали, подаренной нам культурой Рима. Триумфальная колонна Траяна воздвигнута в честь победы императора над Дакией. Колонна Траяна породила в европейской традиции целый ряд памятников такого типа. Это и Вандомская колонна в Париже, и ростральные колонны на стрелке Васильевского острова, и Александрийская колонна в Санкт – Петербурге. Все они взметнулись ввысь в честь значимых для нации военных побед.
Познавательная работа на уроке: Ответить на вопрос: Можно ли понять, кто победитель в войне 1812 г, сравнив высоту Вандомской колонны в Париже и Александрийской колонны в Санкт – Петербурге, ведь эти памятники сооружены в честь побед национального оружия.
Ответ: исследование высоты этих сооружений (Вандомская колонна – 43,5 м, Александрийская колонна – 48 м), говорит о победе России над Наполеоном.
Идея вертикали башни, рвущейся к небу, - общемировая идея. Она выросла из модели Мировой горы и реализовалась в зиккурате, Александрийском Маяке, Вавилонской башне…Башня как молитва, обращённая к Богу, присутствует во всех культурах Средних веков – это и башни романских и готических соборов, и минареты мусульманских мечетей, и колокольни и звонницы при православных храмах. В древнерусском искусстве высотному порыву готики соответствует высотность шатрового зодчества. В гармоничном взлёте вертикали храма Вознесения в Коломенском - полнота метафорического воплощения идеи вознесения Христа соединяется с классичностью и уравновешенностью форм. Кроме мистических, религиозных смыслов в высотном строительстве Средних веков присутствовали и политические смыслы. Высота колокольни Ивана Великого
(81 м) утверждала главенство Москвы не только как центра Московского государства, но и как центра православного мира, «центра мировой святости» (Ю.Лотман). Борьба за свободу и независимость коммун в Средневековой Европе привела к строительству городских соборов небывалой высоты. Это соревнование привело к тому, что в период с 1163 по 1225 г были построены «на повышение» соборы в Париже, Шартре, Реймсе, Страсбурге.
Познавательная работа на уроке: воспользовавшись возможностями разных источников информации (учебник, интернет), учащиеся определяют высоту перечисленных соборов.
Результаты исследования:
Собор в Париже- 33 м;
Собор в Шартре – 36,5 м;
Собор в Реймсе – 38 м;
Собор в Страсбурге – 140 м.
Сложное переплетение теологических и политических соображений породило вертикаль шпиля собора Петра и Павла в Санкт – Петербурге. Пётр 1 имел уникальную возможность начать всё с начала. В оппозиции к старой Москве он творил свой юный мир и начал его строительство по всем правилам мифологического мышления – с обозначения посреди топких болот высокого сакрального центра (шпиль собора) и зоны предельной упорядоченности (шестигранник Петропавловской крепости). Шпиль Петропавловского собора (ребята находят его высоту – 122,5 м) должен по определению быть выше колокольни Ивана Великого (81 м), т.к. столица государства Российского перемещалась из Москвы в Санкт – Петербург. На левом берегу Невы со строительством Адмиралтейства (также со шпилем) был обозначен следующий по иерархии смысловой узел столицы.
Закрепление. Задание: исследовать, как отразился в архитектуре сталинского времени идеология строительства нового мира.
Результат: Выяснено, что возвращение столицы в Москву помноженное на реанимацию имперских притязаний сталинского режима, дало новый всплеск высотного строительства. В 40-50-е годы 20 века было построено 7 высотных зданий (26-32 этажа).
Рефлексия. Каково значение вертикали в настоящее время?
Вступающие в мир технологической гонки страны автоматически включаются в гонку высотного строительства – США, Япония, Малайзия, Сингапур, Южная Корея, Китай, Москва.
Домашнее задание: Читать стр. 140 – 144, заполнить рабочую тетрадь.